Автор:
Айтбала Баймагамбетова (Астана, Республика Казахстан)
С возрастанием роли интеллектуального труда в современном мире развитие способности к самостоятельному, творческому мышлению является объективной потребностью.
Основной целью высшего образования в нашем столетии становится не формирование простой совокупности знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность-умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию для принятия грамотных управленческих решений, умение рационально и целесообразно жить и работать в быстро меняющемся мире с учетом опережения требований конкурентной бизнес-среды и предпринимательских структур.
В настоящее время современная культура накопила огромный объем информации. В библиотеках лежат десятки миллиардов книг, и каждый год к ним добавляется еще сотни тысяч. К примеру философ Аристотель в свое время знал едва ли не все, что было написано греками до него. А у Спинозы в библиотеке насчитывалось около 60 книг, и этого ему было достаточно, чтобы быть на высоте философской мысли своего времени. А сейчас никто не может похвастаться тем, что прочел все, что относится к его специальности. А с созданием нового явления ХХ века компьютерной сети Интернет, по меткому выражению некоторых, «девятого чуда света», информационное поле еще обширнее. В ХХ1веке наиболее успешными будут государства, лидирующие в мировом информационном сообществе. Этот информационный взрыв, развитие новых информационных технологий предъявляет новые требования к образованию. Высокая скорость накопления, обновления и изменения иформации требует от человека гибкости, мобильности, умения адаптироваться в новых условиях, работать с разными источниками информации, повышать свой профессиональный уровень. В связи с этим одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу
Основные устремления преподавателей должны быть направлены на изменение форм обучения. Роль личности преподавателя с увеличением доли самостоятельной работы студентов, в связи с переходом на кредитную систему обучения, усиливается. Кредитная система дает возможность перенести акцент в процессе обучения с преподавания на умение организовать само преподавание, не как трансляцию информации, а как активизацию осмысленного усвоения материала.
Преподаватель – это прежде всего, самосозидающая, самосовершенствующаяся личность, которая находится в постоянном поиске личных и профессиональных смыслов, в решении сложных вопросов нравственного выбора и профессионального самоопределения. Если педагог ставит цели по формированию механизмов саморазвития личности студента, то тем самым он должен предполагать передачу студентам своей педагогической способности к самоизменению, саморазвитию, т.е. к самоактуализации, самосовершенствованию.
В отношениях со студентами очень важно построить их как с полноправными партнерами, уважительно относиться к их мнению. Такое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия партнера по общению, создает условия для глубокого взаимного обогащения.
Главной целью такого партнерства является формирование системы качеств, позволяющих личности выполнять функции носителя общественной ценности, культуры, творчески настроенного активного субъекта общественных отношений. Естественно, творчество связано со способностями нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако, творчество- не особый дар избранных, этим даром, по признанию психологов, в большей или меньшей степени наделены все. Все это позволяет делать вывод, что для творчества и познавательной деятельности студента характерна нестандартность мышления и деятельность, в результате чего рождается новое полезное решение или продукт деятельности, выходящий за рамки общепринятых решений.
Все эти качества и характеристики формируются и проявляются и в процессе самостоятельной работы студентов.Самостоятельная работа в вузе подразделяется на следующие виды: самостоятельная работа в учебное время и самостоятельная внеаудиторная работа.
В самостоятельную работу в учебное время, во время основных аудиторных занятий (лекции, семинары) студенты могут быть вовлечены в активный творческий процесс во время проблемных лекций, лекций-диалогов. Еще больше возможностей для активизации деятельности студентов и повышения эффективности занятий с использованием активных методов обучения, как «мозговой штурм», деловые игры, пресс-конференции. В процессе таких занятий студенты приходят к мысли, что ответственность за учение лежит на них самих. Активные формы обучения помогают студентам выражать свои мысли, а также они учатся культуре слушать и слышать других, уважать чужое мнение.
Активно участвуя в учебном процессе на достаточно сложном уровне, они испытывают большое удовольствие от участия и повышенной способности к размышлению и пониманию. Игровые формы вызывают большой эмоциональный подъем студентов. А деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой он принуждает себя «холодными доводами рассудка».
На семинарских занятиях мы используем различные методы чтения оригинальных текстов, например, научные статьи по каким-либо важным или спорным проблемам. Итогом такой работы может быть не только знание данного текста, но и обсуждение, спор, дискуссия.
Самостоятельная внеаудиторная работа способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Она развивает у студентов такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; вырабатывает мыслительные умения и навыки (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам студента. Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших элементов обучения в вузе. Это связано с тем, что преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Ее эффективность зависит от собственных усилий последних. Поэтому самостоятельный поиск знаний – отличительная черта обучения в вузе. По сути, весь процесс обучения в высшей школе – специально организованная самостоятельная работа студентов. Современные условия диктуют необходимость и самоценность идеи непрерывного образования, требующего от студента постоянного совершенствования собственных знаний.
Самостоятельная внеаудиторная работа – это выполнение студентами домашних заданий учебного и творческого характера, работа в библиотеке, встреча с преподавателями для консультаций, творческих контактов. Для того, чтобы эта работа была более эффективной студенты должны иметь учебно-методические пособия, в которых содержатся очень подробные указания, которые должны выполнять только руководящую и направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.
Самостоятельная внеаудиторная работа предполагает – конспектирование и реферирование литературы; аннотирование новых книг статей, поступивших в научную библиотеку университета; углубленный анализ научно-методической литературы; проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой; подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов; выполнение логических задач и упражнений, тестов, составление сравнительных таблиц, глоссария, творческих сочинений-эссе; подготовка научных докладов к студенческим конференциям.
При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с высшим (университетским) образованием и выступает средством, обеспечивающим для студентов:
- сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;
- овладение способами и приемами самообразования;
- развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.
Таким образом, задача нашей системы образования- вырастить граждан, способных внести осмысленный вклад в разрешение ключевых для общества вопросов, помогать решению разнообразных проблем на местном, государственном и международном уровне. Учебные заведения должны стать центрами интеллектуального стимулирования, центрами мышления и познания, где информация становится катализатором мышления, а не конечным его результатом.