Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Автор: 
Далер Дадоматов, Бароат Кузибаева (Худжанд, Таджикистан)

В связи с переходом экономических систем на рыночные рельсы, развертыванием инновационных процессов, углублением специализацией и глобализацией экономического пространства, тенденции к увеличению трансакционных издержек проявляются все более активно. Трансакционные издержки возникают в результате трансакции, которые выполняются субъектами, действующими на основании формальных (договоров, нормативных документов) и неформальных институтов (доверия). Выполняя трансакции, субъекты неизбежно оплачивают стоимость каждой отдельной трансакции или их совокупности, неся при этом определенные, так называемые, трансакционные издержки.

В экономической литературе существуют различные классификации трансакционных расходов. Нужно отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж. Стиглер выделил среёди них «информационные издержки», О. Уильямсон — «издержки оппортунистического поведения», М. Дженсен и У. Меклинг — «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения», Й. Барцель — «издержки измерения», П. Милгром и Дж. Роберт — «издержки влияния», Г. Хансманн — «издержки коллективного принятия решений». К. Далман включил их в состав «издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

Поль Р.Милгром, Джон Роберте к трансакционным издержкам относят любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов[3,с.133]. Вместе с тем они идут дальше, предложив разделить трансакционные издержки на две категории - на издержки, связанные с координацией, т.е. подготовкой трансакции, и на издержки, связанные с мотивацией, т.е. стимулом для совершения трансакции. Это деление достаточно условное.

А.Е. Шаститко в качестве своего наиболее общего определения трансакционных издержек предлагает следующее: «Трансакционными называются издержки, возникающие в связи с обеспечением координации между экономическими агентами и разрешением распределительных конфликтов между ними»[5,с.66]. Ученый констатирует также, что «если же хозяйственную систему определять через совокупность взаимосвязей, взаимодействий между экономическими агентами, то в общей форме трансакционные издержки могут рассматриваться как издержки взаимодействия»[5,с.86].

Необходимо отметить и тот факт, что неоинституциональная теория впервые указала на то обстоятельство, что рыночным механизмам присуще "трение" (О. Уильямсон и др.). Ни один акт обмена в условиях рынка не проходит абсолютно гладко, без издержек. Везде и всюду субъектам требуются временные и материальные затраты для нахождения взаимоприемлемых условий сделки и ее последующей реализации.[4,с38] Анализ рассмотренных мнений позволяет сгруппировать предлагаемые разновидности трансакционных издержек, которые возникают по ходу совершения сделок: до совершения сделки - издержки поиска информации, издержки ведения переговоров; в момент совершения сделки и после совершения сделки - издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности. Трансакционные издержки, имеющие постконтрактный характер - издержки оппортунистического поведения; издержки "отлынивания", агентские издержки и издержки вымогательства. Издержки политизации - издержки коллективного принятия решений и издержки влияния.

Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

Как известно, любой продукт или услуга — это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Измерение — это квантификация информации. Фактически ни один товар, выносимый на продажу, не свободен от издержек измерения его свойств. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. От этих требований зависит, кем, когда и с какой степенью точности будет производиться измерение. Громадная экономия издержек измерения достигнута человечеством в результате введения стандартов мер и весов. Примером таких стандартов являются фирменные бренды, т. к. за ними стоит репутация фирмы.

В целом, в спецификации издержек и защиты прав собственности можно отнести, такие критерии, как расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохого качества и ненадежной защиты.

Рассмотрим подробный механизм связей трансакционных издержек по критериям и понятиям.

Некоторые авторы (Д. Норт) относят сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является во многих случаях более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль[6,с85].

По нашему мнению, современные классики правы, т.к. текущее экономическое положение посткризисного периода, требует этих норм, но, однако, этическая норма в обществе больше склонна к менталитету и обычаю, которая складывается в самом подсознании национальной специфике. И, соответственно создаст полемику оппортунистического поведения.

Понятие «оппортунистическое поведение» был введен О. Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а к процессу — не к передаваемым продуктам, а к поведению контрагентов по сделке. Эта форма издержек проявляется в виде «отлынивания» и «вымогательства»[4,с.38].

Анализируя эти моменты, можно выявить новые виды и понятия трансакционных издержек, как, издержки политизации.

Под издержками «политизации» обозначаются издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Принятие решений на рынке и в организации носит различный характер. Рыночная сделка будет заключена только в том случае, если от нее выигрывают обе стороны. Всякий, кто считает, что сделка ему невыгодна, имеет возможность от нее отказаться. Добровольное обоюдное согласие дает минимальную гарантию эффективности принимаемых на рынке решений, поскольку их необходимым условием является ожидаемое повышение благосостояния обоих участников (или, по меньшей мере, не ухудшение благосостояния каждого из них).

