Автор:
Лилия Васильева (Санкт-Петербург, Россия)
Управление персоналом, или кадровый менеджмент – особая профессия, вид деятельности, механизм и система научно-практических мероприятий, методов и принципов руководства людьми на предприятии. В предметную область этой дисциплины входит широкий круг вопросов, начиная с отбора и распределения, аттестации и продвижения работников, их обучения и адаптации, решения конфликтных ситуаций и создания благоприятного социально-психологического климата и заканчивая организационным планированием и строительством, т.е. изменением самой организации с учетом особенностей ее персонала [1, с. 560].
Организация – это комплекс мероприятий иди действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели [3]. Таким образом, организация – это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Трудовой коллектив представляет собой специфическое социально-психологическое образование. Это образование наполнено системой межличностных отношений, которые проявляются в виде групповой активности.
Любая организация, коммерческое и некоммерческое предприятие, состоят из нескольких групп. Часть из них создается руководством, это – формальные группы, где присуще формальные отношения, которые являются одним из средств достижения организацией своих целей и основаны на четких правилах и нормах взаимодействия между работниками, регулируемыми должностными инструкциями. Другая часть групп образуется спонтанно – неформальные группы. Неформальные группы в трудовом коллективе возникают во время взаимодействия сотрудников коллектива между собой. Работники вступают при решении стоящих перед трудовым коллективом задач в деловые контакты на основе указаний и предписаний руководства [2]. Вместе с тем они вступают в неофициальные контакты между собой. Создаются неформальные группы вне компетенции руководства.
Неформальные отношения в служебном коллективе – личные взаимодействия между членами организации, основанные на принятии или непринятии личных качеств сослуживцев без учета их формального статуса. Неформальные отношения служат для подтверждения значимости личности человека, потребности в уважении и принятии со стороны других людей. Так или иначе неформальные отношения развиваются на всех уровнях организации.
Основными причинами вступления в формальные организации, является желание трудиться и получать заработную плату, а причинами вступления в неформальные группы и организации является:
-
удовлетворение потребности в чувстве принадлежности;
-
необходимость в помощи – неформальные отношения в коллективе обеспечивают человека дополнительной поддержкой сослуживцев, как в рабочее, так и в нерабочее время без необходимости компенсации помощи;
-
потребность в защите – неформальные отношения выполняют терапевтическую функцию в случае проблем или конфликтных ситуаций в служебном коллективе;
-
потребность в общении – возможность получения объективной информации о состоянии дел в служебном коллективе и об отношении сослуживцев.
Современные исследователи отмечают, что эти отношения могут целенаправленно развиваться и использоваться как дополнение к формальным инструментам управления. Дополняя имеющуюся структуру социальной организации знанием о существующих неформальных отношениях и их внутреннем ресурсе, можно направить неформальную активность в русло совершенствования структуры управления или на пользу организации в целом Неформальные отношения, складывающиеся в структуре социальной организации, как один из механизмов её реагирования на ограниченность формальной системы отношений, несут в себе неиспользуемый потенциал для управления. Этот потенциал кроется в возможности направления активности неформальных отношений для достижения общей цели организации. Неформальные отношения способствуют персонализации осуществляемых в организации процессов. Благодаря этим отношениям легче возникает доверие, которое является важнейшим инструментом для управления любой социальной структурой. Они представляют собой огромное количество социальных практик, которые регулярно воспроизводятся в силу своей функциональности. Они отбираются членами социальной организации как наиболее эффективные для конкретной ситуации в конкретный момент времени [4, с. 2].
Таким образом, неформальные механизмы регуляции поведения человека в организации заслуживают пристального внимания, этим и определяется актуальность изучения сегодня подобных социальных практик.
Литература:
-
Кравченко А.И. Социология управления. Фундаментальный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. – М.: Академический проект, 2008. – 983 с.
-
Меновщиков В.Ю. Бюрократы и неформалы: откуда они берутся и почему конфликтуют [Электронный ресурс] / В.Ю. Меновщиков // ЭСМ. – 2004. – №6. – С. 30-36. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16853163/, (Дата обращения: 15. 12. 2012).
-
Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Организация (Дата обращения: 12. 12. 2012).
-
Сторожук А.Ю. Неформальные отношения в структуре современной российской организации [Текст]: автореф. дис. канд. социал. наук: 22.00.08/А.Ю. Сторожук; ВАГС. – Волгоград; 2009. – 144 с.
Научный руководитель:
доктор философских наук Гелих Олег Яковлевич