Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор: 
Николай Гапанович-Кайдалов (Гомель, Республика Беларусь)

Развитие информационного общества с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности, определяется как один из национальных приоритетов Республики Беларусь и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества [1]. В широком смысле информатизация – процесс перестройки общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, требующих формирования технической базы средств накопления, хранения, обработки и передачи информации.

Информационно-коммуникационные технологии проникают сегодня во все сферы жизни общества, приобретая особое значение для системы образования. Информатизации образовательного пространства заключается в создании и обеспечении функционирования единой информационной образовательной среды, предусматривающей её интеграцию в общее образовательное пространство учебных учреждений данного уровня.

Под информационно-образовательной средой понимается организация взаимодействия субъектов образовательного пространства с применением информационных технологий. По А.А. Андрееву, информационно-образовательная среда – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [2].

О.А. Минич считает, что высокий уровень информатизации образования способствует созданию высокотехнологичной образовательной среды, в структуре которой выделяются: электронные средства обучения, технические средства обучения, информационные ресурсы, Интернет-технологии, телекоммуникации, «цифровой» учебный материал [3]. При этом ключевым компонентом являются информационные ресурсы. Согласно Закону Республики Беларусь «Об информатизации», информационный ресурс – «организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах» [4].

В условиях интенсивной информатизации общества средняя школа должна соответствовать требованиям времени и активно внедрять современные информационные образовательные технологии. Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь к ним можно отнести следующие электронные средства обучения: обучающие программные средства, контролирующие, информационно-поисковые, информационно-справочные, имитационные, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые, досуговые программные средства, системы-тренажёры и т.д. [5].

Обучающие программные средства предназначены для сообщения суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности, обеспечения необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

Программные средства-тренажёры – для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки.

Контролирующие программные средства позволяют осуществлять контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.

Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства дают возможность выбора и вывода информации, направлены на формирование умений и навыков по систематизации информации.

Имитационные программные средства предоставляют определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

Моделирующие программные средства предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.

Демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Учебно-игровые программные средства предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение, выработки стратегии действия).

Досуговые программные средства используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе с целью развития внимания, реакции, памяти и т.д.

Однако модернизация средней школы, по сути, представляющая собой совершенствование образовательной деятельности на основе современных информационных технологий, не сводится только к внедрению электронных средств обучения. Ключевыми аспектами этого процесса являются:

1. Создание информационного образовательного пространства (информационно-образовательной среды) каждого учреждения образования, интегрированного в информационно образовательное пространство страны и мира.

2. Формирование информационной культуры учащихся, которые не просто должны владеть современными информационными технологиями, но и своевременно находить нужную информацию, разумно и рационально её использовать.

3. Создание современной технической базы (компьютерных классов, сетевого оборудования). Постоянное совершенствование оборудования, необходимого для использования информационных технологий, требует своевременной модернизации техники, замены морально устаревших технических устройств.

4. Внедрение информационных технологий в систему управления общим средним образованием и каждой школой. Современные условия требуют ускорения информационного обмена, своевременного учета новых данных, необходимых для принятия управленческих решений.

5. Формирование информационной культуры педагогов и управленцев в сфере образования. Причем, возрастает роль переподготовки и повышения квалификации кадров, новые требования предъявляются даже к тем педагогам и руководителям, которые получили гуманитарное образование, не предполагавшее глубокое изучение компьютерных и информационных систем.

Г.Д. Дылян выделяет следующие ведущие направления внедрения информационных технологий в системе общего среднего образования: использование информационных технологий в качестве объекта изучения в рамках курса «Информатика. Информационные технологии»; использование информационных технологий в качестве средства представления знаний и средства обучения; использование информационных технологий в качестве средства систематизации и распространения передовых педагогических технологий; автоматизация процесса обработки, накопления банка данных в целях управления учебными заведениями, организационными структурами системы образования [6].

При этом к положительным моментам, связанным с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, можно отнести: повышение качества обучения за счет его индивидуализации (темп, методы обучения, исходный уровень знаний, скорость и тип мышления), сокращение времени обучения за счет оптимизации выполнения рутинных технических операций (вычисления, контроль, инструкции), повышение объективности оценки знаний, мотивации и интереса к учению (новизна, наглядность) и др.

