Автор:
Инна Воронцова, Кулян Ибраева (Астана, Казахстан)
Компьютеризация образования является настоятельным явлением времени, социально-экономической задачей общегосударственного значения, одним из важнейших направлений информатизации общества Казахстана. Одним из главных направлений и задач компьютеризации средней общеобразовательной и высшей школы является разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение. С использованием компьютера как средства обучения связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса, однако, анализ применения компьютерных средств обучения в вузах и в школах республики показывает, что компьютер как дидактическое средство обучения используется преимущественно для обучения информатике и лишь эпизодически при обучении другим дисциплинам.
Мы исходим из понимания того, что профессиональная подготовка будущего специалиста к использованию ИКТ - процесс формирования комплекса свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации в будущей профессиональной деятельности по использованию ИКТ [1, с. 45]. Выработка целостного представления о профессиональной подготовке будущих специалистов к использованию ИКТ предполагает рассмотрение следующих вопросов:
- выявление сущности подготовки будущих специалистов к использованию ИКТ;
- определение компонентов состава подготовки будущих специалистов к использованию ИКТ;
- выявление структуры подготовки;
- определение уровней подготовки, как характеристик, показывающих степень ее сформированности.
Опираясь на анализ проблемы в теории и практике, мы пришли к убеждению, что подготовка будущих специалистов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности должна и может рассматриваться как целостное образование личности, включающее в себя:
- осознание важности роли информационно-коммуникационных технологий в образовании;
- интерес и потребность в осуществлении деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий;
- определенные способности, помогающие достижению положительных результатов;
- наличие необходимого объема общих и специальных знаний и сформированных на требуемом уровне профессионально- педагогических умений и навыков.
Целостность деятельности по использованию ИКТ предполагает неразрывное единство воспитания и обучения. Поскольку основу профессиональной подготовки составляют методические знания, а также практические умения нормативного и творческого характера, которые являются достоянием будущего специалиста, и определяют его индивидуальность, то структура профессиональной подготовки к использованию ИКТ может быть представлена тремя составляющими: познавательным, личностным и деятельностным компонентами[2, с. 89].
Основой познавательного компонента профессиональной подготовки будущего специалиста к использованию ИКТ является система знаний об использовании ИКТ при изучении методики предмета как науки.
Познавательный компонент профессиональной подготовки проявляется у студентов через методическую компетентность, методическую эрудицию, методический кругозор.
Личностный компонент составляют личностная позиция будущего специалиста к использованию ИКТ, его профессиональные знания и умения, т.е. личности как профессионала, личности в целостности.
Деятельностный компонент составляет умение реализовать существующие методики в профессиональной деятельности на основе использования ИКТ на высоком уровне профессионализма, добиваясь при этом эффективности результатов труда[3, с. 112].
На основе своего исследования, мы пришли к выводу, что для эффективной подготовки будущих специалистов к активному использованию информационно-коммуникационных технологий в своей будущей работе необходимо модернизировать существующие формы организации учебного процесса, методы и дидактические принципы, а также разрабатывать новые.
Литература:
1. Новиков A.M. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 321 с.
3. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения //Информатика и образование. – 1991.-310с.
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Ибраева Кулян Жагипаровна