Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ КАЗАХСТАНА (НА ПРИМЕРЕ Г. АСТАНА)

Автор: 
Татьяна Абдрашитова (Астана, Казахстан)

Одной из форм самоидентификации людей, проживающих на одной территории, является регионализм в архитектуре и дизайне [1] .

Образование художественной формы процесс очень сложный и многогранный. Во многом конечный результат зависит от многих аспектов. Культурно-исторические и национальные традиции в формировании художественного образа, в архитектуре общественных зданий занимают важную роль. Достичь гармонии традиций и архитектуры не всегда просто, поэтому важно найти верный путь решения этой задачи, за счет правильного соотношения современных тенденций и национальных идей.

С проблемой регионализма в дизайне сталкивались многие архитекторы и дизайнеры. Например, Ю. Яралов в своей статье «Национальные традиции в архитектуре общественных зданий» писал: «Национальные традиции - не этнографические детали, именуемые «национальным колоритом», якобы неизменно характерным для произведения искусства всех времён. Это вечноживые, изменяющиеся особенности, находящиеся в органической связи с задачами народа, строящего новый мир»[2]. Традиции являются «мостом», объединяющим прошлое с настоящим. Осмысление опыта, накопленного предшественниками, помогает более идейно выражать содержание архитектуры сооружений современной эпохи [2].

Для общественного здания очень важным аспектом является связь с местом, на котором оно находится, колорита того города, где оно построено, той страны, где оно располагается, оно должно сохранить «дух места». С другой стороны, оно должно отражать ту эпоху, в которой оно построено. А. Аальто говорил: «Архитектура, связанная с землей, на которой она создается, всегда имеет локальный характер. Но при этом, ее формы носят не только местные национальный черты, но и отражают воздействие протекающих во всем мире интернациональных процессов … в совокупности рождается результат, органично сочетающий в себе национальное и интернациональное, а значит, отвечающий требованиям современного мира, в котором эти понятия трудно разделить»[3].

В недавнем прошлом в период советской власти строительство как жилых, так и общественных сооружений шли по типовым проектам, применимым во всех республиках союза.

С 1920-ых годов начался поиск регионализма в архитектуре и дизайне социалистических стран. В Казахстане поиск регионализма проявлялся в желании многих архитекторов создать «казахский стиль», основываясь на архитектурном наследии прошлого[1]. Казахстан имеет богатое наследие, материальное достояние, копившееся веками. Прикладное искусство является одним из главных разделов самобытной этнокультуры казахского народа с древних времён. Предметы прикладного искусства служат связью с прошлым, отражают древнюю культуру народа, несут определённую информацию, а орнаменты кроме эстетического аспекта имеют своё знаково-символьное значение.

Можно сказать, что развитие регионализма в Казахстане Советского периода шло 2-мя путями:

  1. Функциональным, с ориентацией на бытовые и климатические особенности Казахстана (например, Дом правительства Казахстана, архитектор М. Гинзбург). Но преобладание функциональности и отсутствие декора и других визуальных признаков культуры не пришлось по душе населению.

  2. Декоративным, с использованием «повсеместной орнаментизации», а так же куполов и арок, не являющихся функционально обоснованными конструктивными элементами. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. Основным результатом данного поиска того времени являлось введение орнаментов в фасады зданий[1].

Новая столица Казахстана город Астана является центром архитектурной и дизайнерской мысли республики. Скорость строительства и количества новых необычных объектов поражает воображение. Поэтому вполне логично, что поиск путей достижения единства современной архитектуры с самобытностью казахского народа, является для города актуальной проблемой.

В градостроительстве новой столицы Казахстана основной идеей стала философия метаболизма и симбиоза К.Куракавы. Основной концепцией этой философии является «достижение экологического равновесия в сосуществовании (симбиозе) этих двух живых организмов, исключение возможности разрушения и деградации природной среды при динамичном росте и развитии города» [4].

