Автор:
К. п. н. Подболотова Марина Ивановна (Москва, Россия) К. э. н. Соловьева Юлия Алексеевна (Москва, Россия)
Во все времена образованность общества - главный и важнейший фактор и условие развития государства, развития человеческого потенциала. Образование – это особый стратегический ресурс общества, обеспечивающий его прогресс во всех сферах, поэтому система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В настоящее время педагогической общественностью активно обсуждаются вопросы стандартизации, сущности и содержания образовательного процесса, условий и среды, в которой происходит процесс обучения и развития, современных технологий, способных обеспечить новое качество образования. В конечном итоге, качество образования сегодня обязательно предполагает выход на сформированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, а одним из таких механизмов, который способствует развитию и формированию компетенций личности является реализация интерактивных методов обучения.
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Методы обучения можно классифицировать по различным признакам, в том числе по степени осознанности восприятия учебного материала выделяют интерактивные методы [1].
Слово «интерактивный» происходит от слов «Inter» - взаимный и «act» - действовать. В данном случае речь идет об особом способе взаимодействия между учителем и учеником.
Сама идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет. Поэтому одна из трактовок понятия «интерактивное обучение» – это обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Однако в настоящее время используется более широкое толкование интерактивного обучения – как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [8, с. 15].
Следует заметить, что интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным, качественным, что особо актуально в такой образовательной среде – как школа надомного обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в школах надомного обучения могут организовываться в учреждении, на дому и комбинированно, при этом формы проведения занятий традиционные – индивидуальная, групповая, комбинированная.
Достаточно часто дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получать учебную нагрузку в том объеме учебных часов, которая предусмотрена базовым учебным планом и учебной программой. Поэтому отдельные учебные курсы, прежде всего, так называемые устные предметы (история, биология, география) сокращаются – от 0,5 до 1 ч в неделю.
Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда в состоянии работать в течение 45 минут, поэтому возникает проблема: как сократить учебный материал без потери нужного качества, а так же выбрать адекватные и оптимальные формы, методы и приемы обучения [6, 9].
Совершенно очевидно, в данной ситуации, особый упор следует делать на такие методы и формы обучения, которые способствовали бы формированию мотивации, желания учащихся к активному участию в получении знаний и практической реализации данной потребности в деятельности.
В этом отношении школьное географическое образование, со спецификой своего содержания, раскрывающим перед учениками пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, взаимосвязи и взаимозависимости компонентов окружающей среды, целостность мира, позволяющим видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой вкупе с интерактивными методами обучения имеют трудно переоценимые возможности в решении вышепоставленных задач.
Место учителя при интерактивном обучении – направление деятельности учащихся на достижение целей урока. Учебный процесс при интерактивном обучении организуется с учетом включенности в процесс познания всех без исключения учеников класса. Совместная деятельность проявляется в том, что каждый вносит свой вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
На уроках при интерактивном обучении организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, осуществляется работа с документами и различными источниками информации и др. Среди интерактивных форм занятий хотелось бы отметить такие, как: эвристическая беседа, тренинги, «мозговой штурм», интерактивная лекция, учебная дискуссия, кейс-метод - анализ конкретных практических ситуаций, деловые и ролевые игры и др.
Ролевые игры - пример одной из продуктивных форм реализации интерактивных методов на уроке география. При этом, учителю следует помнить, что ролевая игра – это такая игра, в ходе которой складывается и совершенствуется управление поведением, но, если, подросток не видит жизненного значения игры, то у него исчезает к ней интерес, а значит мотивация, и наконец, ценность знания или навыка, которые он мог бы получить. Конечным результатом такой игры обязательно должен какой-либо общий продукт – фотостенд, видеосюжет, картина, модель, схема, призыв, обращение и пр. Учитель здесь выступает как «скрытый координатор», роль которого весьма велика – планирование, анализ деятельности, обобщение, корректировка, организация рефлексии, оценка. Тематика таких игр на уроках географии весьма обширна и зависит только от творчества учителя и его владения интерактивными формами обучения и развития, например - «Как создать новые рабочие места на Севере России?», «Как спасти село?», «Чрезвычайные ситуации в повседневной жизни» и пр.
Таким образом, реализация в школах надомного обучения интерактивных методов – это насущная потребность, поскольку очевидно, что успешнее будет развивается тот молодой человек, который открыт для сотрудничества, быстрее реагирует на общественные изменения, ищет новые ресурсы для движения вперед, что возможно лишь в интерактивном формате организации процесса обучения.
Литература:
-
Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
-
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
-
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
-
Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
-
Методика преподавания психологии (Учебное пособие). Автор: Якубовская Л.П. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/
-
Письмо Министерства образования РФ от 30 марта 2001 года № 29/1407-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения).
-
Пометун О.І., Пироженко Л.В. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. – К.: А.С.К., 2004. – 192с.
-
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. М., 2005
-
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //Российская газета от 24 ноября 1995 г.
Подболотова Марина Ивановна; г. Москва, проезд Шокальского, д.1, корп.1, кв.139; 121227; тел. 8 916 374 39 30; mar-podbolotova@yandex.ru; Институт естественных наук Московского городского педагогического университета, кафедра экономической географии и социальной экологии; доцент; кандидат педагогических наук, доцент
Соловьева Юлия Алексеевна; г. Москва, Алтуфьевское ш. дом 20 «Б», кв. 60; 127562; тел. 8 916 829 10 50; fineeyes@mail.ru; Научно-исследовательский институт столичного образования Московского городского педагогического университета, лаборатория математического, естественнонаучного образования и информатизации; старший научный сотрудник; кандидат экономических наук, доцент