Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К вопросу о гармонизации требований к объектам технического регулирования

Автор: 
Татьяна Шушкевич (Таганрог, Россия)

Успешная интеграция государства в мировое экономическое сообщество напрямую связана с минимизацией барьеров на пути перемещения различных ресурсов. Свободное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и труд человека, служит основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы. Примерами таких объединений могут служить, например, Mercosur – общий рынок стран Южной Америки (экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой); NAFTA –Североамериканское соглашение о свободной торговле (соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой) или ECOWAS – региональный союз стран Западной Африки, куда входят пятнадцать государств.

В рамках подобных объединений стороны принимают различные соглашения, направленные на сближение законодательств. Например, в Европейском Союзе (ЕС) разработаны инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди них особое положение занимают решение Совета Европы [1] от 7 мая 1985 г. по новому подходу к технической гармонизации и стандартам 85/С 136/01 (Директива Нового подхода) и решение Совета Европы [2] от 21 декабря 1989 г. по глобальному подходу к оценке соответствия 90/С 10/01 (Директива Глобального подхода).

Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства в деятельность субъектов производственно-хозяйственной деятельности. Новый подход к технической гармонизации и стандартам, согласно 85/С 136/01, базируется на следующих четырех фундаментальных принципах:

– гармонизация законодательства ограничивается принятием Директив ЕС, устанавливающих основные требования по безопасности продукции;

– компетентные организации в области стандартизации разрабатывают технические спецификации, необходимые для производства и поставки на рынок продукции, соответствующей требованиям Директив;

– эти технические спецификации не являются обязательными и имеют статус стандартов, добровольных для выполнения;

– изготовитель может не производить продукцию в соответствии со стандартами, но в этом случае он обязуется представить доказательства, что его продукция соответствует основным требованиям Директивы.

Предложенный подход означает, что государство гарантирует минимально необходимый уровень безопасности объектов технического регулирования и требует от производителя его обеспечить и подтвердить.

В Российской Федерации указанный подход к обеспечению безопасности и снятию барьеров в торговле реализуется на основе вступившего в силу 1 июля 2003 Закона РФ "О техническом регулировании". Закон регулирует отношения, возникающие при установлении обязательных требований к продукции и процессам и оценке соответствия продукции этим требованиям. Кроме того, в сферу действия этого закона попадает исполнение требований и оценка соответствия на добровольной основе.

В соответствии с законом "О техническом регулировании", в РФ были введены новые нормативные документы – технические регламенты.

Закон выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле всемирной торговой организации, в котором, в частности, говорится:

"С целью гармонизации технических регламентов на возможно более широкой основе члены в пределах своих возможностей принимают полноценное участие в подготовке соответствующими международными органами по стандартизации международных стандартов для товаров, в отношении которых они либо приняли, либо предполагают принять технические регламенты".

Согласно закону, в качестве основы для разработки национальных технических регламентов, могут использоваться международные стандарты, рекомендации и другие нормативные документы международных организаций, а так же национальные стандарты. Однако подобный подход не может обеспечить должный уровень гармонизации и установление единых обязательных требований к объектам технического регулирования. Спустя семь лет после введения в действие этого закона, правовые институты, заложенные в нем, были признаны неэффективными. За семь лет действия закона были приняты одиннадцать национальных технических регламентов, что не могло получить положительную оценку. Стало очевидным, что гармонизация должна осуществляться в рамках экономических и торговых союзов, членом которых является Российская Федерация. Принятие технических регламентов под эгидой таких союзов автоматически обеспечивает необходимых уровень гармонизации законодательства, касающегося вопросов технического регулирования в странах – участницах союзов.

Российская Федерация является членом Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС). Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в Астане 1

слайд

0 октября 2000 г. главами пяти государств (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

 

Среди основных задач Сообщества можно выделить несколько: завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; обеспечение свободы движения капитала; формирование общего финансового рынка; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Долгое время Союз оставался достаточно формальной организацией и фактически развиваться стал только последние несколько лет. В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007 году создали Таможенный союз, к которому другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.

Цель формирования Таможенного союза - создание единой таможенной территории, в пределах которой применяется единый таможенный тариф и другие единые меры торговли с третьими странами.

С 1 января 2012 года, на территории трёх стран-участниц Таможенного союза, начало действовать Единое Экономическое Пространство (ЕЭП). В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года. Эти интеграционные процессы подразумевают создание единого правового пространства, в том числе и в сфере технического регулирования.

В настоящее время на территории РФ могут действовать три типа регламентов: технические регламенты ЕврАзЭС, технические регламенты Таможенного союза и технические регламенты РФ.

Наивысший приоритет имеют технические регламенты ЕврАзЭС. Согласно статье 5 Соглашения стран – членов ЕврАзЭС "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер", Технические регламенты ЕврАзЭС являются обязательными для государств – членов ЕврАзЭС и подлежат введению на территории государств Сторон в порядке, предусмотренном их законодательством.

Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются в случае, если на продукцию, для которой в рамках Таможенного союза устанавливаются обязательные требования, не приняты технические регламенты Евразийского экономического сообщества.

В случае принятия технического регламента Евразийского экономического сообщества в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического сообщества.

То же верно и в отношении национальных технических регламентов – они прекращают свое действие, если на продукцию принимается технический регламент Таможенного Союза или ЕврАзЭС. Фактически, разработка национальных технических регламентов приостановлена.

Наиболее динамично идет разработка технических регламентов Таможенного союза. Формирование ЕЭП заставляет ускорять этот процесс для обеспечения свободного перемещения товаров. Уже приняты 31 технический регламент Таможенного союза, десять проектов внесены на внутригосударственное согласование и пять вынесены на публичное обсуждение. Практика применения обнаруживает некоторые недостатки системы подтверждения соответствия – например, к актуальным вопросам относится доступность стандартов, являющихся доказательной базой соответствующих технических регламентов, а так же отсутствие необходимых методик выполнения измерений при оценке (подтверждении) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. Согласно статье 8 Соглашения стран – членов ЕврАзЭС "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" одним из принципов гармонизации национальных стандартов является "доступность национальных (государственных) стандартов, информации о порядке их разработки, принятия (утверждения) и опубликования". А в Соглашении "О единых принципах и правилах технического регулирования в республике Беларусь, республике Казахстан и Российской Федерации" подобный пункт отсутствует. На доступность стандартов указывает только пункт 11 Положения "О порядке формирования перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года " Органы Сторон по стандартизации, национальные (государственные) стандарты которых включены в Перечень, должны обеспечить органы по стандартизации Сторон официальными экземплярами данных национальных (государственных) стандартов на русском языке в электронном виде".

Разработка технических регламентов ЕврАзЭС представляется более значимой, поскольку территория действия этих нормативных документов шире. Однако она идет медленнее, требуя большего количества согласований. График разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС на 2011 год еще не выполнен. Тем не менее, использование наднациональных норм позволяет решить проблему гармонизации в рамках региона и обеспечить свободное перемещение товаров на определенной территории.

Литература:

1. Решение Совета Европы от 7 мая 1985 г. по новому подходу к технической гармонизации и стандартам (85/С 136/01) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. – Режим доступа: http://www.rgtr.ru/nav/foreign-experience/es-directives.

2. Решение Совета Европы от 21 декабря 1989 г. по глобальному подходу к оценке соответствия (90/С 10/01) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. – Режим доступа: http://www.rgtr.ru/nav/foreign-experience/es-directives.