Механизм принятия решений. Если участники имеют равные права, то решения принимаются коллективно, если права участников разные, то вышестоящие принимают решение в одностороннем порядке. Издержки коллективного принятия решений характерны для организаций совместной собственности и там, где используются принципы прямой или представительной демократии. Централизованное принятие решений также порождает серьезные издержки — издержки влияния (политические издержки). От этих издержек страдают любые структуры с элементами централизованного принятия решения (партии, профсоюзы). Каждой организационной форме предприятия соответствует своя, особая конфигурация трансакционных издержек. Так, рынок сравнительно эффективнее в плане снижения информационных издержек, тогда как административные процедуры сокращают затраты на ведение переговоров; внутри организаций высокая опасность «отлынивания», в отношениях между организациями – угроза «вымогательства»; рыночные сделки сопровождаются высокими издержками по измерению качества продукта, а иерархические структуры несут большие потери из-за существования издержек влияния.

К. Маркс в сфере обращения выделяет чистые и дополнительные издержки. Следует, отметит, что чистые издержки обращения К. Маркса и трансакционные издержки Р. Коуза в качестве общего основания имеют затраты по использованию товарно-денежных отношений в условиях товарного хозяйства или рыночной экономики. По К. Марксу, чистые издержки обращения - это процесс преобразования или превращение стоимости из одной формы в другую и затраты этой трансформации. Но то, что, по К. Марксу, есть преобразование, по Р. Коузу есть чистые рыночные сделки. То есть одно и то же выражено разными словами. Если сопоставить взгляды К. Маркса и Р. Коуза, можно выявить общее основание, которое заключается в том, что и чистые издержки обращения и трансакционные издержки трактуются как затраты по исследованию товарно-денежных отношений в условиях рыночной экономики. С учетом обзора точек зрения, существующих в экономической литературе, а также, опираясь на второй том "Капитала" К. Маркса, можно сделать следующий вывод: в основе понимания трансакционных издержек лежат издержки функционирования рынка, выполнения им своих функций. В рамках современного понимания дополнительных и чистых издержек обращения необходимо сказать, что дополнительные издержки обращения - это затраты, связанные с физическим продвижением товаров на рынке, представляющего собой продолжение процесса производства в сфере обращения (как указывает К. Маркс) и принимающего преимущественно форму материальных услуг, то есть различных операций с продуктом в сфере обращения (упаковка, транспортировка, погрузка-разгрузка, хранение и проч.), а чистые издержки обращения - это издержки использования организации товарно-денежных отношений, которые вообще-то связаны либо с физическим продвижением товаров, либо с операциями до и после этого продвижения, однако принимают при этом форму преимущественно нематериальных услуг. Таким образом, с позиции общеэкономического подхода трансакционные издержки - это издержки обращения. Издержки функционирования рыночного механизма по внутреннему смыслу включают в себя издержки физического продвижения товаров на рынке (дополнительные издержки обращения) и издержки реализации товарно-денежных отношений (чистые издержки обращения). При такой трактовке собственное содержание трансакционных издержек равно издержкам обращения как совокупности дополнительных и чистых издержек обращения. Но это очень широкий подход. С позиции специфического экономического подхода (более правильный узкий подход) трансакционные издержки - издержки организации, использования товарно-денежных отношений, которые, будучи обособленными, в то же время связаны с физическим продвижением товаров, одновременно нами принимаются во внимание операции до и после этого продвижения. Иными словами, это та часть издержек обращения, которая, имея отношение к физическому товаропродвижению, связана с коммерческой деятельностью, которая выделяется нами как особая сфера экономической деятельности, как многообразные сделки, конечным результатом которых является физическое продвижение товара.

Таким образом, существуют различные подходы к определению трансакционных издержек, но в любом случае трансакционные издержки имеют большое влияние на эффективность размещения ресурсов и экономического развития.

Следует особо отметить, что тезис о том, что трансакционные издержки препятствуют экономическому развитию, являются непроизводительным и некорректены, если исходить из предположения о достаточной степени реалистичности анализа.

 

Литература:

  1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М. 1993

  2. Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии. Пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 2. Кн.2. Процесс обращения капитала. Под ред. Ф. Энгельса. М., Политиздат, 1978.

  3. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИН-ФРА-М, 2000. - 416с. - (Серия "Высшее образование"). - С. 133.

  4. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация / Научное редактирование и вступительная статья B.C.Катькало; пер. с англ. Ю. Е. Благова, B.C. Катькало, Д.С. Славнова, Ю.В. Федотова, Н.Н. Цытович. - СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. - 702 с. - С.38.

  5. Шаститко А.Е. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации). - Вопросы экономики, 1997г., №7, - С.66.

  6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги "НАЧАЛА", 1997. С.85