Автор:
Назира Азимова (Худжанд, Таджикистан)
Для того, чтобы чему-то научиться нужно упорно и самостоятельно действовать. Особенно в наш бурный век, когда страна входит в мировое образовательное пространство, во всех сферах производства и в условиях высокой конкуренции, всегда востребованы специалисты, способные к мировоззренческому выбору, к самостоятельному анализу, к самоуправлению и компетентности в поиске и средств информации. Преобразования в современном мире повлияли на требования работодателей к выпускникам вузов.
Сегодня высшее образование становиться более престижным делом. Так, статистика США показывает, что 50% студентов колледжей имеют возраст 25 лет и старше. Последние годы растет число поступающих в вузы США. Желание получить степень бакалавра, магистра или доктора связано с их профессиональной деятельностью. Они считают, что высшее образование дает возможность продвинутся в карьере [2.C.82].
Одним из важных показателей уровня математического знания является умение решать задачи. Задачи - являются средством организации индивидуальных работ обучающихся в изучении математики. В педагогической практике часто сталкиваемся с ситуацией, когда студенты не могут самостоятельно решить ту или иную задачу. Умение самостоятельно решать математические задачи - это результат математической деятельности обучаемого и по его качеству можно оценить уровень познаваемости учебного материала и познавательной самостоятельности студента. В чем же причина неумения учащихся самостоятельно решать задачи? По мнению Л.М.Фридмана [7.С.117-118], для того чтобы научить учащихся самостоятельно решать нестандартные задачи, выработать у учащихся общий подход к решению любых задач, сформировать умение разумного поиска способа решения задач незнакомого типа, необходимо:
1. Дать учащимся элементарные понятия о теории задач. Можно давать эти
знания параллельно с решением задач в течении всего учебного процесса
2.Вырабатывать у учащихся прочные умения и навыки действий пригодных для решения сложных задач: умение проводить анализ задачи
3. Ознакомить учащихся с основными эвристическими методами решения
задач и выработать у них умение использовать для решения других задач.
Познавательная самостоятельность выражается в процессе поиска решения задач. Самостоятельная работа [1.С.24] - это вид деятельности, который стимулирует познавательный интерес, активность, самостоятельность, мотивацию в учении и педагогические условия, создающие благоприятные условия руководством самостоятельной деятельностью студентов.
Имеются разные определения сущности самостоятельной работы. В педагогической мысли таджикского народа самостоятельная работа одна из форм учебной деятельности. Абуабдуллох Рудаки - таджикский и персидский поэт, замечательный певец и музыкант- рапсод, свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары. Педагогическое наследие Рудаки и других выдающихся мыслителей Востока дало достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки. Абуабдуллох Рудаки самостоятельность считает важным человеческим качеством. Самостоятельную работу рассматривает как средство формирования опыта, умений и навыков, который в итоге приводит ученика к совершенно новым и неизвестным ему знаниям:
Кто из опыта столетий не набрался ничему
Никакой устод (учитель) на свете не укажет путь ему [5.C.56]
Из всех мыслей А.Рудаки о роли среды в воспитании человека, формирования его личности вытекает логический вывод о том, что познавательные способности и нравственные качества человека, в том числе и самостоятельность, являются не наследственными, а приобретенными.
Авиценна, собственно Абу- Али ал-Гусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина,- знаменитый персидский философ и врач, родился в 980г. В Афшаме. Изучал В Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, был придворным врачом саманидских и диалемитских султанов, некоторое время был визирем в Гамадане.
Авиценна под самостоятельной работой понимает выполнение учениками заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя.
По мнению древнейшего таджикского педагога Унсурмаоли Кайковуса (в книге «Кабуснамэ»), самостоятельная работа – это соединение мысли учащихся с их самостоятельными умственными и физическими действиями.
Современные авторы (П.И.Пидкасистый; [6.с.128]) самостоятельную работу рассматривают как средство вовлечения учащихся с самостоятельную познавательную деятельность. Постановка задачи характеризует содержание предмета. Самостоятельная работа должна таким образом быть организована, чтобы характер задач и степень ее сложности соответствовал знаниям, умениям, навыкам студентов и развивали в то же самое время их творческие возможности деятельность [3.С.189].
В обучении математики важно знать уровень знаний и подготовленность студентов. Использование карточек с задачами позволит сэкономить выделенное время занятию. Те студенты, которые по разным причинам не явились на занятие, конечно же, отстают от своих сокурсников и это отрицательно влияет на их успеваемость. Для этих студентов можно проводить короткий инструктаж по пройденному материалу и дать карточки с задачами и их решениями из пройденного урока.
