Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНЯМИ ОБУЧЕНИЯ

Автор: 
Ирина Буршит (Таганрог, Россия)

Проблемы современного дошкольного образования привлекают к себе всё большее внимание со стороны государства, специалистов в области психологии, педагогики, физиологии и других смежных дисциплин. Наиболее острой остается проблема доступности дошкольного образования, вызванная сокращением количества детских садов.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи, у него пропадает мотивация, он смиряется с неудачами и в дальнейшем становится неуверенным в себе человеком. Возраст от 5 до 10 считается с этой точки зрения критическим. Именно на этом этапе легче всего предотвратить неудачи, чтобы они в дальнейшем не стали постоянным спутником.

Ученые и педагоги-практики отмечают, что значительная часть детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), не готова к школе (под готовностью понимается физическая, психологическая, эмоциональная, социальная, интеллектуальная готовность).

В связи с этим обеспечение преемственности двух ступеней образования – проблема, которая является актуальной на современном этапе модернизации образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм обучения, в частности с появлением различных моделей обучения (группы кратковременного пребывания при школе и ДОУ, курсы подготовки к школе, центры развития ребенка) появляются признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на ступенях дошкольного и начального образования.

Проблема организации преемственности обучения, так или иначе, затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переход из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу; из начальной — в среднее звено школы, затем в старшие классы и, наконец, в высшее учебное заведение.

В частности, как указывают Е.А. Бережковская, М.Р.Битянова, И.А.Зимняя, существует негативное мнение педагогов высшей школы о нынешнем поколении абитуриентов и студентов, которые не умеют связно выражать свои мысли, ставить перед собой осмысленные задачи, не умеют общаться с другими людьми, в том числе и по поводу профессионального содержания [1].

При этом следует отметить, что неготовность студентов к обучению в высшей школе связана не столько с недостаточностью конкретных знаний и умений, сколько с неумением самостоятельно работать с источниками информации, активно усваивать материал, дающийся в лекционной форме, участвовать в работе семинаров. Таким образом, главные проблемы студентов во многом являются следствием трудностей, коренящихся еще в начальной школе, цель которой:

- научить школьников самостоятельно учиться;

- формировать такие универсальные учебные действия, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Рассматривая проблему преемственности различных этапов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Данная проблема имеет несколько различных аспектов. Обнаруживается, с одной стороны, недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе к новой ступени обучения приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. С другой, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

В частности, готовность детей к школьному обучению рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную составляющую. Существует такое понятие как сензитивный период. Возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере. Дошкольный возраст как раз относится к такому периоду.

Однако в последние десятилетия наиболее распространены следующие подходы к решению проблемы преемственности на этапе перехода дошкольника в статус ученика:

- форсирование темпов детского развития;

- дублирование программ первого класса в группах кратковременного пребывания при школе, в центрах развития ребенка;

- тактика доразвития в начальной школе тех элементарных знаний, умений, навыков, с которыми ребенок приходит в первый класс.

Однако эти подходы не решают проблему. В итоге наблюдается противоречивая картина. Форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества), то есть вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы. Зачастую при подготовке детей к обучению в школе основное внимание уделяется только развитию познавательной сферы. На курсах подготовки к школе, в группах кратковременного пребывания при школе отмечены случаи дублирования программы первого класса, натаскивание детей на чтение, письмо, счет, недооценка значения детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто.

В то же время в психологии и педагогике имеются аргументированные данные о том, что готовность к школе определяется не столько знаниями, умениями и навыками детей, сколько всем ходом психического развития детей, где ведущее значение имеют их общение с окружающими, достаточный уровень личностного развития, эмоциональное благополучие.

Следовательно, готовность к обучению на новой ступени системы образования следует оценивать не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Знать – еще не значит быть готовым эти знания использовать. Знания рассматриваются как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Литература:

  1. Бережковская Е.А. Психологический возраст студентов – первокурсников и формы учебной работы в высшей школе // Культурно-историческая психология развития. Материалы первых чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского. М., 2000.

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.

  3. Дорофеева Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Дисс... канд. психол. Наук. Ростов-на-Дону. 2001.

  4. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №10. С.89-92.

  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2002.

  6. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? //Справочник для родителей будущего первоклассника. – М.: «Фирма «Издательство ACT», 1999. – с.48.