Автор:
Айжан Рахматуллаева (Астана, Казахстан)
Многообразие и сложность задач профессиональной подготовки будущих специалистов, переосмысление целей высшего образования, переход казахстанских вузов к работе в рамках Болонского соглашения ставит перед высшими учебными заведениями новые задачи, поднимает уровень требований к выпускникам, преподавателям и кураторам вуза, переносит акцент с привычной деятельности (лекция — семинар - зачет) на самостоятельную работу студента, а в рамках реализации профессионального воспитания в вузе — на его аксиологическую, культурологическую, субъектную составляющие. Возрастает спрос на инициативного, творческого студента, сочетающего в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, способного к самостоятельному поиску эффективных способов профессионально ориентированной деятельности.В связи с этим становится необходимым приобщать будущих специалистов к культурным ценностям, включать в многообразные виды социально значимой, исследовательской, внеаудиторной деятельности, делать их активными субъектами образовательного пространства вуза, оказывать психологическое сопровождение в период обучения в вузе. Очевидно, что в свете новых требований профессионального образования и общества в целом, идея психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования будущего специалиста в образовательном пространстве вуза приобретает особую значимость, так как призвана содействовать студентам на пути их личностного и профессионального становления.[1,с.24]
Психолого-педагогическое сопровождение тесно связано с такими понятиями как поддержка и помощь.
Впервые идеи «педагогической поддержки» встречаются в трудах Аристотеля, Демокрита, и других мыслителей прошлых веков. В своих трудах Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо продолжили развитие этого понятия.
Выявление и формулирование основных принципов гуманистической философии и психологии привели Т. Гордона, А. Маслоу, К. Роджерса к выводу о необходимости говорить и о психологической поддержке путем создания «помогающих отношений». Начиная с исследований Р. Бернса, поддержку в условиях процесса образования не подразделяют на психологическую и педагогическую, а объединяют в психолого-педагогическую. В современной российской науке психолого-педагогическая поддержка нашла свое дальнейшее развитие в трудах Ш.А. Амонашвили, Т.В. Анохиной, Л.И. Божович, Е.В. Бондарев-ской, А.А. Вербицкого, О.С. Газмана, Н.С. Глуханюк, М.И. Губановой, В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеера, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, М.Н. Митиной, А.В. Мудрика, Б.П. Никитина, Л.Г. Субботиной, С.М. Юсфина, И.С. Якиманской и др. В Казахстане проблемой психолого-педагогического сопровождения занимаются Ж.И. Намазбаева, Т.С. Садыков, Г.К. Мукатаева, А.К. Кусаинов, Б.А. Абдыкаримов, К.А. Ахметов, А.Ж. Исмаилов, Т.Н. Кемайкина и др.[2,с.7]
О.С. Газман, говоря о психолого-педагогической поддержке, среди функций преподавателя назвал те, которые определяют методы и формы воспитания, выбираемые в зависимости от субъектов обучения и ситуаций, технологий образования, позиции самого педагога. В результате создается педагогическая ситуация свободного общения партнерских отношений обучаемого и обучающего (субъект-субъектные отношения). Все это делает психолого-педагогическую помощь системой средств самореализации обучаемых в различных видах деятельности (в том числе и педагогической) при помощи или сопровождении более опытных специалистов.
Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий.
Можно сказать, что психологическое сопровождение - это во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате - эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.[3,с.56]
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и (или) семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Результатом психолого-педагогического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Прежде всего, стоит отметить, что в настоящее время активно разрабатываются программы психологического сопровождения именно на стадии профессионального обучения; в учебных заведениях предпринимаются попытки организации служб психологического сопровождения. Однако еще не собрано достаточное количество эмпирического материала для разработки программ, включающих решение всех задач психолого-педагогического сопровождения на данной стадии. Для сбора эмпирического материала мы использовали классификацию этапов профессионального обучения, выделенную Э.Ф. Зеером. При описании задач психологического сопровождения на стадии профессионального обучения Э.Ф. Зеер выделил три этапа профессионального обучения и воспитания: адаптации, интенсификации и идентификации [4,с.117]. Психологическое сопровождение на каждом этапе отличается по своему содержанию.
На этапе адаптации первокурсники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами. Ведущая деятельность - учебно-познавательная. Психологическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. К технологиям психологического сопровождения относятся: диагностика готовности к учебно-профессиональной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок; помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выборе профессии; коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.[5,с.35] Психологическими критериями успешного прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности.
На этапе интенсификации (второй, третий курсы) происходит развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности. Ведущая деятельность - научно-познавательная. Психологическое сопровождение сводится к диагностике личностного и интеллектуального развития, оказанию помощи, поддержки в решении проблем взаимоотношений со сверстниками и педагогами, а также сексуальных отношений. К технологиям сопровождения относятся развивающая диагностика, психологическое консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профилей. Психологическими критериями продуктивности этого этапа являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, самообразование, оптимистическая жизненная позиция.
На этапе идентификации (четвертый курс) важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности. У студентов появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством. Психологическое сопровождение заключается в финишной диагностике профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля для реализации себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности. Главное - помочь выпускникам профессионально самоопределиться и найти место работы. Психологические критерии успешного прохождения этого этапа - отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации (способность производить хорошее впечатление при устройстве на работу и вхождении в профессиональную группу). [6,с.47]
Таким образом, при помощи деятельности психологической службы в вузе можно успешно решать проблемы становления личности студента, вопросы профессионального определения и реализовать программу модернизации системы образования в рамках конкретного учебного учреждения. Это значит, что современное высшее профессиональное образование призвано обеспечить психолого-педагогические условия, способствующие развитию личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, успешно адаптирующейся к изменениям, происходящим в профессиональной сфере.
Литература:
-
Садыков Т.С., Намазбаева Ж.И. Психологические проблемы современного высшего образования. Алматы, 2006, 180 стр.
-
Мухина В. С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. В.А. Горяниной. М., 1997. С. 4-12.
-
Намазбаева Ж.И. Психологические проблемы современного непрерывного образования. Павлодар, 2010.-142стр
-
Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - 2 изд., перераб., доп. - M.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 стр
-
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Академия, 2008. - 345 стр
-
Микляева А.В., Румянцева П.В., Тупицына И.А., Тужикова Е.С. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 71 стр