Автор:
Марина Матвеева (Санкт-Петербург, Россия)
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Единой концепцией специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): основные положения» и др. требуют внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для обучения и воспитания, получения полноценного образования. [2, с.7]
Для реализации этих условий в общеобразовательной сельской школе можно использовать дифференцированную коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, осуществляемую за счет внедрения интегрированного учебного плана.
Учебный план начальной школы разработан на основе Федерального базисного учебного плана и Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и является основой для разработки нашего учебного плана. [4, с.1252]
Основные положения интегрированного учебного плана:
1. Сохранение и развитие вариативной части учебного плана на разных уровнях - национально-региональном, школьном и индивидуальном. Реализация данной идеи предполагает введение дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени школьного образования, ориентацию на личностное развитие каждого ученика, использование индивидуального и дифференцированного подхода при построении различных учебных дисциплин.
2. Дифференциация предельных норм учебной нагрузки на каждого учащегося в зависимости от конкретных ведущих типов деятельности на разных уроках, т.е предельная учебная нагрузка школьников должна рассчитываться исходя из трудностей, возникающих у младших школьников, а не только исходя из количества уроков в неделю.
3. Усиление интегративного подхода в организации учебного процесса. Интеграцию процесса образования предполагается осуществить путем введения интегрированных учебных курсов.
4. Усиление практической направленности образовательного процесса. Для этого в учебный план должны быть включены различного рода практикумы, предусмотрены бригадные, парные, групповые и коллективные формы работы.
Базовый компонент (инвариантная часть) учебного плана направлен на достижение требований образовательного стандарта. Вариативный компонент предназначен для усиления адаптационных возможностей каждого учащегося, коррекции нарушений младших школьников, их социализации. Вариативный компонент может быть представлен двумя блоками, в которые входит аудиторная и внеаудиторная нагрузка.
Блок аудиторной нагрузки состоит из обязательной инвариантной нагрузки - федерального компонента и вариативной нагрузки (школьного компонента) на ступени начального обучения, т.е выделяется время для индивидуализации образования учащихся с ОВЗ, на усиление базовых курсов, введение коррекционных занятий.
Блок внеаудиторной нагрузки включает индивидуальные и групповые консультации, коррекционные занятия (занятия по развитию слухового, зрительного восприятия, коррекции речи, адаптивной физической культуре, познавательных процессов).
Основной особенностью данного учебного плана является проектирование аудиторной и внеаудиторной работы и внедрение в вариативную часть специальных коррекционных занятий для учащихся с ОВЗ. Кроме того, учебная нагрузка планируется на всю ступень начального образования.
Важным отличием интегрированного учебного плана является содержательное наполнение обязательных областей. Традиционно образовательные области наполнялись образовательными компонентами: учебными предметами, учебными курсами, интегрированными курсами и т.д. Новый вариант базисного учебного плана предполагает иной подход к процессу обучения в сельской школе. В его состав входят базовые компоненты: учебные курсы, практические занятия, коррекционные занятия. Учебные курсы включают в себя базовые или модульные составляющие, которые входят в инвариантную часть учебного плана; практические и коррекционные занятия составляют вариативную часть учебного плана.
Отработка структуры начальной ступени сельской школы с введением в ее структуру дифференцированной коррекционно-развивающей работы для более эффективной подготовки младших школьников к переходу на среднюю и старшую ступень образования может осуществляться посредством:
-
планирования учебных мероприятий и разработке программ и планов, в которых необходимо учитывать замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой учащихся с ОВЗ;
-
разработки учебных программ и планов урока, учитывающих замедленность скорости приема и переработки поступающей информации;
-
расширения представлений об окружающем мире, о себе, запаса знаний в целом, поскольку у детей с ОВЗ отмечается снижение общей психической и в частности, познавательной;
-
учета в образовательных технологиях диспропорциональности между направленной и спонтанной сторонами развития;
-
учета недоразвития всех или некоторых форм предметной деятельности (обращается внимание на незрелость мотивационной сферы, процессов целеполагания, несовершенство отдельных операций, недостаток контроля за их протеканием);
-
реализации задач образовательной области «Технология», которая учитывает недоразвитие моторики, что приводит к сужению возможности взаимодействия с окружающим миром, обедняет запас знаний о нем;
-
учета при разработке учебного плана нарушений мышления и речи, недостаток словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом у всех групп детей с ОВЗ;
-
учета темпа формирования высших психических функций, поскольку у младших школьников с ОВЗ отмечается обеднение социального опыта, затруднения в сфере общения;
-
разработки программ воспитательной работы и учет деформации социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением.
