Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНЫХ ПРОЦЕСС ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Автор: 
Александра Воробьева, Вита Малаховская (Витебск, Беларусь)

Применение информационных технологий в образовательном процессе необходимо, так как сегодня сложно представить нашу жизнь без использования современных коммуникационных средств: планшетных учебников, компьютеров, интерактивных досок, глобальной сети интернет. В связи с этим перед преподавателем ВУЗа возникает задача – помочь студентам первокурсникам, столкнувшимся с большим объемом абсолютно новой и не понятной информацией, научиться воспринимать учебный материал, с последующим закреплением и превращением его в знания.

Совершенствование учебного процесса, а именно дидактических средств обучения с помощью возможностей современной техники по передаче информации, как раз основывается на приемах и способах привлечения и удержания внимания аудитории, улучшении качества представления, восприятия и усвоения информации. Один из наиболее эффектных и зрелищных способов предоставления учебного материала является мультимедийная презентация.

С целью выявления отношения студентов к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по различным дисциплинам был проведен развернутый опрос, в котором приняли участие 245 студентов первого и второго курса машиностроительного (МСФ), инженерно-строительного (ИСФ) и инженерно-технологического (ИТФ) факультетов УО «Полоцкий государственный университет». Анкета включала следующие вопросы:

Вопрос 1. Хотели ли бы Вы, чтобы преподаватель использовал на занятиях мультимедийные презентации? Распределение ответов представлено в таблице 1.

Таблица 1. Процентное соотношение распределения ответов по 1 вопросу.

Варианты ответа

Распределение ответов по факультетам

Всего,%

МСФ, %

ИСФ, %

ИТФ, %

да, хотел бы

41,7

32,7

38,1

37,1

больше да, чем нет

33,3

31,6

38,1

33,9

больше нет, чем да

9,5

13,3

11,1

11,4

нет

7,1

11,2

9,5

9,4

затрудняюсь ответить

8,3

11,2

3,2

8,2

другое

0,0

0,0

0,0

0,0

Основываясь на данных таблицы 1 можно сделать вывод, что само по себе использование презентации на занятии не оказывает былого воздействия на заинтересованность студентов, так как в последние годы цифровые образовательные ресурсы стали широко применяться в образовании. Современные студенты стали более критичны к качеству мультимедийных презентации.

Вопрос 2. Повысится ли у Вас интерес к изучаемой дисциплине, если на занятиях будут использованы мультимедийные презентации? Распределение ответов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Процентное соотношение распределения ответов по 2вопросу.

Варианты ответа

Распределение ответов по факультетам

Всего, %

МСФ, %

ИСФ, %

ИТФ, %

да

32,1

23,5

28,6

27,8

больше да, чем нет

38,1

30,6

33,3

33,9

больше нет, чем да

11,9

22,4

9,5

15,5

нет

14,3

10,2

11,1

11,8

затрудняюсь ответить

3,6

11,2

17,5

10,2

другое

0,0

2,0

0,0

0,8

По результатам опроса большинство студентов отметили, что в случае использования мультимедийных презентаций у них повысится интерес к изучаемой дисциплине. Следовательно, преподаватель при проведении лекционных и практических занятий должен по возможности использовать мультимедийные презентации и другие возможности мультимедиа для мотивации студентов.

Вопрос 3. Способствует ли использование мультимедийных презентаций повышению качества знаний? Распределение ответов представлено в таблице 3.

Таблица 3. Процентное соотношение распределения ответов по 3 вопросу.

Варианты ответа

Распределение ответов по факультетам

Всего, %

МСФ, %

ИСФ, %

ИТФ, %

да, способствует

32,1

18,4

19,0

23,3

больше да, чем нет

34,5

32,7

34,9

33,9

больше нет, чем да

11,9

16,3

14,3

14,3

нет

8,3

13,3

9,5

10,6

затрудняюсь ответить

13,1

19,4

22,2

18,0

другое

0,0

0,0

0,0

0,0

Не смотря на то, что большинство студентов отмечают положительный эффект использования мультимедийных презентаций, 18% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Это свидетельствует о сложности и неоднозначности рассматриваемой проблемы. Но, опираясь на мнение большинства по первым трем вопросам, следует, что необходимо активно использовать и внедрять мультимедийные технологии в учебный процесс.

