Автор:
Светлана Михнова (Астана, Казахстан)
В настоящее время одной из важнейших как теоретических, так и практических проблем развития современного казахстанского общества является процесс социально-стратификационных преобразований. Это обусловлено наличием целого комплекса объективных причин, связанных, в первую очередь, с реализацией структурных социально-экономических преобразований в обществе. Формируется новая система отношений неравенства как на уровне общества в целом, так и отдельных социально-экономических групп. Эти процессы влияют на формирование и функционирование новой социальной структуры на постсоветском пространстве, в том числе, и в Казахстане. Экономическая база данного социального процесса происходит, прежде всего, на базе объективных показателей – отношение к форме собственности, место в организации труда, форма и размер доходов. На этой основе формируются различные социально-экономические группы. Одним из направлений качественной характеристики положения группы в социально-экономическом пространстве является использование также и субъективных критериев, в частности самоидентификации группы.
Самоидентификация респондентов проходит по трем направлениям:
1 самооценка положения личности в социальном пространстве
2 связь социального самочувствия с активностью
3 связь каждого из социальных показателей с общественным благополучием личности
Самоидентификация проводилась по четырем основным показателям:
1 количественный показатель - размер текущего дохода;
2 качественный показатель - возможность самореализации в социальном пространстве ( прежде всего, в трудовом коллективе);
3 качественный показатель – хорошая работа ( формальные и неформальные отношения в трудовом коллективе, социально-психологический климат, условия и характер труда);
4 качественный показатель – правила игры ( понимание сложившейся социально-экономической ситуации и условий как в трудовом коллективе, так и в обществе в целом)
Эти показатели проводятся в сравнении - в настоящее время, 1-3 года назад и желаемое положение в соответствии сложившегося жизненного стандарта.
Среди привлеченной выборочной совокупности респондентов были выделена группа - наемные работники, занятые на предприятиях полугосударственного и частного сектора экономики, не являясь его собственниками или акционерами, по договорам найма и трудовым соглашениям. В данной статье будет проанализирована самоидентификация этой группы. Было опрошено 500 респондентов, занятых в различных организациях.
Самооценка положения личности
Позиция
|
1 – 3 года назад
|
Настоящее время
|
Желаемое положение
|
1. Доход
|
58
|
45
|
100
|
2. Возможность самореализации
|
62
|
40
|
74
|
3.Хорошая работа
|
60
|
47
|
100
|
4. Правила игры
|
52
|
65
|
93
|
Ухудшение всех позиций в определении своего социально-экономического уровня показывает группа наемных работников. Прежде всего, значительно сократился уровень доходов – с достаточно невысоких 58% до низких 45% ( при 100% желаемого уровня). Поскольку некоторые респонденты либо полностью лишились работы, либо заняты частично , снизилась и возможность их самореализации от 62% до 40%, при этом следует отметить, что респонденты данной группы не высказали желания полностью себя реализовать даже при полной трудовой занятости ( 74% желаемого уровня). В то же время, все респонденты ( желаемый уровень 100%) хотят иметь хорошую работу, при этом 47% оценивают ее сейчас как хорошую ( при предыдущих 60% ). Правила игры важны для наемных работников на рынке труда – в настоящее время это показало 65% респондентов данной группы ( при предшествующих 52%), правильно и вовремя ориентироваться в сложившейся социально-экономической ситуации в обществе для решения проблемы трудовой занятости посчитало важным 93% наемных работников.
Следующий субъективный показатель определяет, насколько респонденты связывают свое социальное самочувствие ,то есть положение в обществе, со своей активностью по всем социально-экономическим параметрам и возможность влиять на изменение своего социально-экономического положения (индекс активности от «0»до « 100»%).
Связь социального самочувствия с активностью
Группа
|
Доход
|
Возможность самореализации
|
Хорошая работа
|
Правила игры
|
Наемные работники
|
75%
|
90%
|
70%
|
75%
|
Группа наемных работников связывает свое социальное самочувствие с активностью в трудовой деятельности – фактором возможности самореализации ( 90%), поскольку их доход напрямую связан с количеством и качеством выполненной работы. В то же время респонденты отметили, что их доход связан не только с их трудовой активностью, но и отношением к оплате труда со стороны работодателя ( 75%). Следовательно, активность наемных работников по позиции «хорошая работа », проявляется в том, чтобы найти работу, обеспечивающую им благоприятное социальное положение (70%). Активность в « правилах игры» - это способ и форма участия в конкуренции на рынке труда и активная позиция в поиске работодателя (75%).
Следующий субъективный качественный показатель связан с обобщающим понятием «общественное благополучие». Данное понятие связано не только с экономическими показателями - уровнем, формой и стабильностью получения дохода, и рядом социальных характеристик – возможностями и степенью реализации своих потенциальных возможностей (возможность самореализации), условия и характер трудовых взаимоотношений (хорошая работа), включенность в систему изменяющихся социально-экономических факторов развития общества (правила игры). Для правильной самооценки респонденты должны выделить место и значение каждого из предложенных параметров в формировании их общественного благополучия, какая из социальных позиций в наибольшей степени способствует поддержанию их социально-экономического статуса в нашем обществе (показатель влияния от « 0% » до « 100 %»).
Связь каждой из социальных позиций с общим благополучием личности
Группа
|
Доход
|
Возможность самореализации
|
Хорошая работа
|
Правила игры
|
Наемные работники
|
100%
|
70%
|
100%
|
85%
|
Наемные работники, так же как и бюджетники, свое общественное благополучие, связали с доходом и хорошей работой ( по 100%). Однако факторы , определяющие данный выбор, другие – в условиях кризиса именно данная группа , занятая наемным трудом в сфере среднего и малого бизнеса, на первый план выдвигает хорошую работу с позиций ее наличия. Потеря работы – это не только потеря дохода, это потеря социального положения, своей сопричастности к общему делу, ослабления самодисциплины и самоконтроля, деквалификация и депрофессионализация. Для данной группы именно хорошая работа является основной социальной позицией, определяющей их доход и общественное благополучие. В поиске хорошей работы наемные работники должны достаточно адекватно ориентироваться сложившейся трудовой ситуации и использовать ее. Возможность самореализации в системе общественного благополучие для наемных работников напрямую связан не только с их трудовыми усилиями, но и со складывающей системой организации и управления труда (70%) . В поиске хорошей работы наемные работники должны достаточно адекватно ориентироваться в сложившейся трудовой ситуации (85%) и использовать ее для улучшения своего общественного благополучия.
Обобщая полученные результаты по данной позиции, следует сделать следующие выводы:
- для наемных работников основной социальной позицией в определении общего благополучия выступает доход (по 100%), уровень материального благосостояния в условиях кризисного финансово-экономического развития нашего общества является наиболее важным для закрепления своего социально-экономического положения;
- такое же значение для общего благополучия респондентов имеет наличие хорошей работы: для наемных работников – это трудовая занятость в условиях растущей безработицы;
- самореализация как социальная позиция общего благополучия для группы определяется сопутствующими факторами - созданными условиями труда и ее оплатой со стороны работодателей для наемных работников;
- понимание сложившейся социально-экономической ситуации в условиях рыночной экономики, имеет немаловажное значение в общем благополучии для наемных работников.