Автор:
Екатерина Гапанович-Кайдалова (Гомель, Беларусь)
Последипломное образование направлено на обеспечение максимальной реализации способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности. Повышение квалификации и переподготовка кадров обеспечивают обучающимся профессиональное совершенствование, подготовку их к трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях [1]. В связи с этим подготовка современных специалистов, на наш взгляд, должна строиться с опорой на основные положения субъектно-деятельностного подхода к обучению (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.): деятельность субъектна; осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов; предполагает взаимодействие субъекта с объектом; сознательна и целенаправленна; в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и могут быть объективно исследованы; субъект занимает активную, творческую, самостоятельную позицию, окружающая действительность для него выступает как объект действия и познания; видоизменяя мир в процессе деятельности, субъект формирует новое знание, осваивает открывающееся ему содержание, преобразуя его в соответствии со своими целями и ценностями, превращая в собственное достояние и др.
Реализация этих идей позволяет слушателям решать проблемы профессионального и личностного саморазвития, самоактуализации, способствует повышению эффективности их самообразования, чему в немалой степени способствует выбор адекватных данным целям форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и работы преподавателей со взрослой аудиторией. К числу таковых, по нашему мнению, в первую очередь можно отнести активные методы обучения, дистанционное обучение, информационные технологии.
Под активными методами обучения понимают способы обучения, направленные на развитие и совершенствование психических навыков и личностных способностей обучающегося, необходимых для реализации учебной деятельности. Вопросы применения активных методов обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров рассматривали А.И. Жук, Н.В. Клюева, С.И. Козловский, Н.Н. Кошель, Ю.Э. Краснов и др. Анализ публикаций свидетельствует, что при работе со слушателями, как правило, используются следующие методы: анализ конкретных ситуаций, метод «морфологического анализа», дискуссия, метод «круглого стола», брейнсторминг, тренинг, метод синектики, игровое проектирование, метод «форсажа», метод дискретного самообразования, деловые игры, метод стажировки и т.д.
Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у слушателей, способствуют развитию умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новых ситуациях, находить свои подходы к решению профессиональных проблем, устанавливать контакт с аудиторией, вести дискуссию, осуществлять обратную связь. Они содействуют развитию творческих способностей, мотивации слушателей, повышают их интерес к учебному материалу, активизируют мышление. При организации работы с использованием активных методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности слушателей и учебной группы, уровень их теоретической и практической подготовки.
Помимо активных форм обучения в настоящее время в системе повышения квалификации и переподготовки кадров широкое распространение получили различные формы обучения с использованием информационных технологий.
В справочной психолого-педагогической литературе информационные технологии рассматриваются как «методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации» [2, с. 52].
Информационные технологии включают дистанционное обучение, программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации и т.д. Их использование в учебном процессе позволяет решить целый ряд психолого-педагогических задач: повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса, расширение возможностей оперативного доступа к информации, ее накопление, обмен и тиражирование; повышение мотивации обучающихся; повышение самостоятельности обучения; повышение возможности индивидуализации обучения. Например, это может осуществляться за счет индивидуализации темпа предъявления заданий, выбора тем и заданий с учетом индивидуальных особенностей и объема знаний конкретного обучающегося, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, текущего контроля успеваемости и повышения объективности контроля.
Анализ научно-методической литературы позволил нам выделить основные формы использования информационных технологий в сфере образования: создание презентаций, компьютерное тестирование, создание игровых программ, технологии мультимедиа, компьютерное моделирование, использование электронных учебников, чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, формы обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой и др.
Так, презентация представляет передачу и представление аудитории новых для нее данных, т.е. демонстрационные материалы для любого публичного выступления (лекция, доклад на семинаре, конференции и т.п.). Компьютерная презентация – это набор слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РРТ. Они могут содержать специальные видеоэффекты, звуковые фрагменты, музыку, элементы анимации и видеоклипы. Для создания презентаций используются программы PowerPoint, Macromedia Flash и др.
Мультимедиа – это совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт-диска CDROM – CD-audio, CD-video, CD + G, CDinformation, CD-phono, CD-TV, LV. Системы Мультимедиа позволяют интегрированно представлять на экране компьютера информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога. К педагогическим целям использования Мультимедиа относятся: реализация интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения, повышение уровня эмоционального восприятия информации, формирование умений самостоятельной обработки информации.