Одной из находящихся в диалектическом противоречии пар является пара симбиоза нового и старого в образе города. В числе основных задач формирования образа города Астаны, входит сохранение исторических объектов и гармоничное вписывание их в застройку современно столицы [3]. Проблему региональных и традиционных факторов, влияющих на художественной образ архитектуры города Астана, К. Куракава пытался решить за счет формирования основ нового стиля «абстрактного символизма», его базой является использование простых для понимания геометрических фигур. Он предложил традиционные культурные символы Казахстана выражать абстрактно, например: «Форма треугольника часто используется у кочевых народов в украшениях и нарядах, форма конуса - головных уборах, форма овала или полуовала в виде луны или полумесяца используется как символ планеты Земля». По его мнению, используя этот метод, можно добиться отражения культурного и традиционного наследия в архитектуре города, достичь гармоничного их сосуществования с современными стилями и тенденциями.

А.Ш. Чиканаев в своей книге "Архитектурная симфония Великой Степи" отмечает, основные требования к архитектурным объектам столицы:

- соответствие предлагаемого решения международному уровню архитектурного искусства;

- органичное включение нового объекта в структуру сложившейся застройки;

- достижение художественного единства с существующими зданиями.

Так же А.Ш. Чиканаев констатирует, что параллельно с использованием различных мировых стилей и направлений необходимо вести поиск самобытного, выразительного направления, которое бы отражало "стиль казахстанской архитектуры" в мировом архитектурном сообществе [4].

Казахстанский дизайн в настоящее время требует к себе большого внимания, актуальными являются поиски путей сохранения особенного и формирования нового в дизайне и архитектуре республики [1]. Региональная архитектура заключается не только в образности сооружений и её адаптации к климатическим условия определённого района. Национальные традиции и образ жизни также может оказывать влияние на проектирование общественных сооружений, такие как объёмно-планировочные, конструктивные, свето-цветовые решения, а так же структура здания. Примером этого, может послужить высказывание авторов книги «Проектирование магазинов и торговых центров» Канаян К., Канаян Р. Канаян А., что в столице Казахстана, Астане, как и в других городах Азии, наблюдается стопроцентное заполнение кафе и столовых и иногда очереди желающих дождаться места за столиком, они связывают это с национальной традицией бесед за чашкой чая[5]. Влияние цветового решения может заключаться в определённых ассоциациях, связанных с восприятием различных цветов, сформировавшихся у людей проживающих на одной территории. С их значением, с их "языком", который может отличаться на разных континентах и в разных странах.

Под национальными традициями в архитектуре и дизайне не стоит понимать внесение традиционных декоративных элементов в детали. Основными принципами должны стать регионализация и выражение национализации архитектуры и дизайна "абстрактными" методами:

- при помощи компановки объёма;

- использования объёмно-планировочных традиций;

- размещения водоёмов и насаждений;

- использования местных строительных материалов;

- переработанных прогрессивных традиционных форм;

- восприятия национального как сплава новаторства и традиций;

- использование традиционных элементов абстрактно, в виде структуры, пространства и конструктивного решения;

- использовать современные стили дизайна, учитывая расположение города в центре Евразийского пространства и слияние культур Востока и Запада.

Именно обращение к "неисчерпаемому роднику традиций" может способствовать преодолению штампов, помочь в создании гармоничных художественных образов и форм, имеющих традиционно-национальные корни.

Литература:

  1. "Региональная Архитектура Казахстана в контексте глобализации", научная статья Абдрасилова Г.С. кандидат архитектуры Вестник.

  2. Яралов Ю. Национальные традиции в архитектуре общественных зданий // Сборник статей "Синтез искусств и архитектура общественных зданий". Искусство и быт выпуск IV. Издательство "Советский художник" 1974. С. 51- 63.

  3. Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. - Москва. «Архитектура –С».2006. С. 27 - 41.

  4. Чиканаев А. Ш. Архитектурная симфония Великой Степи. - Деловой мир. -Астана 2009.- 164 с.

  5. Канаян К., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. - М.: "Юнион Стандарт консалтинг" 2008г. - 424 с.