Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ ОБ АКЦИОНАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ПЕРФОРМАТИВНЫХ ПРАКТИК В СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ

Автор: 
Ирина Сизоненко (Краснодар, Россия)

Входя в контекст жизненных событий, перформатив создает социальную, коммуникативную или межличностную ситуацию, которая влечет за собой определенные последствия: заявления, клятвы, присяги, декларации, завещания, вызовы на дуэль, объявления войны, приказы, просьбы, извинения и т. п. Сказать: „Я клянусь”, значит связать себя клятвой. Сам речевой акт осуществляет действие, соответствующее данному перформативу. Так, поздравление невозможно без произнесения его текста. В этом смысле перформативное высказывание автореферентно: оно указывает на им самим выполняемое действие. Перформатив является одним из центральных понятий прагматики и теории высказывания.

В суде говорящий может и должен учитывать ситуативный контекст и выстраивать собственные речевые стратегии тем или иным образом, чтобы достигать желаемых результатов.

В судебном дискурсе любое доказательство должно быть доказательным. Более того, оно должно быть продемонстрировано, и данный факт превращает цепочку фраз в дискурсивно действующий рычаг, способный производить эффект принуждения «к принятию соответствующего тезиса». [1, с.149]

«This summary is intended to provide the evidential background of the case for the purpose of the adjourned plea and directions hearing, which will include a joinder application…It is the Crown's intention to join in a single indictment a series of offences as follows:…»

«Это резюме призвано обеспечить доказательственную базу по данному делу, применительно к отсроченному иску и разбирательству директив, которое включает в себя жалобу соистца. Намерением Короны является соединить в единый обвинительный акт серию правонарушений, а именно:…»

Приведенный выше пример проиллюстрировал создаваемый фразами эффект принуждения к принятию определенных тезисов. Такие слова как «is intended» ‒ «призвано обеспечить», «the Crown’s intention» ‒ «намерение Короны»

Большой вклад в развитие теории перформативов был внесен Остиным [2], который, исследуя речевой акт, выделил выделил три его аспекта: 1. Создание высказывания согласно языковым нормам – локуция. 2. Указание на интенцию автора высказывания – иллокуция. 3. Понимание содержания и интенции автора адресатом и его обратная связь – перлокуция. На основе анализа перформативных глаголов, Остин выделил пять типов речевых актов: вердиктивы (судебные решения, выводы, приговоры), комиссивы (обязательства, обещания, декларированные намерения), бехавитивы (общественное поведение – приветствие, благодарность и т.п.), экспозитивы (метаязыковые высказывания – цитирование, дефинирование, выяснение и т.п.), эгзерцитивы (высказывание, которые опираются на имеющиеся полномочия, высказывание, которые выражают волю – предписания, приказы, протесты, предостережения). Однако, как и в других областях, в исследовании речевых актов, по нашему мнению, не всегда можно однозначно классифицировать тип. Некоторые речевые акты можно отнести к тому или иному типу одновременно. Рассмотрим следующие примеры, взятые из транскриптов судебных заседаний в суде в Бристоле.

MR C.: My Lord there is a matter of law which arises, I am afraid, if the

members of the jury could just go out for a moment.

JUDGE: Members of the jury would you mind retiring?

Адвокат Мистер К. (обращаясь к судье): Мой Господин, боюсь, что возникает вопрос, связанный с правом, не могли ли присяжные выйти на некоторое время.

СУДЬЯ: Члены жюри присяжных, Вы не против удалиться на обсуждение?

Адвокат обращается к судье и высказывает просьбу. Данный речевой акт можно отнести к бехавитиву, причем инициатором его является адвокат, судья, который выслушивает инициативу, является вторым участником данного речевого акта, а ответ судьи можно отнести к экзерцитиву, поскольку в нем выражается его воля, хотя в очень вежливой форме.

При практическом исследовании судебного дискурса на материале судебных заседаний мы пришли к следующим выводам. В судебном дискурсе так или иначе могут быть представлены все пять типов речевых актов. Некоторые из них, к примеру, бехавитивы, где-то реже, где-то чаще, присутствуют в речи на протяжении всего хода заседания. Вердиктивы больше свойственны для речей в финальной части отдельных заседаний а также на завершающем заседании по слушанию дела.

Литература:

  1. Кузнецов В. Перформативность и уровни коммуникации // Логос. 2(70). 2009. –С. 136-150.

  2. Austin J.L. How to do things with words / J.L. Austin. – Oxford, 1962. – 162 p. (цит. по: Скорофатова А.А. Юридические перформативные высказывания в аспекте лингвистики текста http://konference.siberia-expert.com/publ/skorofatova_a_a_juridicheskie_performativnye_vyskazyvanija_v_aspekte_lingvistiki_teksta/1-1-0-84)