Автор:
Айтбала Баймагамбетова (Астана, Республика Казахстан)
В духовном возрождении народов большую роль играет религия, ведь трудно найти фактор, который на протяжении веков сыграл бы большую роль, чем религия. Религия связывает самые разные народы, как, например, казахи, арабы, афганцы, марокканцы и т.д. объединены единой верой - исламом.
В настоящее время широко распространена концепция «мусульманского возрождения», что подтверждается усилением роли ислама в экономической, политической, духовной жизни народов, входящих в орбиту традиционного распространения ислама. Принадлежность к мусульманскому сообществу порождает особую солидарность, которая опирается не только на единое вероисповедание, но и вытекающее из самих устоев ислама мироощущение, отношение, как к отдельным людям, так и к обществу в целом, к идеям, вещам и природе.
Это возрождение ислама объясняется рядом причин: самая молодая религия, еще не исчерпала своих потенций, сохранила жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея «завершения пророчества». Пророк Мухаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес окончательную истину, и это свидетельствует об исключительности мусульман как избранном Богом народе и об особом положении ислама сравнительно с другими религиями.
Важное значение в аргументировании придается таким особенностям исламского вероисповедания, в которых проявляется охват религиозными предписаниями всех сфер жизнедеятельности верующих. Ислам регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что ислам представляется не просто вероисповеданием, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Он не делает различий между религиозным и светским и не исключает ни одного предмета из сферы действия авторитета и предписаний ислама.
По прогнозам ряда ученых нынешний век будет веком, когда во всю силу проявится животворность азиатских обществ. ХХ1 век мыслится как век победы культуры над политикой, силы человеческого духа над силой оружия, что предполагает диалог между различными культурами, между Востоком и Западом.
Одной из характерных черт мусульманской культуры является групповое сознание, готовность людей к самопожертвованию во имя блага группы, к которой они принадлежат, отнесение на второй план личных интересов. Именно эта черта может дать азиатским народам дать большие преимущества перед народами западных странах, где люди стремятся получить еще больше права, а чувства обязанностей перед обществом как целым все больше исчезает. Ведь мусульмане любят повторять, что у «человечества нет прав, есть только обязанности».
Главная ценность и центральное место в любой религии занимают вопросы нравственности, морали, поведения людей.
Концепция морали в исламе строится на ряде принципов, среди которых:
-
Аллах является создателем и источником всего – добра, правды и красоты.
-
Человек – это ответственный, достойный и честный слуга своего создателя. Исламская преданность пути, покорность единому высшему Богу отнюдь не является зловещим тоталитаризмом. Мусульмане настаивают на том, что единственно правильное отношение людей к Богу – это отношение рабов к своему господину. Служение Всемогущему должно быть свободным деянием, наградой за которое в этом мире является ответственность. Человек, боящийся только Бога, поднимается над остальными, мелкими страхами и обретает способность вести свободную и активную жизнь халифа, или «заместителя» Бога. Таким образом, обязанности, налагаемые исламом, принимаются добровольно и фактически, согласно представлениям верующих, приносят подлинную свободу от рабства человеческой алчности, беспокойства, стремления к изменению своего положения в обществе и прочих вещей, до которых люди, будучи существами несовершенными, столь охочи. Для мусульманина служение Богу не означает унижения своего человеческого достоинства, оно освобождает от низменных стремлений и наполняет жизнь смыслом.
-
Аллах предназначил все творения в небесах и на земле для службы человечеству.
-
Будучи милосердным и мудрым, Аллах не требует от человека ничего невозможного и не заставляет его нести ответственность за то, что выше его сил. Аллах не запрещает также человеку наслаждаться жизненными благами.
Ислам религия реалистичная, поэтому и к вещам относится реалистично. Он не грезит иллюзиями. Он существует на земле вместе с реальным человеком и с реальными явлениями. Он не относится к людям как к ангелам. Он относится к ним так, как обязывает к этому их естество. Ислам признает и относится с уважением к природе человеческой, к характеру его так, как он создан Аллахом. Человек не должен стремиться к внутреннему подавлению и противоборству, которая заключается в ведении суровой жизни, в воздержании, аскетизме, лишениях, пессимизме, как у монахов и им подобных. Стремление к этому несовместимо с тем, что вложено Аллахом в человека, что противоречит жизни, которая дана человеку для продолжения рода человеческого на Земле. Природным чувствам человека не установлены какие-либо пределы. В их рамках допущено в известном смысле и порочное, но отвергнуто дурное и скверное. Такая позиция ислама к природным чувствам человека, к его побуждениям - самая справедливая и нейтральная.
5.Умеренность, практичность и уравновешенность являются гарантией высокой честности и строгой морали.
6. Кроме дозволенных вещей, существуют те, которые выделены в качестве обязательных для выполнения и запрещенные, которых нужно избегать. Чтобы помочь человеку достичь морального совершенства, Ислам наряду с другими требованиями установил следующие основные предписания:
1.Свидетельствовать о единобожии, единственности Аллаха и о признании пророческой миссии Мухаммеда в виде выразительной, твердо установленной формулы («нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Пророк его»)
2.Регулярно совершать ежедневную молитву.
3. Уплачивать закят – религиозный налог, известный как милостыня.
4. Поститься в святой месяц Рамадан.
5. Совершить по возможности паломничество в священный город Мекку, по крайней мере один раз за свою жизнь.
Кроме этих положительных, или активных, предписаний существуют и другие, которые можно назвать предупредительными. С целью защитить человека от морального падения, потакания своим слабостям и необузданным желаниям, от свершения непристойностей Ислам наложил некоторые запреты, касающиеся пищи, питья, развлечений, секса. Среди запретных вещей можно выделить следующие:
а) все виды опьяняющих и возбуждающих веществ – вино и вообще все спиртные напитки и наркотики;
б) все мясные продукты из свинины, мясо диких животных, которые убивают свою добычу когтями или клыками; всех хищных птиц; грызунов, рептилий, червей и подобных им, а также мясо павших животных и птиц, которые не были забиты в соответствии с установленными правилами;
в) азартные игры;
г) внебрачные половые связи, а также такой образ поведения ( в том числе манеры разговора, походки, одежды, внешний вид), который может вызвать искушение, желание или показаться нескромным и непристойным. Эти запреты введены Аллахом для обеспечения духовного и психического совершенствования человечества, а также для морального и материального его блага.
Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Все эти принципы являются вечными и неизменными. Аллах, создавший исламскую мораль является абсолютным совершенством. Отсюда выводят они и учение об абсолютной истинности, вечности и неизменности исламской морали, которая, по их мнению, пригодна «для всех времен и народов». Ничего и никогда не может измениться в этой морали, утверждают богословы. Следование ей и даже только вера в Аллаха обеспечивает высшее нравственное совершенство личности. Наряду с принципом этического абсолютизма исламское учение утверждает принцип морального догматизма. Оно требует от приверженцев религии безусловного исполнения коранических моральных норм как данных богом и не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Богословие исходит из того, что так, а не иначе человек должен вести себя не потому, что это разумно или целесообразно, а потому, что так предписано свыше, угодно Богу. Самостоятельное, критическое отношение индивида к освоению богатств общественной морали, здесь исключено. В самом деле, разве смеет человек, это низменное, мелкое, суетливое существо ( по оценке священных писаний), критически осмысливать, ставить хотя бы на мгновение под сомнение нормы, предписанные Всевышним.