Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА НА МОТИВАЦИЮ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

Автор: 
Клименко Анна Ивановна, кандидат психологических наук (Костанай, Казахстан)

Проблема влияния возраста на мотивацию вступления в брак остается актуальной и сегодня, в связи с растущим числом разводов в семьях.

Как показывает анализ психологической литературы, однозначного мотива вступления в брак не существует. Известны такие мотивы, как: обстоятельства; улучшение материального положения; традиции; амбиции; упрямство; безысходность; одиночество; подражание; безрассудство; обида; жалость; самоутверждение. Мотивы могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Чем выше у людей степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак.

Целью нашего исследования было изучить характер влияния возраста на мотивацию вступления в брак. Наша рабочая гипотеза состояла в следующем. Мы полагаем, что сам по себе возраст людей не влияет на их мотивацию вступления в брак. Одним из факторов, влияющих на мотивацию вступления в брак разновозрастных людей, являются их личностные особенности, среди которых наиболее значимыми могут быть ценностные ориентации. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других - благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих - материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.

Исследование проводилось на базе «Казакстан Темир Жолы», «Дистанция сигнализации и связи» г. Костаная (Республика Казахстан). Испытуемые - разновозрастные группы супружеских пар, состоящие в браке 1 год. В первую группу вошли супружеские пары от 18 до 30 лет; во вторую группу - супружеские пары от 31 до 40 лет.

Основной метод исследования – эксперимент (констатирующий).

Для исследования ценностных ориентаций супругов разновозрастных групп были использованы следующие методики:

1. Вопросник ценностей С. Шварца.

2. Методика «Ролевые ожидания партнеров» А. Н. Волковой.

3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Получены следующие результаты.

1. Результаты средних выборочных величин 1-й и 2-й группы по методике С. Шварца «Вопросник ценностей» представлены в Таблице 1.

Для сравнения средних выборочных величин значений ценностей по шкалам 1-й и 2-й группы, мы использовали расчет по t-критерию Стьюдента.

Таблица 1

Сравнительный анализ выборочных средних величин

по t-критерию Стьюдента

X шкала

1

2

t

Различия

Конформность

1,9

2,2

0, 747

нет

Традиции

4,47

5,0

0, 502

нет

Доброта

2,5

1,8

2, 09

нет

Универсализм

7,5

7,5

0,12

нет

Самостоятельность

2,1

2,2

0,2

нет

Стимуляция

5,2

4,6

0,9

нет

Гедонизм

5,8

5,1

1,88

нет

Достижения

5,1

2,2

6,4

есть

Власть

4,8

5,5

1,02

нет

Безопасность

2,0

2,1

0,264

нет

Из таблицы 2 видно, что есть различие между выборочными средними величинами по шкале «достижения». Это говорит нам о том, что для семейных пар в возрасте 18 - 30 лет определяющей целью является личный успех через проявление компетенции в соответствии с социальными стандартами. По остальным шкалам различия статистически не значимы.

Наглядно результаты исследования ценностных ориентаций 1-й и 2-й группы представлены в виде диаграммы. См. Рисунок 1.

Рис 1. Ценностные ориентации семейных пар

2. Результаты сравнительного анализа выборочных средних величин по методике Волковой А.Н. «Ролевые ожидания партнеров» по t-критерию Стьюдента представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Средние выборочные величины значения ролевых ожиданий

Шкалы

1

2

t

Различия

Хозяйственно-бытовая

5,1

4,5

0,2

Нет

Родительско - воспитательная

7,9

7,9

0,3

Нет

Социальная активность

5,8

6,5

0,02

Нет

Эмоционально - психотерапевтическая

7,9

8,3

0,372

Нет

Внешняя привлекательность

8,0

6,0

4, 74

Есть

Как видно из таблицы 2, есть различия между выборочными средними величинами по шкале «внешняя привлекательность». Это говорит о том, что для семейных пар в возрасте 18 – 30 лет важным является желание иметь супруга или супругу, как внешне привлекательного партнера. По остальным же шкалам различия статистически не значимы.

Наглядно результаты исследования ролевых ожиданий 1 и 2 группы (по методике А.Н.Волкова) представлены в виде диаграммы. См. рисунок 2.

Рис. 2. Ролевые ожидания 1-й и 2-й группы

3. Результаты исследования ценностных ориентаций супружеских пар 1-й и 2-й группы по методике М. Рокича представлены в Таблицах 3 и 4.

Таблица 4.

