Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Трэш-кутюр – будущее моды?

Автор: 
Татьяна Нагорских, Вера Пелогеина (Ростов-на-Дону, Россия)

 

Наиболее актуальной на сегодняшний день темой в мире является экологический кризис, одной из причин которого является неумеренное потребление человеком материальных благ. «Вещизм» изменил традиционное отношение к приобретаемым изделиям - основным требованием рынка к товару вместо качества и долговечности стали удобство в употреблении и модность, распространились вещи одноразового использования. Уже на этапе проектирования специально предусматривается их быстрое физическое и моральное устаревание. Потребителя мотивируют тратить деньги на приобретение все новых и новых более совершенных товаров, при этом на свалку выбрасываются горы вещей, которые еще могли бы послужить, не говоря уже о тоннах упаковки от них. С модой связаны также проблемы перепроизводства, и, как следствие, утилизации непроданных коллекций, либо быстро вышедших из моды. В одной лишь Великобритании ежегодно на свалку попадает 1,5 миллиона тонн одежды.

Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая способствовала бы гармоничному сосуществованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ. Отсюда вытекает важнейшее направление изменения образа жизни — экологизация потребления, одно из направлений которого связано с вторичным использованием изделий и упаковок от них, так называемом экологическим «круговоротом».

Творцы высокой моды, многие из которых социально-ориентированы и обеспокоены создавшейся ситуацией в сфере экологии и потребления, не остались равнодушны к данной теме. Их творческая и социальная активность привела к появлению в рамках высокой моды такого направления, как трэш-кутюр или trashion. Trash, в переводе с английского, означает «мусор», а trashion – мусорная мода, в которой для создания одежды используются промышленные отходы и бытовой мусор. «Кутюр» из консервных банок, мешков для мусора и бумаги, старой одежды и обуви становится все более востребованным и актуальным. Давно известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду из бутылочных пробок, банок из-под пива, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и т.п. Однако появляющиеся все чаще в коллекциях профессиональных модельеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, полиэтиленовые пакеты или текстильный лоскут, свидетельствуют об интересе к возможностям «мусорного дизайна». [1]

Тrashion – веянье в моде далеко не новое и корни этого направления уходят далеко в 60-е годы ХХ века. Они стали переломным моментом для моды и экологии, ведь именно тогда люди стали задумываться о том, что потребление продукции в огромных количествах в будущем приведет к кризису.

Основоположником направления трэш-кутюр в 60-х годах была звезда модельного бизнеса тех лет легендарная Верушка. В 1966 году увидело свет бумажное платье от Энди Уорхола, к которому прилагался набор фломастеров, позволявший каждому разрисовать его на свой вкус. Уже тогда это были первые ростки экологичной моды. А бессменным символом трэш-кутюр стало знаменитое бумажное платье Энди Уорхола с принтом из этикеток от супов Campbell.

Главным вдохновителем направления trashion в 60-х годах стал Пако Рабанн. Впервые он покорил модную общественность коллекцией бумажных платьев 1966 года, а всемирную известность получил благодаря своему фирменному стилю - облегающим платьям-кольчугам из металлических деталей. За эту забавную придумку Коко Шанель прозвала Рабанна «металлургом». На этом Пако не остановился и продолжал изумлять публику нарядами из нетрадиционной «материи»: лазерных дисков, пластика, алюминиевой фольги, оптических волокон, флюоресцирующей кожи, пластиковых бутылок и даже дверных ручек.