Одним из наиболее перспективных направлений развития передовых технологий обучения в образовании является разработка программ компьютерного тестирования знаний. Тестирование знаний предполагает: разработку тестовых заданий различных типов; создание структуры теста, сбалансированной по сложности заданий, их количеству, представленности в тесте основных тем курса; определение способа предъявления тестовых заданий студентам, времени ответа на один вопрос или на прохождение всего теста в целом; разработку критериев оценки знаний по итогам выполнения тестовых заданий. Исследователями были выделены их основные преимущества (И.Х. Галеев, Н. В. Гапанович-Кайдалов, Г.У. Матушанский, В.И. Чепегин и др.): расширение возможностей проведения индивидуально адаптированных процедур контроля и корректировки знаний конкретных тем; возможность проверки знаний по всем основным темам курса (исключается вероятность случайных оценок); повышение объективности контроля знаний обучаемых; повышение уровня стандартизации требований к объему и качеству знаний и умений; обеспечение возможности проведения предварительного самоконтроля обучаемыми; экономия времени (за короткий промежуток времени можно опросить большое количество слушателей); возможность анализа ошибок и проведения статистики усвоения различных тем всеми слушателями. Необходимо отметить, что в настоящее время уровень компьютерной грамотности слушателей ИПК и ПК «ГГУ им. Ф. Скорины» достаточно высок и практически не сказывается на их результатах компьютерного тестирования. Кроме того, объективная и хорошо продуманная система оценок результатов тестирования стимулирует интерес к предмету и повышает ответственность обучаемых во время его проверки.
С целью проверки знаний могут быть использованы также игровые программы. В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна, поскольку она формулирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д. Кроме того, игра обладает большим мотивационным потенциалом. Компьютерная игра создает эффект присутствия, активного участия в ситуации (А.О. Прохоров, А.Б. Сережкина, Ю.В. Фомичева и др.). Такую форму работы можно использовать на практических занятиях, разбивая учебную группу на микрогруппы.
Значительное место в практике использования программных средств в целях обучения занимают программы компьютерного моделирования. Они обеспечивают изучение свойств модели, наглядное представление изучаемого материала с помощью модели, возможность выбора обучаемым ответа из предложенных. Чаще всего такие программные средства демонстрируют в динамике изучаемый процесс, представленный моделью, и обеспечивают контроль усвоенного. Это программы-тренажеры или демонстрационные программы, назначение которых состоит в наглядном представлении учебного материала, визуализации закономерностей изучаемых явлений, процессов, взаимосвязей между объектами. В таких программах могут использоваться элементы программированного обучения, с их помощью также может осуществляться экспериментально-исследовательская деятельность. Компьютерное моделирование позволяет создавать ситуации, представляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик, дает возможность обучаемому рассматривать основные элементы и типы функций для воссоздания определенной реальности.
В дистанционном обучении часто используются такие формы занятий, как чат-занятия, веб-занятия, телеконференции. Чат-занятия предполагают применение чат-технологий, проводятся синхронно (все участники имеют одновременный доступ к чату). Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и др. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определенной теме, проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. В отличие от чат-занятий, они предполагают возможность более длительной работы и асинхронный характер взаимодействия обучающихся и педагогов. Учебные телеконференции проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты, для них характерно достижение образовательных задач.
В учебном процессе ИПК и ПК УО «ГГУ им. Ф. Скорины» активно используется электронная почта, что стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов; повышает интерес слушателей к учебным дисциплинам; делает возможным применение методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных обучающихся и тех, которые получены по электронной почте; обмен информацией между слушателями и создание баз данных по предметам. Например, практикуется создание электронных ящиков учебных групп, на которые поступает информация от преподавателей, куратора. Слушатели получают дополнительную литературу по изучаемым дисциплинам, вопросы к зачетам и экзаменам, задания для самоподготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям и т.п. На ящик отсылаются также проверенные преподавателем отчеты по лабораторным, рефераты, тексты статей из научных журналов, докладов, рассмотренных на занятиях, и другие материалы. В результате составляется база данных по каждой изучаемой дисциплине, к материалам которой слушатели могут обращаться не только в период обучения, но и по его окончании. Слушатели также могут консультироваться с преподавателями, научными руководителями, куратором по электронной почте.
Большое значение при организации учебного процесса имеет организация поиска слушателями дополнительных материалов к занятиям с использованием информационных технологий. Это формирует у них способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в найденной самостоятельно информации. Здесь эффективной работы субъектов образовательного процесса, понимания обучающимися изучаемой темы и проблемы важно умение педагога планировать занятие, создавать информационную базу.
Таким образом, модернизация процесса преподавания в системе последипломного образования предполагает постепенный переход от традиционных методов обучения, ориентированных на передачу знаний в готовом виде, к современным методам, направленным на развитие субъектности, творческих способностей, теоретического мышления слушателей, стимулирующих их активность, повышающих их мотивацию, способствующих их саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию (активным методам обучения, обучению с применением информационных технологий и т.п.).
Литература:
-
Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г. №1202-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 123, 2/1060.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.: Академия, 2001. – 176 с.