Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: 
Анастасия Васильева (Магнитогорск, Россия)

Инвестиционный налоговый кредит, ориентированный на поддержку активности хозяйствующих субъектов в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских разработок и реинвестирование полученной прибыли в инновационные проекты, является в настоящее время одним из самых перспективных в перечне инструментов государственного стимулирования предпринимательской инициативы в области инноваций и развития наукоемкого бизнеса.

В соответствии со ст.66 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) рассматриваемый инструмент системы налогового стимулирования инноваций предполагает такое изменение срока уплаты налога, при котором хозяйствующему субъекту предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [1, ст.66].

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1, ст.67].

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50,0 % размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50,0 % размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период [1, ст.66].

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией [1, ст.67].

В настоящее время большинство российских экономистов признает несовершенство условий и процедуры предоставления инвестиционного налогового кредита, его слабое стимулирующее воздействие. В частности, в соответствии с положениями, предусмотренными НК РФ, а также письмом ФНС от 02.02.2005 г. №02-1-07/2 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту», проценты, уплачиваемые хозяйствующим субъектом по инвестиционному налоговому кредиту, не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации, что существенно ограничивает собственные источники финансирования инновационной деятельности. Тогда как проценты по банковскому кредиту, в соответствии со ст. 265 и 269 НК РФ, относятся к категории внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации [2,3].

С целью повышения экономической привлекательности рассматриваемого инструмента стимулирования активности хозяйствующих субъектов в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских разработок, с позиции автора, необходимо внести изменения в ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, позволяющие включать проценты по инвестиционному налоговому кредиту в перечень расходов, сокращающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации.

Результаты расчета стоимости инвестиционного налогового кредита в сравнении с такой формой привлечения средств для инновационной деятельности, как банковский кредит, а также налоговые последствия предложенной рекомендации для хозяйствующего субъекта представлены в табл. 1 и 2.

Для расчетов приняты данные ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», осуществляющего инновационную деятельность:

- стоимость оборудования составляет 12890,94 млн руб.;

- производственное предприятие получило инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организации (или банковский кредит) в сумме 12890,94 млн руб. на усовершенствование применяемой технологии производства ;

- инвестиционный налоговый кредит (или банковский кредит) предоставлен сроком на четыре года;

- установленная уполномоченным органом ставка по инвестиционному налоговому кредиту составляет на начало 2013 г. 6,19 % годовых (8,25 %×3/4) или 4,13 % годовых (8,25 %×1/2), поскольку НК РФ предусмотрено установление процентной ставки по инвестиционному налоговому кредиту в размере не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России;

- установленная кредитной организацией ставка по банковскому кредиту составляет 24,0 %, начисление процентов по кредиту осуществляется ежегодно в конце года на оставшуюся сумму непогашенного долга.

Таблица 1

Расчет стоимости инвестиционного налогового кредита и банковского кредита

Год

Сумма

кредита,

млн руб.

Погашение

долга,

млн руб.

База для расчета процентов по кредиту, млн руб.

Проценты к погашению, млн руб.

Итого к уплате по кредиту, млн руб.

Инвестиционный налоговый кредит

Максимальный уровень процентной ставки – 6,19 %

1

12890,94

3222,74

12890,94

797,95

4020,69

2

3222,74

9668,21

598,46

3821,20

3

3222,74

6445,47

398,97

3621,71

4

3222,74

3222,74

199,49

3422,23

Итого

1994,87

14885,83

Минимальный уровень процентной ставки – 4,13 %

1

12890,94

3222,74

12890,94

532,40

3755,14

2

3222,74

9668,21

399,30

3622,04

3

3222,74

6445,47

266,20

3488,94

4

3222,74

3222,74

133,10

3355,84

Итого

1331,0

14221,96

Банковский кредит

Уровень процентной ставки, установленный коммерческим банком – 24,0%

1

12890,94

3222,74

12890,94

3093,83

6316,57

2

3222,74

9668,21

2320,37

5543,11

3

3222,74

6445,47

1546,91

4769,65

4

3222,74

3222,74

773,46

3996,20

Итого

12890,94

7734,57

20625,53

Рассчитано по данным: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Таблица 2

Сравнительная таблица экономии по налогу на прибыль
при предоставлении инвестиционного налогового кредита
и банковского кредита, млн руб.

Год

Инвестиционный
налоговый кредит

Банковский кредит

Отклонение

При максимальном уровне процентной ставки

При минимальном уровне процентной ставки

При максимальном уровне процентной ставки

При минимальном уровне процентной ставки

1

804,14

751,03

618,77

+185,37

+132,26

2

764,24

724,41

464,07

+300,17

+260,34

3

724,34

697,79

309,38

+414,96

+388,41

4

684,45

671,17

154,69

+529,76

+516,48

Итого

2977,17

2844,40

1546,91

+1430,26

+1297,49

Рассчитано по данным: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Из данных, представленных в табл. 1 и 2, видно, что в случае внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство, экономия средств при привлечении ресурсов через инвестиционный налоговый кредит будет выше, чем при получении банковского кредита. Так, экономия по налогу на прибыль организации только по процентам, уплачиваемым хозяйствующим субъектом за инвестиционный налоговый кредит, могла бы составить:

- при расчете по максимальному уровню процентной ставки - 398,97 млн руб. (1994,87×20 %/100);

- при расчете по минимальному уровню процентной ставки – 266,20 млн руб. (1331,0×20 %/100).

Итак, результаты проведенных расчетов дают основание полагать, что сформулированное в статье направление совершенствования инструментов государственного стимулирования инновационной предпринимательской активности, заключающееся во включении процентов по инвестиционному налоговому кредиту в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации, предоставит хозяйствующим субъектам возможность иметь дополнительные финансовые ресурсы для модернизации производства, обновления технологии и производимой продукции.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.) (ред. от 03.12.2012 г.) [Электронный ресурс] : www.consultant.ru

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г.) (ред. от 30.12.2012 г.) [Электронный ресурс] : www.consultant.ru

3. О порядке учета в целях налогообложения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту [Электронный ресурс] : письмо Федеральной налоговой службы Рос. Федерации от 2 февраля 2005 г. № 02-1-07/2 : www.consultant.ru