Можно предложить на практических занятиях студентам ряд задач для индивидуального выполнения, которые оценены разными балами по их сложности. Каждый может выбрать ту задачу, которую в состоянии самостоятельно решить. По полученным балам студентов можно судить о степени освоенности учебного материала. По выбранным ими задачам можно эффективно оценить их познавательную деятельность.
Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне нее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. В образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа «Чем больше, тем лучше». Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу.
Имеются следующие основные этапы подготовки и проведения самостоятельной работы [3.С.191-192]:
-
Постановка и раскрытие сущности познавательной задачи.
-
Создание проблемной ситуации.
-
Повторение, обобщение, систематизация пройденного материала, связанная с предстоящей работой. Получение новых знаний с помощью педагога или путем самостоятельной работы.
-
Инструктирование студентов о последовательности выполнения заданий.
-
Планирование студентами выполняемой работы. Поиск новых способов на основе ранее усвоенных знаний, самоконтроль планирования.
-
Выполнение студентами работы в соответствии с намеченным планом на основе имеющихся у них теоретических и практических знаний, личного интереса, убеждений.
-
Самопроверка и анализ конечного результата.
К условиям успешного формирования приёмов самостоятельной творческой деятельности К.Н.Лунгу включает следующие [3.С.203] :
1. Тип самостоятельной работы должен соответствовать уровню
познавательной деятельности студентов.
2. Репродуктивные самостоятельные работы имеют дидактические
функции.
3. Частично- поисковые самостоятельные работы имеют познавательные
функции.
4. Творческие самостоятельные работы имеют развивающие функции.
Репродуктивные самостоятельные работы организуются таким способом, в которых усвоение новых знаний проходит шаблонно, то есть через запоминание. Такого типа самостоятельные работы применяются при обучении высшей математике в вузах по специальностям, для которых математика не является профилирующим предметом. Частично- поисковые самостоятельные работы студентов требуют знаний за границы полученных ранее для решения задач. При выполнении этого типа заданий активизируется познавательные способности студентов. Творческие самостоятельные работы исследовательского характера требуют организацию творческой деятельности студентов с заранее развитым интересом к такой деятельности [4].
В заключении хочется отметить, что высшую школу от средней различает не только специализация, но и методы в учебно - воспитательном процессе и уровень самостоятельности студентов. Именно в самостоятельной работе студента более всего могут проявляться его стремление, мотивация, целенаправленность, целеустремленность, воля, самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. То есть, кроме практической значимости в процессе обучения, о которых утверждались ранее, самостоятельная работа влияет и на воспитательные процессы. Самостоятельная работа студента является основой для изменения отношения к учебе и позиций в самом учебном процессе, она рассматривается как специфическая форма учебной деятельности и характеризуются всеми перечисленными выше особенностями. Эти качества личности, необходимые будущему специалисту с высшем образованием в дальнейшем, конечно же, повлияют на его профессиональную деятельность.
Литература:
-
Аверин, А.Н. Организация самостоятельной работы на кафедре социальной работы [Текст] / Аверин, А.Н., Солодянкина, О.В. Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии/ под ред. к.п.н., доц. М.Г. Савельевой.- Ижевск: «Удмуртский университет» 2009.- 256 с.
-
Войтович, И.К. Образование взрослых: психологический портрет взрослого студента (на примере США) [Текст] / И.К.Войтович. Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / под ред. к.п.н., доц. М.Г. Савельевой. Ижевск: Изд. «Удмуртский университет» 2009.- 256 с.
-
Лунгу, К.Н. Систематизация приёмов учебной деятельности студентов при обучении математике [Текст] / К.Н. Лунгу.- 2-е издание.-М.:URSS, 2010.-424с.
-
Лутфуллоев, М. Современная дидактика [Текст] / М. Лутфуллоев.- Душанбе: Ирфон, 1997. - 253с.
-
Мирзозода,М. Рудаки–асосгузори адабиёти классикии точик [Текст] / М. Мирзозода.- Душанбе, 1958. - 168 с.
-
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / П.И. Пидкасистый. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.- 240с
-
Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике [Текст]: учебное пособие / Л.М. Фридман.- 3-е издание.- М.: URSS, 2008.-248 с.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной математики,
информатики, физики и методики их преподавания ФГБОУ ВПО Борисоглебский Государственный педагогический институт» Кодиров Б. Р.