Автор:
Алия Жумадиль (Казахстан, Астана)
Сегодня в быстро изменяющемся городе жители ведут активный образ жизни, часто перемещаются в различные части города, нередко испытывая психологический стресс и перегрузки. Каждый день люди добираясь на работу, учебу, домой пребывают в плотном контакте с современной городской средой, которая в свою очередь несет большой поток информации. Одновременно люди решают свои личные, деловые проблемы, также переполненные улицы людьми, а дороги многочисленным транспортом, вызывают напряжение. Поэтому правильное решение архитектурной среды мегаполиса может помочь человеку адаптироваться в быстром ритме современного города.
Тема «человек в среде», «человек и пространство» рассматривается сегодня целым рядом наук, при этом большинство из них ставит задачей обеспечить человеку безопасное и долговременное проживание на планете. Городская среда - это место, где человек проводит большую часть жизни, и именно эта среда оказывает наибольшее воздействие на ритмы жизненной активности и поведение человека. Происходящее сегодня уплотнение городской застройки «сжимает» время и ускоряет жизненные процессы. Более концентрированная среда несёт в себе особое организующее начало, которое влияет на механизмы поведения людей. Поведение же, в свою очередь, является одной из важных посылок влияющих на формирование и функциональную организацию новой архитектурной среды.
Городская среда, это противоположность природной и сельской среде, которая нуждается в характерном наполнении и эмоциональной окраске. Современная городская среда даёт много новых примеров организации социально значимого пространства, исследование которых помогает определить механизмы влияния архитектурной среды на поведение человека. Происходит повышение внешней и внутренней активности человека. Изменение скорости взаимодействия человека с окружающей архитектурной средой и всё более тесный и сложный характер этого процесса требуют внимательного изучения [1].
Поэтому при проектирования здания проводится анализ существующей застройки - окружения, чтобы здания органично вписалось в имеющуюся среду или каким то образом стало, наоборот, доминантой. Также заранее продумывается концепция средового дизайна. Важную роль в формировании атмосферы среды играет источник авторского решения: опора на эстетику, характерные черты уже существующих и визуально состоявшихся явлений. Основа может быть различной – возникший в мире искусств, техногенной, взятой из научной практики и т.д. Отсюда следует, что результат проектного решения в дизайне среды связано с личными знаниями, представлениями автора об окружающей нас действительности, с его умением различать, отобрать и использовать нужные ему формы в своей работе.
Дизайн архитектурной среды объективно призван соединить в проект всю палитру задач и достоинств проектной деятельности всех указанных ранее конкретных дизайнов. Архитектор-дизайнер должен направлять свое внимание на использование – синтез всех художественных средств для организации среды жизнедеятельности в целом и в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного или производственного организма [2;3].
Дизайн среды современного человека создается в поле художественной культуры, формирующейся в мире, не имеющем осязаемых границ, вечных ценностей, окостеневших форм. Постигать такой мир учится сегодняшнее искусство, развивающее подвижное сознание, непредубежденное восприятие, открытые чувства [4].
В последнее десятилетие стало модной тенденцией использование орнаментального декора в городской среде. С помощью него отражается история нашего народа, искусство предков дошедших до наших времен. Орнаментальные композиции применяются как и для достижения органичной художественной композиции, так и для привлекательности, оригинальности, эффективности и т.д. Орнамент в чистом своем виде несет также культурную функцию, напоминание истории нашего народа. Стилизованный орнаментальный декор отражает современное понимание этнической культуры, интерпретация традиционного понимая.
Для эффективного использования в дизайне и архитектуре этно-тенденций важно исследовать их проявления в исторической ретроспективе. Изучение орнаментального наследия актуально, так как оно обусловлено потребностью исследования материал и его обобщения. В настоящее время все чаще люди возвращаются к своей истории, культурному наследию. Можно сказать, что орнамент – это форма пространственного искусства, сопровождающая человечество на всех этапах его культуры.
Орнамент чаще используется при преобразовании административных, национальных, культурных центров. Но сейчас нередко можно встретить и в оформлении жилых домов и комплексов. Орнаментальных декор гармонично смотрится в сочетании с новыми материалами, новейшими технологиями, неординарными формами и пропорциями. Таким образом привносится новизна традиционному орнаменту, тем самым освежая его и открывая новые его возможности.
Сейчас в городе Астана можно столкнуться с орнаментальным декором и в праздничном оформлении городской среды, светящиеся магистральные орнаментальные гирлянды, бегущие строчки, дисплеи. Визуальная айдентика, флаги, растяжки, также отражают национальный колорит, привносят в городскую среду национальные нотки. Тем самым праздничная городская среда стимулирует воображение жителей, вовлекая их в неожиданную развлекательную ситуацию. Следовательно, очередное мероприятие перерастает в «дизайн-событие», акцентирует точки среды, превращает город в культурный символ, запечатлевает «дух праздника»
В летнее время широко применяются орнаментальные композиции в ландшафтном дизайне. Это как и обрезка кустовых деревьев согласно национальным орнаментам, так и высадка цветов, декоративных растений в определенные орнаментальные композиции. За счет насыщенных красок, оттенков, цвета цветники превращаются в шедевры, напоминающие национальные ковры, шитье, ленты. Из сочетания различных сортов газона также можно составить орнаментальные композиции [5].
Главной ролью орнаментального декора в сложившейся среде мегаполиса - достижение органичной художественной композиции, так и для привлекательности, оригинальности, эффективности и т.д. С помощью таких приемов влияния в среду мегаполиса оригинальных акцентов и кульминации происходит наполнение пространства дополнительным содержанием, отражающих этно-дизайн. Также происходит организация разнородных фрагментов города в единую функциональную и дизайнерскую композицию.
Литература:
-
Титов А.Л. Организация архитектурной среды и поведение человека/Диссертация кандидата архитектуры г.Екатеринбург, 2004
-
Ерисов Д. Как сделать город комфортным/ Тверская 13 №20, 2005
-
Каганов З.С. Проблемы поэтики городской среды// Городская среда. Дизайн. Архитектура. – М., 1990. – 245 с
-
Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды: Учебник для ВУЗов. – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
-
Астана: Историей предназначено быть столицей [Электронный ресурс]/Официальный сайт города Астаны – Режим доступа http://www.astana.kz/ru/node/8586