Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Инна Воронцова, Кулян Ибраева (Астана, Казахстан)

Компьютеризация образования является настоятельным явлением времени, социально-экономической задачей общегосударственного значения, одним из важнейших направлений информатизации общества Казахстана. Одним из главных направлений и задач компьютеризации средней общеобразовательной и высшей школы является разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение. С использованием компьютера как средства обучения связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса, однако, анализ применения компьютерных средств обучения в вузах и в школах республики показывает, что компьютер как дидактическое средство обучения используется преимущественно для обучения информатике и лишь эпизодически при обучении другим дисциплинам.

Мы исходим из понимания того, что профессиональная подготовка будущего специалиста к использованию ИКТ - процесс формирования комплекса свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации в будущей профессиональной деятельности по использованию ИКТ [1, с. 45]. Выработка целостного представления о профессиональной подготовке будущих специалистов к использованию ИКТ предполагает рассмотрение следующих вопросов:

- выявление сущности подготовки будущих специалистов к использованию ИКТ;

- определение компонентов состава подготовки будущих специалистов к использованию ИКТ;

- выявление структуры подготовки;

- определение уровней подготовки, как характеристик, показывающих степень ее сформированности.

Опираясь на анализ проблемы в теории и практике, мы пришли к убеждению, что подготовка будущих специалистов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности должна и может рассматриваться как целостное образование личности, включающее в себя:

- осознание важности роли информационно-коммуникационных технологий в образовании;

- интерес и потребность в осуществлении деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий;

- определенные способности, помогающие достижению положительных результатов;

- наличие необходимого объема общих и специальных знаний и сформированных на требуемом уровне профессионально- педагогических умений и навыков.

Целостность деятельности по использованию ИКТ предполагает неразрывное единство воспитания и обучения. Поскольку основу профессиональной подготовки составляют методические знания, а также практические умения нормативного и творческого характера, которые являются достоянием будущего специалиста, и определяют его индивидуальность, то структура профессиональной подготовки к использованию ИКТ может быть представлена тремя составляющими: познавательным, личностным и деятельностным компонентами[2, с. 89].

Основой познавательного компонента профессиональной подготовки будущего специалиста к использованию ИКТ является система знаний об использовании ИКТ при изучении методики предмета как науки.

Познавательный компонент профессиональной подготовки проявляется у студентов через методическую компетентность, методическую эрудицию, методический кругозор.

Личностный компонент составляют личностная позиция будущего специалиста к использованию ИКТ, его профессиональные знания и умения, т.е. личности как профессионала, личности в целостности.

Деятельностный компонент составляет умение реализовать существующие методики в профессиональной деятельности на основе использования ИКТ на высоком уровне профессионализма, добиваясь при этом эффективности результатов труда[3, с. 112].

На основе своего исследования, мы пришли к выводу, что для эффективной подготовки будущих специалистов к активному использованию информационно-коммуникационных технологий в своей будущей работе необходимо модернизировать существующие формы организации учебного процесса, методы и дидактические принципы, а также разрабатывать новые.

 

Литература:

1. Новиков A.M. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 321 с.

3. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения //Информатика и образование. – 1991.-310с.

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Ибраева Кулян Жагипаровна