Средние выборочные величины значения ценностных ориентаций

(терминальные) возрастных групп

X шкала

1

2

t

Различия

Активная деятельная жизнь

9,9

10,1

0,84

Нет

Жизненная мудрость

7,9

4,1

3,12

Есть

Здоровье

1,6

1,8

0,507

Нет

Интересная работа

6,2

10,7

3,38

Есть

Красота природы и искусства

14,2

13,0

0,831

Нет

Любовь

6,1

6,7

0,373

Нет

Материально обеспеченная жизнь

5,6

4,2

1,16

Нет

Наличие хороших и верных друзей

6,7

5,1

1,39

Нет

Общественное признание

12,6

12,4

0,199

Нет

Познание

12,2

14,6

2,21

Есть

Продуктивная жизнь

10,3

8,5

1,12

Нет

Развитие

13

12,9

0,0676

Нет

Развлечение

19,1

15,1

3,14

Есть

Свобода

9,6

9,5

0,057

Нет

Счастливая семейная жизнь

1,9

1,7

0,632

Нет

Счастье других

13,7

14

0,202

Нет

Творчество

16,9

17,1

0,293

Нет

Уверенность в себе

9,6

8,28

0,0528

Нет

Из таблицы 3 видно, что есть различия между выборочными средними величинами по следующим ценностям: жизненная мудрость, интересная работа, познание, развлечение. Это говорит о том, что для первой возрастной группы «развлечение» и «жизненная мудрость» более значимы, по сравнению со второй группой. Для второй возрастной группы «интересная работа», «познание» более значимы, по сравнению с первой группой.

Наглядно результаты ценностных ориентаций (терминальные) представлены

в диаграмме. См. Рисунок 3.

Рис. 3. Ценностные ориентации разновозрастных групп

(терминальные)

Для сравнения средних выборочных величин инструментальных ценностей и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения друг от друга, мы использовали расчет по t-критерию Стьюдента.

См. Таблица 5.

Таблица 5

Средние выборочные значения ценностных ориентаций

(инструментальные) возрастных групп

X шкала

1

2

t

Различия

Аккуратность, чистоплотность

7,3

11,2

2,15

Есть

Воспитанность

4

4,1

0,0564

Нет

Высокие запросы

14,8

11,6

1,98

Нет

Жизнерадостность

7

3,7

1,53

Нет

Исполнительность

7,5

5,4

0,887

Нет

Независимость

9,3

8,8

0,2

Нет

Непримиримость к недостаткам в себе и в других

14,5

10,8

2,12

Есть

Образованность

5,1

8,5

1,78

Нет

Ответственность

3,1

7,5

2,62

Есть

Рационализм

9,8

11,8

1,06

Нет

Самоконтроль

9,7

12,1

1,06

Нет

Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

13,4

10,5

1,37

Нет

Твердая воля

10,2

8,9

0,668

Нет

Терпимость

13,6

14,2

0,293

Нет

Широта взглядов

11,6

11,7

0,0622

Нет

Честность

6,5

10,1

2,28

Есть

Эффективность в делах

9,8

9,5

0,183

Нет

Чуткость

13,8

10,6

1,87

Нет

Из таблицы 5 видно, что есть различия между выборочными средними величинами по шкалам: «аккуратность, чистоплотность», «ответственность», «честность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других» Для супружеских пар в возрасте 18 -30 лет наиболее важной ценностью является «непримиримость к недостаткам в себе и в других». Для супружеских пар в возрасте 31-40 лет важнейшие ценности – это «ответственность», «честность» «аккуратность, чистоплотность» Различия статистически значимы. Для супружеских пар обеих групп относительно одинаково значимы «воспитанность».

Наглядно результаты инструментальных ценностных ориентаций представлены в диаграмме. См. Рисунок 4.

Рис. 4. Ценностные ориентации разновозрастных групп

(инструментальные)

Сравнительный анализ результатов нашего исследования показал, что:

1) для семейных пар в возрасте 18-30 лет наиболее важными ценностями являются: «достижения», «внешняя привлекательность партнера», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «жизненная мудрость», «развлечения».

2) для семейных пар в возрасте 31-40 лет наиболее важными ценностями являются: «ответственность», «честность», «интересная работа», «познание», «аккуратность, чистоплотность».

Результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что сам по себе возраст людей не влияет на мотивацию их вступления в брак. Влияние возраста людей на мотивацию вступления в брак опосредовано их ценностными ориентациями.

Литература:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.-

М.: Просвещение, 1996. – 165 с.

2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации.- СПб.: Речь, 2006.- 458 с.