Автор:
Александра Воробьева, Вита Малаховская (Витебск, Беларусь)
Применение информационных технологий в образовательном процессе необходимо, так как сегодня сложно представить нашу жизнь без использования современных коммуникационных средств: планшетных учебников, компьютеров, интерактивных досок, глобальной сети интернет. В связи с этим перед преподавателем ВУЗа возникает задача – помочь студентам первокурсникам, столкнувшимся с большим объемом абсолютно новой и не понятной информацией, научиться воспринимать учебный материал, с последующим закреплением и превращением его в знания.
Совершенствование учебного процесса, а именно дидактических средств обучения с помощью возможностей современной техники по передаче информации, как раз основывается на приемах и способах привлечения и удержания внимания аудитории, улучшении качества представления, восприятия и усвоения информации. Один из наиболее эффектных и зрелищных способов предоставления учебного материала является мультимедийная презентация.
С целью выявления отношения студентов к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по различным дисциплинам был проведен развернутый опрос, в котором приняли участие 245 студентов первого и второго курса машиностроительного (МСФ), инженерно-строительного (ИСФ) и инженерно-технологического (ИТФ) факультетов УО «Полоцкий государственный университет». Анкета включала следующие вопросы:
Вопрос 1. Хотели ли бы Вы, чтобы преподаватель использовал на занятиях мультимедийные презентации? Распределение ответов представлено в таблице 1.
Таблица 1. Процентное соотношение распределения ответов по 1 вопросу.
Варианты ответа
|
Распределение ответов по факультетам
|
Всего,%
|
МСФ, %
|
ИСФ, %
|
ИТФ, %
|
да, хотел бы
|
41,7
|
32,7
|
38,1
|
37,1
|
больше да, чем нет
|
33,3
|
31,6
|
38,1
|
33,9
|
больше нет, чем да
|
9,5
|
13,3
|
11,1
|
11,4
|
нет
|
7,1
|
11,2
|
9,5
|
9,4
|
затрудняюсь ответить
|
8,3
|
11,2
|
3,2
|
8,2
|
другое
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Основываясь на данных таблицы 1 можно сделать вывод, что само по себе использование презентации на занятии не оказывает былого воздействия на заинтересованность студентов, так как в последние годы цифровые образовательные ресурсы стали широко применяться в образовании. Современные студенты стали более критичны к качеству мультимедийных презентации.
Вопрос 2. Повысится ли у Вас интерес к изучаемой дисциплине, если на занятиях будут использованы мультимедийные презентации? Распределение ответов представлено в таблице 2.
Таблица 2. Процентное соотношение распределения ответов по 2вопросу.
Варианты ответа
|
Распределение ответов по факультетам
|
Всего, %
|
МСФ, %
|
ИСФ, %
|
ИТФ, %
|
да
|
32,1
|
23,5
|
28,6
|
27,8
|
больше да, чем нет
|
38,1
|
30,6
|
33,3
|
33,9
|
больше нет, чем да
|
11,9
|
22,4
|
9,5
|
15,5
|
нет
|
14,3
|
10,2
|
11,1
|
11,8
|
затрудняюсь ответить
|
3,6
|
11,2
|
17,5
|
10,2
|
другое
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
0,8
|
По результатам опроса большинство студентов отметили, что в случае использования мультимедийных презентаций у них повысится интерес к изучаемой дисциплине. Следовательно, преподаватель при проведении лекционных и практических занятий должен по возможности использовать мультимедийные презентации и другие возможности мультимедиа для мотивации студентов.
Вопрос 3. Способствует ли использование мультимедийных презентаций повышению качества знаний? Распределение ответов представлено в таблице 3.
Таблица 3. Процентное соотношение распределения ответов по 3 вопросу.
Варианты ответа
|
Распределение ответов по факультетам
|
Всего, %
|
МСФ, %
|
ИСФ, %
|
ИТФ, %
|
да, способствует
|
32,1
|
18,4
|
19,0
|
23,3
|
больше да, чем нет
|
34,5
|
32,7
|
34,9
|
33,9
|
больше нет, чем да
|
11,9
|
16,3
|
14,3
|
14,3
|
нет
|
8,3
|
13,3
|
9,5
|
10,6
|
затрудняюсь ответить
|
13,1
|
19,4
|
22,2
|
18,0
|
другое
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Не смотря на то, что большинство студентов отмечают положительный эффект использования мультимедийных презентаций, 18% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Это свидетельствует о сложности и неоднозначности рассматриваемой проблемы. Но, опираясь на мнение большинства по первым трем вопросам, следует, что необходимо активно использовать и внедрять мультимедийные технологии в учебный процесс.
