Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ГБОУ СПО РО «Вешенский педагогический колледж им.М.А.Шолохова»

Автор: 
Виталий Бесхлебнов (ст. Вешенская, Россия)

Цель физической культуры и спорта всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурно-спортивной деятельности, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент.

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию спорта в нашей стране (ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы.) В нашем образовательном учреждении в полной мере реализовать физкультурно-спортивную работу не просто, так как для реализации этой программы в полной мере требуется больше времени, чем позволяют ФГОСы.

Традиционный урок физической культуры в рамках учебного расписания не дает тот тренировочный эффект, который позволяет оптимально развивать физические качества учащихся. Основная проблема заключается в противоречии между необходимостью повышения процесса физического воспитания и недостаточным обеспечением форм, средств и методов физического воспитания. Специфика любого вида воспитания заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек.

Сегодня речь идет о развитии нового вида воспитания средствами спорта. Под методами спортивного воспитания понимаются способы работы, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности. Цель спортивной деятельности в большей степени связывают с достижением спортивного мастерства и высокого спортивного результата на основе организации тренировочного процесса. Сам тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми предпосылками, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата. Этот показатель определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности.

Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Воспитательное значение спорта очень велико. Спорт для молодежи - это "школа характера, мужества, воли". Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать "удары судьбы". Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила "честной игры". Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия.

Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности. Давно ушло в прошлое представление о спортсмене как о человеке, которому нужны только сила, ловкость, выносливость. Лишь высокообразованная личность, обладающая спортивной культурой, способна сегодня завоевывать медали и одерживать настоящие победы. Как известно, физическое и умственное воспитание имеют огромную связь между собой.

Необходимость развития физической культуры и спорта студентов нашего образовательного учреждения, в том числе, обусловлена и малоподвижным образом жизни студенчества. На основании вышеизложенного, на базе ГБОУ СПО РО «Вешенский педагогический колледж им. М.А. Шолохова» спортивно-массовая и физкультурно оздоровительная работа со студентами организована с учетом принципа спортивной ориентированности через повышение статусности студентов, занимающихся спортом, приносящих победы колледжу.

По наиболее популярным среди студентов игровым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол) занятия проводятся вне учебного расписания 3 раза в неделю. Занятия проводит тренер-преподаватель. Однако, недостаток данной формы организации очевиден – не все студенты активно участвуют в подобно организованной спортивной жизни.

В целях достижения массовости в занятиях спортом и физической культурой, в течение учебного года между группами колледжа проводятся соревнования, осенью, весной - футбол, зимой - волейбол, баскетбол. Каждая команда отстаивает честь своей группы. Турнир проводится по круговой системе, согласно правилам соревнований, отдельно играют юноши и девушки (кроме футбола). Судейство осуществляется студентами старших курсов отделения Физическая культура. В результате до 70% студентов являются участниками различных соревнований проводимых в течение учебного года. Однако те студенты, которые не обладают достаточным спортивно-техническим мастерством, организовывают группы поддержки за свои команды. Красочные плакаты, речевки, кричалки поднимающие спортивный дух, мотивацию занятий спортом, статус спортсменов в глазах других и т.п.

Статус спортивного образа жизни повышается на новую ступень в связи с участием колледжа в чемпионате района и кубковых турнирах. Для этого по видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол) организовываются сборные команды педагогического колледжа, состоящие из игроков показывающих высокий уровень спортивного мастерства.

Так, в 2010, 2011, 2012 году команда по волейболу занимала первые места в чемпионате района: 2010 год «Кубок открытия» по волейболу 2-е место, 2011 год «Кубок открытия» по волейболу 3-е место, 2012 год «Кубок открытия» по волейболу 2-е место, «Кубок победы» 2011 год 2-е место, 2012 год 1-е место, «Кубок по волейболу в честь погибших в Чеченской войне солдат» 2010 год 2-е место, 2011 год 3-е место, 2012 год 1-е место, в 2009, 2010, 2011 году команда по футболу занимала первые места в чемпионате района. 2012 год Чемпионат района по мини-футболу 2-е место, «Кубок памяти М.А. Шолохова по баскетболу» юноши 2012 год 1-е место, девушки 2-е место. 2012 год участие в районных соревнованиях по баскетболу 2-е место.

Все это является основанием отбора лучших спортсменов колледжа для участия в ежегодной спартакиаде ССУЗов зоны севера Ростовской области. Результатами участия является: 2010 год общекомандное 2-е место, 2011 год общекомандное 2-е место, 2012 год общекомандное 3-е место.

Таким образом, мы пытаемся организовать реальный педагогический процесс интенсивного освоения ценностей физической и спортивной культуры, преемственности в условиях массового физического воспитания и спортивной подготовки.

Итак, мы считаем, что необходимым условием развития физкультуры и спорта в современных условиях является:

- обеспечение максимальных возможностей для освоения каждым студентом ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его интересами, потребностями и способностями;

- объединения студентов в относительно однородные по интересам и уровню подготовленности группы;

- соревновательная деятельность как неотъемлемая часть воспитательного процесса;

- повышение статусности спортсмена в глазах других студентов, жителей региона, преподавателей.

Оценка результатов внедрения спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательном учреждении, проводимая ежегодно, показала, что у студентов изменился уровень социальных притязаний, уровень толерантности, уровень успеваемости, уровень физического развития, уровень физической подготовленности.

Перспективами развития данного принципа организации спортивно-массовой работы в колледже является создание условий для укрепления здоровья студентов путем популяризации массового и профессионального спорта и приобщения их к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие материально-технической, спортивной базы колледжа, в том числе более эффективное использование спортивной базы социальных партнеров и соответствующей инфраструктуры региона.

Литература

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"// http://www.sport-fcp.ru/xml/t/default.xml?nic=even&mid=0&pid=2

  2. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности //Теория и практика физ. культуры. 2003, № 1.

  3. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности //Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 11-13.