Внедрение интегрированного плана включает в себя разработку рабочих программ по учебным предметам на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ к нему. Составленные нами рабочие программы для младших школьников с ОВЗ позволяют: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрыть содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределить учебный материал по годам обучения; распределить время, отведенное на изучение предмета, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов сельской школы; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающихся; включить материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методов, приемов и контроля уровня подготовленности обучающихся.
На основе интегрированного плана и рабочих программ составляется дифференцированное тематическое планирование учебных предметов, которое позволяет комплексно решать проблемы обучения, целенаправленно, систематически и планомерно координировать все сферы воздействия на учащихся. Планирование строится с учетом проблемности обучения, сочетания дифференцированного обучения с индивидуальным подходом, педагогического контроля с самоконтролем учащихся.
При составлении планирования мы руководствуемся тем, что каждый отдельный урок является звеном в общей системе занятий, то есть осуществляется преемственность в обучении, поэтому поставленные образовательные, коррекционные и воспитательные задачи будут успешно решены при планировании системы уроков, что обеспечивает взаимосвязь уроков инвариантной и вариативной частей плана и позволяет всесторонне изучить темы учащимся с ОВЗ.
Для коррекции индивидуальных нарушений учащихся ОВЗ нами составляются индивидуальные образовательные маршруты. В их основе лежит: реализация государственного стандарта образования, индивидуализация процесса обучения; личностный подход; формирование когнитивных способностей. Отбор содержания образовательного маршрута для каждого конкретного учащегося осуществлялся по различным основаниям: развитие интеллектуальных, психических способностей (мышление, память, восприятие), индивидуальных особенностей детей.
Отбор содержания образовательного маршрута для каждого конкретного учащегося может осуществляться по различным основаниям:
-
Развитие интеллектуальных способностей учащихся;
-
Психические способности (мышление, память, восприятие)
-
Индивидуальные особенности учащихся [1, с. 82-83].
Предварительный этап выбора индивидуального маршрута обучения учащихся предполагает:
-
Разработку и уточнение перечня каждой образовательной области: учебных курсов инвариантной части и коррекционных занятий вариативной части плана;
-
Согласование их содержания с имеющимися программами, учебниками, методическими пособиями;
-
Разработку рекомендаций по составлению индивидуального маршрута учащихся с ОВЗ;
-
Разъяснение родителям и младшим школьникам особенностей организации учебного процесса (в индивидуальном учебном плане должны быть представлены все образовательные области, учебная нагрузка в пределах 20-25 часов в неделю, часть предметов должна быть выбрана в соответствии с теми нарушениями, которые имеются у детей); проведение индивидуальной и дифференцированной коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками [3, с.187-188];
-
Разработку новых принципов организации учащихся группы, поскольку классно-урочная система полностью не удовлетворяет потребностям школьников с ОВЗ;
-
Разработку технологии составления расписания занятий и ведение школьной документации.
В результате внедрения индивидуально-образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья отмечалось повышение уровня когнитивных способностей (предметных знаний, умений и навыков), положительная динамика обучения младших школьников в классе.
Таким образом, посредством внедрения интегрированного учебного плана с гибкой вариативной структурой дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в сферу образования без ущерба их личных интересов и потребностей, имея широкий выбор путей и способов реализации из возможностей. Интегрированный учебный план обеспечивает им необходимые условия для культурного развития, полноценного обучения и дальнейшего профессионального самоопределения.
Литература:
-
-
-
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 («Собрание законодательства РФ», 26 марта 2001 г., № 13, с. 1252).