Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

факторный анализ в выборе путей повышения конкурентоспособности российских предприятий

Автор: 
Любовь Мищенко, Марина Довбня (Краснодар, Россия)

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность представляет собой важнейший критерий эффективности функционирования и развития промышленных предприятий, от ее уровня в решающей степени зависят возможности их выживания и развития. Это предопределяет первоочередную ориентацию системы управления предприятием на достижение необходимого уровня его конкурентоспособности. Такая ориентация помогает менеджерам предприятия понять, как следует формировать качественно-количественный состав элементов, внутренних и внешних взаимосвязей, чтобы обеспечить наличие у предприятия ключевых текущих и будущих компетенций, необходимых и достаточных для создания и поддержания заданного уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой сложную многоаспектную и иерархическую категорию, отражающую взаимоотношения между всеми субъектами рыночной экономики внутри страны и на уровне мирового хозяйства. В рыночной экономике она выступает в роли главного результирующего показателя производственно-хозяйственной деятельности, который формируется под действием значительного числа факторов внешней и внутренней среды. В этой связи анализ уровня конкурентоспособности должен охватывать соответствующее по масштабам и определенным образом упорядоченное информационное поле, в котором нашли бы должное отражение отраслевой, иерархический и факторный аспекты исследования.

Под факторным анализом конкурентоспособности мы будем понимать изучение наиболее существенных обстоятельств, к которым конкурентоспособность, рассматриваемая как процесс или явление, проявляет наибольшую чувствительность. В практической деятельности наибольшее внимание уделяется факторам отраслевого рынка, на котором представлена продукция предприятия, и факторам внутренней среды с особым упором на технологическое оснащение производства. Не умаляя значения названных факторов, мы считаем такой подход ограничительным, не позволяющим системно и комплексно подойти к решению проблемы. Особенно это касается специфической ситуации в российской промышленности, где нет тесной связи между ростом спроса и увеличением предложения на отраслевом рынке, как это имеет место в развитых странах.

На самом деле, изменения, произошедшие в условиях работы промышленных предприятий настолько глубоки, что анализ отдельных сторон их деятельности мало что даст без коренных изменений базовых представлениях об эффективной работе современных предприятий. Например, даже наличие необходимых финансовых ресурсов для обновления технической базы отдельного промышленного предприятия может не иметь решающего значения, если на отраслевом рынке, где оно работает, власть принадлежит крупным транснациональным производителям, обладающим несопоставимым уровнем производственного и инновационного потенциала. Для России такая ситуация характерна для значительного числа рынков как инвестиционных, так и потребительских товаров.

В этих условиях возможно несколько вариантов решения проблемы: 1) на основе концентрации производства и капитала создать производственные структуры, сопоставимые с конкурентами по величине и качеству потенциала; 2) войти в уже созданные транснациональные структуры в качестве интегрируемого звена или партнера; 3) работать в тех областях рыночного пространства, которые не являются областью интересов у крупных компаний.

В пользу преимуществ предприятий с высоким уровнем концентрации потенциала говорит и ситуация в российской промышленности – на первые 10% крупнейших компаний России приходится 72% суммарной реализации, в то время как на долю последних десяти процентов только 1,3%. Причем доля экспорта в совокупной реализации крупных компаний составляет около половины, а по отдельным отраслям достигает 80% (например, цветная металлургия).

Крупный бизнес в России, как правило, значительно рентабельнее – рентабельность крупнейших российских компаний превышает не только среднероссийский среднеевропейский, но и среднеевропейский уровень и составляет в среднем 11,8% [1, c. 94–97]. Как следствие, на долю крупных компаний приходится и подавляющая часть капитализации российского фондового рынка, что позволило выявить его закономерность, получившую название «правило 10%». Суть этого правила состоит в том, что на 10% крупнейших компаний приходится 90% капитализации всего рынка.

Крупнейшие компании России, хотя и не достигли мирового лидерства, но их начали замечать на Западе. Так, две наши компании («Газпром» и «ЛУКойл») вошли в престижный список «Fortune-500», заняв соответственно 280-ю и 361-ю позиции; 6 компаний попали в список FT-500 Europe и 26 компаний  в список FT-100 Eastern Europe [1, c. 94–97].

Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство российских предприятий, лидирующих по объемам продаж,  консолидированные холдинговые структуры. Процесс создания российских холдингов начался в нефтяной промышленности и быстро распространился на другие отрасли. В последние годы тенденция к активизации слияний и поглощений наиболее ярко проявляется в металлургической и химической промышленности. Однако и в таких отраслях, как машиностроение, пищевая и лесная промышленность, все большее влияние приобретают компании, контролирующие ряд предприятий.

Интеграционные процессы протекают по схемам, предполагающим вертикальную или горизонтальную консолидацию. В первом случае в основе идеологии создания холдингов лежит интеграция сырьевых и перерабатывающих производств, что позволяет получить максимальный выигрыш в результате приобретения контроля над всей цепочкой создания добавленной стоимости. Так, нефтяные и газовые компании, владеющие сырьем для нефтехимии, довольно активно внедряются в химический комплекс. Интересы металлургических холдингов распространяются на компании машиностроения.

Значит ли это, что предприятия малого и среднего бизнеса в современных условиях не могут быть конкурентоспособными? Как показывает практика, могут, но только ограничено, и в пределах того рыночного пространства, которое по тем или иным причинам не представляет интереса для крупных компаний. Одновременно малые формы бизнеса остаются высокорисковыми. В России их состав, по расчетам специалистов, обновляется каждые пять лет в среднем на 78%. Неслучайно в отдельных странах, например в Индии, наряду с другими мерами государственной поддержки малого бизнеса законодательно определены отраслевые рынки, на которые не допускается крупный бизнес.

Следовательно, обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях открытой, глобальной экономики требует обязательного учета области и масштабов деятельности; рынка, на котором бизнес будет представлен; сложившихся в мире тенденций разделения, специализации и кооперирования труда; изучения и использования новых интеграционных форм, обеспечивающих не только устойчивый контроль над рыночным пространством, но и максимальное распределение затрат и рисков между участниками предпринимательской деятельности .

Стремление к организационному совершенствованию, направленному на создание адаптивных новым условиям функционирования структур, высоко оценивается фондовым рынком. Эти проекты обычно называют аллокационными инновациями бизнеса. Намеченная программа реорганизации или реструктуризации компании с целью использования преимуществ интеграции увеличивает конкурентоспособность предприятий на рынке инвестиций, а его стоимость возрастает иногда в несколько раз.

Немаловажной составляющей конкурентоспособности российских промышленных предприятий наряду с уровнем концентрации потенциала является его качество, оцениваемое через состояние материальных и нематериальных активов. При этом к числу материальных активов традиционно относят, принадлежащее предприятию оборудование, запасы ресурсов и земельные угодья, а к нематериальным – имидж предприятия; известность торговой марки; информационную открытость, опыт работы в отрасли; наличие перспективных разработок и ноу-хау, квалифицированного персонала, эффективной системы управления, включая качество маркетинговых стратегий.

Если обратиться к материальной составляющей, то состояние основных фондов большинства российских предприятий характеризуется изношенностью от 38 до 60% по разным отраслям, т.е. в большинстве случаев они уже амортизированы. Кроме того, наблюдается мо­ральный износ более половины машин, сроки их использования в несколько раз превышают нормативные, что обуславливает низкую долю нового, сравнительно «молодого» оборудования в возрасте до 5 лет, которое определяет технико-технологический уровень отечественного производства.

Таким образом, большая часть отечественных промышленных предприятий находится в состоянии технической отсталости, что, безусловно, оказывает влияние на качественные и ценовые характеристики товаров, а также на производительность использования имеющихся ресурсов. Как следствие, предприятия неконкурентоспособны на рынке товаров и мало привлекательны для рынка инвестиций. В то же время без привлечения инвестиций на цели технического перевооружения проблема конкурентоспособности товаров не может быть решена. Круг проблем замыкается. В данной ситуации выход видится в правильном позиционировании имеющихся нематериальных активов.