Вопрос 4. Довольны ли Вы качеством презентаций, демонстрируемых преподавателями на занятиях по различным дисциплинам? Распределение ответов представлено в таблице 4.
Неприятным фактом является то, что больше половины опрошенных остаются недовольны качеством презентаций. Это говорит о том, что при создании презентации преподаватели руководствуются лишь собственными представлениями о том, какой она должна быть, а не общими требованиями к представлению учебного материала в электроном виде (мультимедийные презентации, электронные учебники, электронные рабочие тетради и др.).
Таблица 4. Процентное соотношение распределения ответов по 4 вопросу.
Варианты ответа
|
Распределение ответов по факультетам
|
Всего, %
|
МСФ, %
|
ИСФ,%
|
ИТФ,%
|
да, довольны
|
22,6
|
20,4
|
15,9
|
20,0
|
больше да, чем нет
|
11,9
|
24,5
|
19,0
|
18,8
|
больше нет, чем да
|
19,0
|
18,4
|
9,5
|
16,3
|
нет
|
35,7
|
29,6
|
49,2
|
36,7
|
затрудняюсь ответить
|
6,0
|
7,1
|
6,3
|
6,5
|
другое
|
4,8
|
0,0
|
0,0
|
1,6
|
Вопрос 5. Укажите недостатки при демонстрации мультимедийных презентаций? Распределение ответов представлено в таблице 5.
Таблица 5. Процентное соотношение распределения ответов по 5 вопросу.
Варианты ответа
|
Распределение ответов по факультетам
|
Всего, %
|
МСФ, %
|
ИСФ,%
|
ИТФ,%
|
быстрая смена слайдов
|
23,6
|
40,2
|
26,8
|
31,3
|
слишком много анимационных эффектов
|
6,7
|
5,4
|
8,5
|
6,6
|
слишком много текстовой информации на слайде
|
20,2
|
19,6
|
19,7
|
19,9
|
неверно подобран фон и цвет, отсутствие контраста
|
30,3
|
19,6
|
29,6
|
25,7
|
затрудняюсь ответить
|
16,9
|
13,4
|
15,5
|
15,1
|
другое
|
2,2
|
1,8
|
0,0
|
1,5
|
Данный вопрос был включен в анкету для определения конкретных ошибок при разработке презентаций. Выявлено, что студенты жалуются на неверно подобранный фон и цвет, отсутствие контраста, а так же большое количество текстовой информации на слайде. Быстрая смена слайдов, по нашему мнению, зачастую происходит от неправильной разработки, например из-за плохой цветопередачи, нечеткости, отсутствия контраста при большом объеме текста на слайде.
Вопрос 6. На что следовало обратить внимание при разработке презентаций? Распределение ответов представлено в таблице 6.
Таблица 6. Процентное соотношение распределения ответов по 6 вопросу.
Варианты ответа
|
Распределение ответов по факультетам
|
Всего, %
|
МСФ, %
|
МСФ, %
|
МСФ, %
|
компоновка объектов на слайде
|
32,6
|
33,1
|
23,7
|
30,4
|
анимация
|
10,1
|
9,1
|
10,5
|
9,8
|
аудио и видео сопровождение
|
6,7
|
14,0
|
11,8
|
11,2
|
цветовая гамма
|
34,8
|
34,7
|
40,8
|
36,4
|
затрудняюсь ответить
|
15,7
|
8,3
|
13,2
|
11,9
|
другое
|
0,0
|
0,8
|
0,0
|
0,3
|
Подводя итоги, по шестому вопросу и в целом по всему опросу, можно сделать вывод, что использование мультимедийных презентаций в учебном процессе необходимо. Это позволит повысить качество полученных знаний и мотивацию студентов. Но выявлено наличие ряда недостатков при демонстрации презентации студентам. Следовательно, при разработке презентаций следует обратить особое внимание на цветовую гамму и компоновку объектов на слайде.
В заключении можно сказать, что использование мультимедийных презентаций в учебном процессе позволяет наглядно представить весь изучаемый материал, сконцентрировать внимание на отдельных наиболее трудных местах, многократно повторить его быстро, без больших временных и энергетических затрат, и таким образом приводит к повышению эффективности учебного процесса.
При этом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать вывод, что немаловажным является не только педагогическое мастерство преподавателя, но и грамотно разработанные презентации по учебной дисциплине, качество которых непосредственно влияет на результаты обучения. Одним из факторов, влияющих на эффективность восприятия учебного материла в мультимедийных презентациях по графическим дисциплинам, является достижение оптимального сочетания цветов шрифта и фона, а также рациональная компоновка объектов на слайде.
Научный руководитель :
д.п.н., Виноградов Виктор Никонович.