Далеко не последнюю роль в становлении trashion в 60-х гг. сыграл итальянский дизайнер Ивано Витали, который до сих пор работает в «мусорном» жанре и недавно представил свою новую коллекцию эко-одежды, полностью созданной из переработанных газет и журналов, которые дизайнер нарезает длинными лентами и скручивает в огромные клубки. И это без применения клея, краски или силикона. Полученную «пряжу» Ивано Витали сшивает с помощью не менее внушительных размеров игл и крючков из дерева: длина некоторых достигает почти 2,5 метров! Ивано совершенно не использует красители. Вместо этого дизайнер старательно подбирает схожие по цвету страницы. Витали около двух лет собирает подходящую бумагу и обложки для одного изделия (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Мусорная мода от итальянца Ивано Витали

Витали творит под влиянием радикальной традиции в итальянском искусстве, которая называется Arte Povera («бедное искусство»). Одежда от Ивано Витали находится где-то на границе между модой, дизайном, искусством и экологией. Этот итальянец заслужил уважение критиков из всех названных областей и сегодня является одним из самых авторитетных дизайнеров в мире trashion. [2]

В 80-х годах Жан Поль Готье представил свою коллекцию «Хай-тек», которая вывела его в число признанных авангардистов французской моды. «Хай-тек» означает высокие технологии, а Готье показал модели в духе «мусорного дизайна» - с использованием помойных ведер, электронных плат и консервных банок из-под кошачьего корма, которые превратил в браслеты. В «Хай-тек» он воплотил становившуюся все более актуальной идею рециркуляции отходов, которой «заболеет» западное обществе в 1980 —1990-е годы, озабоченное экологическими проблемами. 

Franko Moschino в 90-ые годы выступал за экологию. Он был борцом против канонов, штампов, косности и слепого поклонения моде. Чего только стоят знаменитые модели с воротниками из плюшевых мишек вместо натурального меха, платья, густо украшенные английскими булавками, костюмы, декорированные столовыми приборами, модель, созданная из упаковок для презервативов, с целью привлечения внимания к проблеме Спида.

Наиболее запоминающимся дизайнером, работающим в этом направлении, стал Maison Martin Margiela. Его творчество иногда называют «деконструкцией» за склонность препарировать вещи, выставляя наружу их внутренности. Но подошло бы и слово «редизайн». Самые известные изделия дома моды – предметы одежды, сделанные из других вещей, например, платье из мусорных пакетов, топ из перчаток или жакет из разбитых керамических тарелок, куртки из сумок, перчаток, ремней и пластиковых этикеток (рис. 2).

Рисунок 2 – Топ из перчаток, жилеты из шляп и разбитых тарелок

Такие модели изготовляются в единичных экземплярах, стоят по несколько тысяч евро и часто попадают в музейные коллекции.

Коллекция Нэнси Джадд называется «Вторичный подиум» («Recycle Runway»). Талантливая дама уже не первый год работает в сфере вторичной переработки сырья и подобные фэшн-проекты помогают ей привлечь внимание общественности к данной проблеме. Вечерние платья можно шить из рекламной макулатуры, которую рассылают по почте, отделывать видеопленкой, алюминиевыми пластинами, вырезанными из банок, ржавыми гвоздями и даже стеклом.

Дизайнер Катель Гелебард, собрала у себя в мастерской сотни пустых упаковок от продуктов, чтобы успешно и безопасно их утилизировать, а точнее, подарить им вторую жизнь в качестве эксклюзивных нарядов haute couture. По мнению дизайнера, упаковки от продуктов, особенно те, что сделаны из более плотного материала, чем бумага или картон, обладают огромным потенциалом. И больше всего она ценит те, на которых нанесены яркие рисунки. Из таких упаковок получаются очень оригинальные одежды. Те же дождевики, мотоциклетные куртки или фартуки. И даже высокие сапоги-ботфорты. Вряд ли, по крупным городам нашей планеты будут когда-нибудь ходить люди в платьях из пакетиков от чипсов, куртках от "Памперс" и сапогах, сшитых из пакетов от молока. Но задача одежды trash couture, заключается не только в том, чтобы попасть на вешалки в гардеробных...

