Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Татьяна Слета (Санкт-Петербург, Россия)

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инновационных технологий в специальном обучении. Примером может служить такое направление как арт-терапия. В специальном образовании это направление представляет собой обобщение опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с ОВЗ. В системе различных направлений психотерапии: «Арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых при помощи изобразительной деятельности и психотерапевтических отношений, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [5].

Арт-терапевтические занятия позволяют решать различные образовательные задачи [4].

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети с ОВЗ учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом [4].

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности [4].

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций [4].

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка с ОВЗ. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам [4].

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Это понятие можно осветить через призму развивающего обучения и творческой деятельности [4].

Любой опыт может быть усвоен двумя путями: воспроизводящий, в основе лежит активное усвоение ребенком выработанных ранее приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Этот путь можно обозначить как путь развивающего обучения. Основой другого пути является творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.

По своему характеру творчество и обучение противоположны, но между ними устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи.

Обучение не является механическим процессом передачи знаний и умений. Обучение – это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог не должен забывать, что возможности каждого из них индивидуальны. По мере того, как дети овладевают новыми навыками, у них появляется желание к свободе самовыражения. Так, в процессе обучения рисованию дети с отклонениями в развитии, так же как и нормальные дети начинаю экспериментировать с цветом: сопоставляют и смешивают, комбинируют в различных сочетаниях. Это способствует более правильному, выразительному изображению предметов, помогает возникновению у ребенка художественного образа, развитию творческой фантазии.

Если творчество обозначить как деятельность детей, то оно в свою очередь предоставляет новые возможности для их развития.

Детское творчество является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Вместе с тем, творчество способно доставить удовольствие своей непосредственностью и свежестью выражения ребенку. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое в себе.

Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в рисунках, аппликациях, в пении, инсценировках, лепке и т.д. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир, в звуки и краски природного и предметного мира - путь, по которому развивается творчество ребенка. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий [2].

Термин «творческие задания» известен нам из дошкольной педагогики. Следует отметить два его компонента. Задания названы творческими, так как дети должны самостоятельно находить новое выражение. Но они также названы заданиями, так как предполагается, что творчество детей не должно являться полностью самостоятельным, а с участием взрослого, который будет организовывать обстановку, условия, материалы, побуждать детей к творческим действиям [1].

Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают определенные чувства, побуждают к воображению.

Исследование путей формирования творчества дает возможность определить три этапа в усложнении заданий.

  1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

  2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

  3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, планируют свои действия, намечают какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка .

Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в рисунке, проявляя при этом инициативу и самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний [2].

Есть различие и в результатах. Во время обучения дети осваивают определенные образовательные сведения, умения, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. Уровень знаний и навыков устанавливается в соответствии с возрастом. В творчестве дети овладевают способами творческих действий. Качество творческих действий определяется такими компонентами, как творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка, и преднамеренностью поисков [2].

Характер педагогического руководства также различен. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. При развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка.

Сопоставление обучения и творчества показывает, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий характер, возможно успешное развитие творчества.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей требуется применение творческих действий.

Творчество может успешно развиваться в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения и дети имеют определенный уровень художественного развития [2].

Таким образом, основной целью применения арт-терапии в специальном образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптации к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала [5].

Литература:

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.

  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Москва, 1999.

  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

  4. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.

  5. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.