Автор:
Елена Левина (Москва, Россия)
Переход к рыночной экономике в России требует нового эффективного подхода в управлении предприятиями. Таким подходом становится социально ориентированное управление, которое, прежде всего, обусловлено вниманием к социальной деятельности человека, к статусно-ролевым отношениям в трудовом коллективе, строительству системы социального партнерства, а также более тесного взаимодействия между организацией и государством. Центральное место в системе социально ориентированного управления занимает человеческий фактор, социальная сторона управления. Также первостепенное значение уделяется стратегии управления персоналом организации, которая затрагивает следующие аспекты:
-
Использование современных теоретических и практических основ управления организациями: нововведения, система качества и т.д.
-
Этика бизнеса.
-
Честность и доверие по отношению к работникам.
-
Методы управления персоналом, в основе которых лежит удовлетворение потребностей работников, а именно оценка уровня удовлетворенности работой в коллективе, в частности, и в организации, в целом.
-
Благоприятный социально-психологический климат в компании.
-
Участие работников в общих результатах.
-
Качество личной работы и постоянное совершенствование деятельности.
-
Создание возможностей всестороннего профессионального роста и накопления человеческого капитала, а также индивидуальная ответственность работников за собственное развитие.
-
Обратная связь между управленцами и подчиненными.
-
Открытое обсуждение дальнейшего карьерного роста сотрудников, возможных горизонтальных и вертикальных ротаций.
Социально ориентированное управление решает две основные задачи:
-
Всестороннее изучение факторов, воздействующих на поведение индивидов;
-
Разработка программы действий, ориентированных на наилучшее удовлетворение потребностей каждого работника.
Исходя из поставленных задач, следует отметить первостепенную значимость групповой работы над принятием управленческого решения, а, соответственно, социально-психологического климата в организации в целом и в малой группе в частности.
Организация и фасилитация групповой работы требует определенных навыков в проведении совещаний, которые ложатся в основу работы команды. В своей работе «Коммуникации в малых группах» Дж. Крейган и Д. Райт приводят результаты социологического исследования, посвященного выявлению отношения работников к деловым встречам. Как показало их исследование, большинство респондентов проявили негативное отношение к деловым встречам – совещаниям. Социологи представили проранжированную шкалу десяти причин, по которым менеджеры выспказали свое неодобрительное отношение:
-
неосведомленность части членов группы обсуждаемых вопросов;
-
отсутствие повестки дня;
-
затянутость совещания по времени;
-
неподготоволенность формального лидера к встрече;
-
отсутствие выводов и заключений в завершающей стадии встречи;
-
неорганизованное (беспорядочное) проведение совещания;
-
отсутствие контроля за проведение совещания;
-
представление несоответствующей действительности информации;
-
совещание – пустая трата времени;
-
позднее начало встречи (совещания).
Прежде чем принять решение об организации встречи или совещания руководителю необходимо учесть следующие параметры [1, c. 237-243]:
-
Выбор подходящего для совещания времени
Перед тем как выбрать время и назначить совещание, руководителю следует учесть ряд условий:
-
Предварительное ознакомление членов команды с повесткой дня и вопросами для обсуждения. Повестка дня должна быть максимально краткой и емкой, поэтому руководителю следует уделить больше времени на ее составление. Предварительная рассылка позволяет членам группы заранее ознакомиться с вопросами и подготовиться к совещанию, что существенно снижает временные затраты на само совещание.
-
Создание реалистичной повестки дня. Для того, чтобы повестка дня была реалистичной, исполнимой и понятной для всех участников обсуждения, необходимо классифицировать ее по трем параметрам: сказать – продать – решить или представить ее по принципу увеличения самосознания членной группы и группы в целом (см. Таблица 1).
-
Время проведения совещания должно быть удобно всем участникам. Рутинные деловые совещания происходят в определенное устоявшееся время, поэтому сотрудники могут строить свои планы, учитывая время, отведенное на совещание.
-
Совещание должно начинаться и заканчиваться во время. Лидер может делегировать различные обязанности и полномочия, но контролировать время должен самостоятельно. Если лидер будет опаздывать на совещание, то остальные члены группы последуют его примеру, поэтому время начала встречи будет постоянно сдвигаться, а само совещание будет затягиваться.
-
Регулирование участия. Часто во время обсуждения выдвигаются доминирующие позиции и точки зрения, остальные члены группы не имеют возможности выступить. Лидеру следует контролировать процесс обсуждения и обеспечивать всех членов группы возможностью высказывать свою позицию.
-
Достижение результатов («Работа сделана!»). Повестка дня должна быть составлена таким образом, чтобы все вопросы были обсуждены и принято решение в рамках строго отведенного на совещание времени.
-
Составление меморандума совещания. Существует множество причин для составления меморандума, можно выделить следующее: меморандум служит подтверждением того, что группа работала не зря, группа может ознакомиться с результатами своей работы.
-
Понимание традиций и корпоративной культуры
Устраиваясь на работу, необходимо учитывать те традиции и особенности организации совещаний и деловых встреч, которые уже существуют в организации. Следует принимать во внимание такие факторы, как:
- кто созывает совещания;
- как часто проводятся регулярные совещания;
- какие проблемы решаются в группе;
- какие повестки дня составляются;
- кто ведет протокол заседания;
- кого приглашают принять участие в совещании.
-
Высокая продуктивность (производительность) работы
Как известно, решение, разработанное и принятое группой, эффективнее и конструктивнее индивидуального решения. Данный вывод обусловлен следующими параметрами: групповая работа по разработке новых идей и сбору информации продуктивнее индивидуальной, групповая работа позволяет распределять нагрузку между членами группы, во время внутригруппового взаимодействия члены команды имеют возможность идентифицировать и исправлять ошибки друг друга. Важным условием существования рабочих групп является одинаковый уровень знаний и компетенций.
-
Высокий уровень удовлетворенности групповой работой
Формальные лидеры особое значение придают удовлетворенности членов команды групповой работой, поэтому часто проводят совещания или деловые встречи, на которых произносятся речи, ориентированные повысить самосознание группы и придать важность вклада каждого члена команды в групповую работу.
-
Консенсус
Групповое консенсусное решение является наиболее конструктивным и приемлемым для всех членов команды, поскольку каждый принимает активное участие в разработке решения и считает его «своим», что оказывает непосредственное воздействие на реализацию принятого решения.
Предложенные рекомендации позволяют руководителям и персоналу организации построить групповую работу конструктивно, что позволит принять наиболее приемлемое для всех членов команды консенсусное решение.
Литература:
-
-
-
-