Значимость нематериальных активов для рынка инвестиций давно уже устоявшийся факт в мировой экономике. Так, для 500 крупнейших компаний мира соотношение рыночной и балансовой стоимости – 8:1, т.е. около 12% от стоимости составляют материальные активы, а остальное – нематериальные. В результате опроса, проведенного специалистами Центра исследований Российской ассоциации маркетинга среди руководителей 340 иностранных компаний, работающих в нашей стране, были выявлены нематериальные активы, способные влиять на капитализацию компании. При этом оказалось, что наибольшее влияние на инвестиционную привлекательность предприятия оказывает высокая конкурентоспособность продукции. Но для отечественных предприятий трудно предоставить ее инвестору сразу, так как достижение конкурентоспособности, прежде всего, зависит от инвестиций. Следующий показатель – рентабельность компании, которая во многом обуславливается увеличением добавленной стоимости и снижением издержек и, соответственно, наличием современного оборудования, перспективных технологий, прогрессивных форм организации производства и труда. Рост показателя рентабельности, таким образом, также зависит от инвестиций. Квалификация персонала, опыт и репутация руководства компании зависят от времени работы и интеллектуальных возможностей конкретных людей, поэтому данные факторы не всегда работают.

Среди наиболее актуальных нематериальных активов, которые в состоянии предъявить большинство отечественных предприятий, были выделены: информационная открытость, известность марки, наличие опыта работы в отрасли и эффективных маркетинговых стратегий. Раскрытие информации сверх законодательных требований к отчетности, например, оценивается по 10-ти балльной системе в 6,4 балла и увеличивает рыночную стоимость компании до 20–30%, а маркетинговые стратегии, от которых зависит обоснованность выбора целевых рынков и потребителей, на которых рассчитана продукция предприятия. оцениваются даже выше открытости (7,1 балла). По оценкам экспертов, наличие маркетинговой стратегии способно поднять инвестиционную привлекательность и стоимость компании, в среднем, на 18%. Причем увеличение стоимости зависит от принадлежности компании той или иной отрасли. Так в торговле, транспорте, связи, финансовой сфере рассматриваемый показатель составляет 20–23%, а в машиностроении, приборостроении 11–12%.

Названные активы находится непосредственно в руках предприятия и не требует масштабных инвестиций. Необходимо только «систематизировать знания о рынке, о себе, о конкурентах и потребителях».

Разработка эффективной маркетинговой стратегии, по мнению потенциальных инвесторов, начинается с определения целевых рынков, на которых работает или может потенциально работать предприятие – их емкости, прибыльности. Наряду с этим устанавливаются преимущества, которые может обеспечить предприятие на избранном сегменте рынка (стратегические позиции предприятия). Далее разрабатывается стратегия позиционирования, в которой компания должна четко продемонстрировать потребителям, в чем заключаются преимущества ее продукта или услуги. Наконец, компания должна заботиться о лояльности клиентов, что представляет собой комплекс мер, направленных на то, чтобы покупатели снова и снова приобретали продукт компании. Затраты по «удержанию» клиентов на порядок меньше затрат по привлечению новых.

Инвестиционная привлекательность предприятия, играет важнейшую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия и с точки зрения поддержания необходимого уровня инновационной активности. Действительно, конкурентоспособность предприятий в современных условиях во многом определяются возможностями их адаптации к динамично изменяющейся внешней среде, а значит, находится в прямой зависимости от их способности к непрерывному развитию и совершенствованию. В этой связи инновации становятся основным дви­гателем прогресса, но и фактором конкурентоспособности. Данные факторного анализа конкурентоспособности по 59 странам мира [3, с.] показывают, что наибольшая часть прироста ВВП приходится на фактор, связанный с научно-техническим прогрессом и «новой» экономикой.

Вместе с тем в России, согласно официальным данным в среднем инновациями занимаются 10% отечественных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран 25–30%. В мировом экспорте высокотехнологичной продукции на долю России приходится не более 0,5% [1, с. ]. По большинству показателей, характеризующих уровень развития НТП, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамичным развивающимся экономикам. В этих условиях решение задачи обеспечения конкурентоспособности российской промышленности находится в неразрывной связи с разработкой эффективного механизма формирования и развития ее инновационного потенциала.

Литература:

  1. Цирель С. Экономический рост и информационные технологии: компаративистский подход // Вопросы экономики. 2009. №11.

  2. Эксперт 400 – рейтинг ведущих российских компаний за 2012 г. // Эксперт. №39 (821) 2012.