В продолжение темы нельзя не сказать о ярчайшей коллекции культового дизайнера Александра Маккуина «Рог изобилия» сезона 2009-2010 года. Алюминиевые банки и мешки для мусора, упаковочный целлофан, старые зонтики и старые диски и шины от автомобильных колес соседствуют в этой коллекции с моделями из перьев птиц и принтами на платьях, превращающихся из орнамента «гусиная лапка» в улетающих птиц. Манекенщицы вышагивают по круговому подиуму, в центре которого огромная гора мусора. Все вместе – это наша планета в миниатюре, задыхающаяся от изобилия и переизбытка отходов и мусора, на которой живым птицам все меньше места. Эта коллекция ярчайший образец трэш-кутюра, высокого дизайнерского слова в мусорной моде.

Нельзя оставить без внимания и то, что даже в популярных дизайнерских шоу-конкурсах, таких как проект «Подиум», затронута тема экологии и создания костюмов из переработанных материалов. Начинающие дизайнеры в течение суток должны проявить все свои творческие способности и предложить модель одежды в стиле trashion.

Так же проблеме улучшения экологической ситуации, связанной с загрязнением планеты ненужной одеждой, посвящаются fashion-шоу (например, Eco Chic Fashion Show в Джакарте) и выставки (например, «Мусорная мода: проектирование без отходов» в Лондонском Музее Науки).

Проведя аналитический обзор, можно сделать вывод, что вся trashion делится на две большие части: это создание одежды и создание аксессуаров (сумок и украшений).

Например, дизайнеры итальянского бренда «Momaboma» используют старые вышедшие из моды платья, пакеты, журналы, футболки, сантиметры, виниловые пластинки, упаковки от муки или цемента, парашютную ткань и превращают это все в нечто красивое, оригинальное и новое. Этим новым являются стильные и элегантные сумочки для современных модниц. Его цель не просто дать вторую жизнь вышедшим из употребления вещам, но и продемонстрировать их важность и ценность.

Многочисленность создаваемых коллекций одежды в стиле trashion позволяет попытаться систематизировать и выявить некоторые закономерности в трэш-дизайне. В основном, это касается исходных материалов для создания подобных моделей, из которых можно выделить несколько основных, наиболее часто представленных на подиумах.

1. Большую часть trash-кутюр занимает бумажная мода (старые бумага, газеты, журналы, упаковки и др.). Многие из состоявшихся дизайнеров работают в этом направлении.

2. Второе место по популярности занимают - мешки для мусора.

3. На третьем месте, модели, создаваемые из старой одежды (платье из старых футболок, из многих пар джинс, из молний, из мужской рубашки и т.д.).

4. Необычные для создания одежды материалы, которые уже не используются по своему прямому назначению (прищепки, шарики, перчатки, сумки, разбитый фарфор, презервативы, фольга, пластик и многое другое).

В заключение, хотелось бы сказать, что показы с недель высокой моды транслируются по центральным каналам ТВ, их освещают огромное количество сайтов Интернет, газет и журналов. Высокая мода на сегодняшний день сама стала модной темой. И не удивительно, что социально ориентированные дизайнеры, через подобные коллекции, пытаются привлечь внимание широкой аудитории и прессы к социальным и экологическим проблемам. Создавая trashion, они во всеуслышание заявляют о проблемах нерационального использования сырья, безотходных технологиях и проблеме утилизации отходов.

Ответить утвердительно на вопрос «Трэш-кутюр – будущее моды?», скорее всего можно. Поскольку «мусорный кризис» стал наиболее ощутимым экологическим кризисом на сегодняшний день, то использование замкнутых эко-циклов, предусматривающих повторное использование и вторичную переработку сырья, являются сегодня, пожалуй, самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Trash couture предлагает множество вариантов: от применения переработанных отходов (например, трикотаж из переработанной шерсти) до продления срока жизни одежды, бывшей в употреблении (морально устаревшей).

 

Литература:

  1. Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 432 с.

  2. Истоки «трэш кутюр» в коллекциях Ивано Витали (Ivano Vitali) [Электронный ресурс] // Интернет – проект Novate.ru. 2012. URL: http://www.novate.ru/blogs/160112/19847 (дата обращения 09.04.2012).