Большое значение имеет также управление процессом информатизации общего среднего образования. Поскольку информатизация общего среднего образования осуществляется государством, важно контролировать этот процесс, определить критерии эффективности. Необходимо, чтобы изменения в организации учебно-воспитательного процесса способствовали повышению качества образования. Н.И. Листопад, М.М. Ковалёвым, Е.А. Минюкевич был предложен рейтинговый метод анализа информатизации общего среднего образования [7], позволяющий определить уровень информатизации учреждения образования по двум макропоказателям. Первый показатель характеризует потенциал для использования средств и информационных и коммуникационных технологий, предполагает оценку поддержки курса «Информатика», степени автоматизации управленческой деятельности, поддержки учебно-воспитательного процесса. Второй показатель – реализацию имеющихся возможностей, включает техническое, программное и кадровое обеспечение. Авторы приводят следующую оценку уровня информатизации регионов: бесспорное лидерство по обоим критериям у г. Минска, в то время как Гомельская область по первому показателю занимает пятое место из семи возможных, а по второму – шестое.

Целью нашего исследования было оценить состояние информационно образовательной среды начальной школы. В исследовании принимали участие 10 учреждений образования г. Гомеля и Гомельской области: СШ № 7 (г. Калинковичи), Чирковичская СШ (Светлогорский р-н), Засненская СШ (Речицкий р-н), СШ № 34 (г. Гомель), Куритичская СШ (Петриковский р-н), Ирининская гимназия (г. Гомель), Валавская СШ (г. Ельск), ясли-сад № 1 д. Озерщина (Речицкий р-н), СШ № 39 (г. Гомель), Носовичская СШ (г. Добруш). При оценке состояния информационно-образовательной среды мы учитывали следующие показатели: количество компьютеров в школе, количество занятий на компьютерах в неделю, использование электронных учебников и пособий в учебном процессе, использование интернета в учебном процессе, использование социальных сетей для консультаций с учениками и родителями.

Анализ результатов исследования позволил сделать ряд выводов. Так, в среднем городские школы обеспечены компьютерной техникой лучше, чем сельские (в городских школах в среднем 20 компьютеров, в сельских – 11). Также в городских школах проводится в среднем в два раза больше занятий на компьютерах в неделю, чем в сельских. Однако, в плане использования информационных технологий в учебном процессе ситуация противоположная: в сельских школах чаще, чем городских используют электронные учебники, Интернет и социальные сети (см. табл.).

Таблица – Частота использования информационных технологий в учебном процессе городских и сельских учреждений образования (указан % школ)

Электронные

учебники и пособия

Интернет

Социальные сети

Городские школы

40%

60%

20%

Сельские школы

80%

80%

40%

Таким образом, можно утверждать, что в городские школы имеют, очевидно, более высокий потенциал для использования информационных и коммуникационных технологий (скоростной доступ в Интернет, высококвалифицированные учительские кадры). Однако меньшее количество учащихся позволяет лучше реализовать имеющиеся возможности. Благодаря специальным государственным программам сельские школы в Республике Беларусь сегодня имеют в основном хорошее обеспечение техническими средствами, необходимыми для использования информационных технологий. Кроме того, в сельских школах имеется больше возможностей для реализации индивидуального подхода к учащимся в обучении с использованием электронных учебников и пособий, Интернета и социальных сетей.

Литература:

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год от 9 августа 2010 г. № 1174 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010, № 197.

  2. Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информаци­онно-образовательных средах / А.А. Андреев // Инновации в образова­нии. – 2004. – № 6. – С. 98–113.

  3. Минич, О.А. Информационная культура учителя как средство повыше­ния качества педагогической деятельности / О.А. Минич // Адукацыя i выхаванне. – № 11. – 2009. – С. 60–65.

  4. Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г., № 3850-XII «Об инфор­матизации» [Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г., № 162-З] // Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь. – 2006. – 122. – 2/1259.

  5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «Ис-пользование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе» // Настаўніцкая газета от 11.08.2011. – С. 12–15.

  6. Дылян, Г.Д. К вопросу о стратегии развития процессов информатизации системы общего среднего образования на современном этапе / Г.Д. Дылян. – Режим доступа: http://www.giac.unibel.by/sm_full.aspx?guid=8803 – Дата доступа: 22.11.2012.

  7. Листопад, Н.И. Рейтинговый метод анализа информатизации общего среднегообразования / Н.И. Листопад, М.М. Ковалёв, Е.А. Минюкевич. – Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/228893.pdf – Дата доступа: 22.11.2012.