Автор:
Кибриёхон Атоева, Мамлакат Атоева (Худжанд, Таджикистан)
Особенно важные прогрессивные сдвиги в экономической, социальной, культурной и этнической жизни народов Средней Азии, в том числе города Ходжента, после присоединения края к России вызвало общее развитие культуры. Вместе с тем число людей, занятых в сфере культуры в городах, не говоря о сельских местностях Средней Азии, было неимоверно мало. Так, по данным всеобщей переписи Российской империи 1897 года, «в Ходженте с 30-тысячным населением наукой, литературой, искусством занималось считанное число людей, учебной и воспитательной деятельности более 100 человек, врачебной и санитарной деятельностью около 40 человек, и было зарегистрировано 2400 человек грамотных, то ест 8% из общего количества горожан»1 .
Первый начальник Ходжентского уезда, полковник А.Н. Кушакевич, на основе личных наблюдений, археографических материалов и свидетельства очевидцев подготовил серию оригинальных очерков о Ходженте, с которыми более 100 лет тому назад ознакомились читатели «Туркестанских ведомостей». Развитию творческой деятельности народных мастеров, обмену опытом, пропаганде достижений технической и изобретательской мысли способствовала организация выставочного дела в дореволюционном Туркестане. В 1870г. по инициативе начальника Ходжентского уезда полковника А.А. Кушакевича, в русской части Ходжента проведена первая краевая выставка местной промышленности.
Помимо развития культуры, началась проходившаяусиленным темпом и отличавшаяся решительной силой борьба за установление и упрочение Советской власти в Северном Таджикистане. Борьба за победу Советской власти в Ходженте-административно-политическом центре Северного Таджикистана – происходила в обстановке, когда по всей стране развернулась подготовка к созыву Второго Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 10 октября 1917г. Ходжентский Совет избрал на II-й Всероссийской съезд Советов своего делегата – большевика Д.Т. Деканова, поручив ему отстаивать на съезде требование о передаче «всей власти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов в общероссийском масштабе, не дожидаясь созыва Учредительного собрания»2.
Это было официальное мнение Ходжентского Совета об организации власти. Делегаты Ходжентского Совета – Д.Т. Деканов и Самаркандского Совета – А. Фролов в анкете большевистской фракции II-го съезда на вопрос: «Официальное отношение Совета к вопросу о власти?» - (т.е. Ходжентского и Самаркандского Советов. – Т.К.) дали ответ – «Вся власть Советам!»3. Они приняли активное участие в проведении вооруженного восстания в Петрограде и в формировании на съезде Советов Совнаркома РСФСР во главе с В.И. Лениным. Посланцы трудящихся Ходжента, большевики И. Калугин и Хайдар Усманов с оружием в руках боролись за установление Советской власти в Ташкенте. Тонким наблюдателем жизни и быта народов Средней Азии был начальник Ходжентского уезда, затем губернатор Самаркандский области Н.С. Лыкошин. Штрихи истории позднефеодального и колониального Ходжента можно наблюдать в трудах знаменитого востоковеда В.В. Бартольда, неутомимого учёного-краеведа В.Л. Вяткина, знатока истории Туркестана А. А. Семёнова, известного этнографа М. С. Андреева. Статистические сведения свидетельствуют, что подавляющее большинство населения Ходжента составляли таджики. А. П. Федченко в своем письме генерал-губернатору К. П. Кауфману в 1872 г. назвал жителей Ходжента «трудолюбивым и понятливым таджикским населением»4.
Как по сведениям старожилцов города Ходжента, так по архивным сведениям Якубджон Фаранг был первым механиком по обслуживанию первого автомобиля в Ходженте, приобретённого местным богачом Гафурходжой Мухаммаом Юнусовым. Водителями были русские шофёры П.П. Афанасьев и Я.М. Аваков.
Важнейшим средством культурного прогресса явилась школа. Руководствуясь положениями ленинского декрета «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» от 9 ноября 1917 года, партийные и государственные органы, несмотря на тяжёлое экономическое состояние края, окружённого кольцом вражеской блокады, развернули борьбу и на фронте культуры.