Вопрос 4. Довольны ли Вы качеством презентаций, демонстрируемых преподавателями на занятиях по различным дисциплинам? Распределение ответов представлено в таблице 4.

Неприятным фактом является то, что больше половины опрошенных остаются недовольны качеством презентаций. Это говорит о том, что при создании презентации преподаватели руководствуются лишь собственными представлениями о том, какой она должна быть, а не общими требованиями к представлению учебного материала в электроном виде (мультимедийные презентации, электронные учебники, электронные рабочие тетради и др.).

Таблица 4. Процентное соотношение распределения ответов по 4 вопросу.

Варианты ответа

Распределение ответов по факультетам

Всего, %

МСФ, %

ИСФ,%

ИТФ,%

да, довольны

22,6

20,4

15,9

20,0

больше да, чем нет

11,9

24,5

19,0

18,8

больше нет, чем да

19,0

18,4

9,5

16,3

нет

35,7

29,6

49,2

36,7

затрудняюсь ответить

6,0

7,1

6,3

6,5

другое

4,8

0,0

0,0

1,6

Вопрос 5. Укажите недостатки при демонстрации мультимедийных презентаций? Распределение ответов представлено в таблице 5.

Таблица 5. Процентное соотношение распределения ответов по 5 вопросу.

Варианты ответа

Распределение ответов по факультетам

Всего, %

МСФ, %

ИСФ,%

ИТФ,%

быстрая смена слайдов

23,6

40,2

26,8

31,3

слишком много анимационных эффектов

6,7

5,4

8,5

6,6

слишком много текстовой информации на слайде

20,2

19,6

19,7

19,9

неверно подобран фон и цвет, отсутствие контраста

30,3

19,6

29,6

25,7

затрудняюсь ответить

16,9

13,4

15,5

15,1

другое

2,2

1,8

0,0

1,5

Данный вопрос был включен в анкету для определения конкретных ошибок при разработке презентаций. Выявлено, что студенты жалуются на неверно подобранный фон и цвет, отсутствие контраста, а так же большое количество текстовой информации на слайде. Быстрая смена слайдов, по нашему мнению, зачастую происходит от неправильной разработки, например из-за плохой цветопередачи, нечеткости, отсутствия контраста при большом объеме текста на слайде.

Вопрос 6. На что следовало обратить внимание при разработке презентаций? Распределение ответов представлено в таблице 6.

Таблица 6. Процентное соотношение распределения ответов по 6 вопросу.

Варианты ответа

Распределение ответов по факультетам

Всего, %

МСФ, %

МСФ, %

МСФ, %

компоновка объектов на слайде

32,6

33,1

23,7

30,4

анимация

10,1

9,1

10,5

9,8

аудио и видео сопровождение

6,7

14,0

11,8

11,2

цветовая гамма

34,8

34,7

40,8

36,4

затрудняюсь ответить

15,7

8,3

13,2

11,9

другое

0,0

0,8

0,0

0,3

Подводя итоги, по шестому вопросу и в целом по всему опросу, можно сделать вывод, что использование мультимедийных презентаций в учебном процессе необходимо. Это позволит повысить качество полученных знаний и мотивацию студентов. Но выявлено наличие ряда недостатков при демонстрации презентации студентам. Следовательно, при разработке презентаций следует обратить особое внимание на цветовую гамму и компоновку объектов на слайде.

В заключении можно сказать, что использование мультимедийных презентаций в учебном процессе позволяет наглядно представить весь изучаемый материал, сконцентрировать внимание на отдельных наиболее трудных местах, многократно повторить его быстро, без больших временных и энергетических затрат, и таким образом приводит к повышению эффективности учебного процесса.

При этом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать вывод, что немаловажным является не только педагогическое мастерство преподавателя, но и грамотно разработанные презентации по учебной дисциплине, качество которых непосредственно влияет на результаты обучения. Одним из факторов, влияющих на эффективность восприятия учебного материла в мультимедийных презентациях по графическим дисциплинам, является достижение оптимального сочетания цветов шрифта и фона, а также рациональная компоновка объектов на слайде.

Научный руководитель :

д.п.н., Виноградов Виктор Никонович.