Совет народного образования в Ходженте был учрежден 28 апреля 1918 года. Первым комиссаром народного образования Ходжентского уезда был назначен известный этнограф, впоследствии член-корреспондент Академии наук ССР М. С. Андреев5. В зарождение первых советских школ в Ходженте, постановку и развитие дела народного просвещения, успехи культурной революции в городе большую вклад внесло русскоязычное население в лице Волошина Николая Ивановича, П. К. Смирнова, Н. К. Сербулова, А. И. Климука , А.В. Степницкой и многие другие.
Рождение и становление Ленинабадского педагогического института протекало в процессе преодоления разных трудностей, очень слабой была материально-техническая база, на первых порах лекционными аудиториями служили неприспособленные старые кибитки, нехватало преподавателей, не было единых планов и программ, отсутствовали многие учебники и пособия, крайне узким был круг абитуриентов6 . В первые годы преподавание в институте велось только на русском языке, так как весь преподавательский состав был укомплектован русскими специалистами. Мы вправе отметить, что без дружеской братской помощи русских, украинских, белорусских, латышских учёных невозможно было бы создание полноценной высшей школы в городе Ходженте. С чувством глубокого почтения и уважения можно назвать имена учёных один среди которых из первых ректоров Л. Е. Месенжников, профессора Б. М. Комаров. А.А. Дибров, преподаватели М. А.Тупиков, А. П. Писарев, В. С. Шардаков, М. Ф. Коновалова, В. М. Корниенко, С. Н. Фадеев, Б.М. сёстры Морозовские, Н.А. Кормилин , М. Г. Закоменский, А. В. Бурцева, и еще десятки других.
Примерно с 50-х годов XX в. начинается особенно интенсивное изучение истории Ходжента-Ленинабада советского периода. Внимание историков всё больше привлекают вопросы становления Советской власти в Ходженте и борьбы за её упрочение, истории создания Ходжентской партийной организации и её деятельности по мобилизации трудящихся города на построение социалистического общества, осуществление индустриализации и культурной революции и т.д. В разработку этих проблем значительную лепту внесли историки Ленинабадского Госпединститута им. С.М. Кирова-профессор В.М. Ионова, доценты Н.С. Журавлёва, Л. П. Сечкина, А. Я. Вишневский и другие. Значительную историко-этнографическую литературу о городах и сельских местностях Туркестанского края создали дореволюционные русские востоковеды: Ф. Ефремов, Н. Потанин, П. Вельяминов-Зернов, А. Кун, В. Наливкин, А. Гребенкин, Н. Кирпичников, В.Масальский и др.
В 50-е-80-е гг. появились книги по истории Минска, Казани, Киева, Риги, Горького, Свердловска Уфы и т.д. На украинском языке была издана 26-ти томная «История городов и сёл Украинской ССР»
С помощью дружбы и поддержки братских народов СССР год за годом все отрасли развивались в Таджикистане, в том числе в древнем, старом и новом быстрорастущим Ходжент-Ленинабаде-Худжанде. «Развитое социалистическое общество характеризуется еще более активным привлечением широчайших трудящихся масс к строительству культуры, к овладению всеми её достижениями»7. В течение 20 лет, по отчётам народного образовании (1960/61- 1981/82), сеть школ воз росла до 31 (было 22) и охватывает 27 тысяч детей. На высоком уровне велись трудовое воспитание и производственная учёба в средней школе № 7, которая с 1976 года притупила к выполнению производственных заказов мебельной и швейной фабрик8 .
Отрадно отметить, что в годы Независимости заново возраждается дружба народов закрепляются международные договора, которые заключает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон .
Список использованной литературы
Всеобщая перепись, 1883, 1905, с. 96-97
-
История Ленинабада, Душанбе, Издательство Ирфон, 1986 г., с.206
-
ЦГА Тадж. ССР, ф. 46, оп. 1.д. 1, л. 22.
-
А. П. Федченко В Кокандском ханстве. В кн., Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник, вып. 2,СПб., 1873,с. 387
-
История Ленинабад, Душанбе, Издательство Ирфон 1986 г., с.309
-
Ленинабадский педагогический институт-50 лет. Юбилейный сб., Ирфон, Душанбе,1982, с. 7.
-
История Ленинабада, Душанбе, Издательство Ирфон, 1986 г., с.492
-
Атоева К.М. Дневник записей, рукопись, 1970/71 учебный год, с.14.