Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: 
Юлия Джепа (Таганрог, Россия)

В настоящее время отмечается духовный кризис в нашем обществе: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых (жестокость, вещизм и др.). В связи с этим проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, безысходность, отчаяние.

Такая тенденция проявляется и в школе. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, отсутствует чувство коллективизма, нет стремления оказать помощь людям, которые в ней нуждаются, нет доброты и сострадания к ближним, много «отвергнутых» детей из малообеспеченных семей, к которым проявляется жестокость [3].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования»[1].

Несмотря на широкое распространение компетентностного подхода в образовании, все еще не прекращаются споры о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» в образовательной сфере. По мнению С.Е.Шишова и И.В.Агапова, компетенция – это возможность установления связей между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы.

В.Колобова и А.Г.Каспаржак трактуют компетенцию как готовность к осуществлению практической деятельности и готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели. И.А.Зимняя определяет компетенцию как внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования, которые включают в себя знания, представления, программы (алгоритмы) действий, а также системы отношений. Компетенции проявляются и актуализируются в поведении, деятельности человека. Понятие «компетентность» рассматривается учеными как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].

По мнению О.Н. Ярыгина существенными признаками компетентности является уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);

- диапазон и широта знаний и умений; способности выполнять специальные задания;

- способность рационально организовать и планировать свою работу;

- способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии организации и условий деятельности) [6].

Единого согласованного перечня ключевых компетенций в мировой педагогике не существует. В научной литературе имеются различные перечни таковых. В соответствии с одним из них компетентность включает следующие аспекты:

- смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

- проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

- коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Очевидно, что формирование ключевых компетенций начинается с детства. И наиболее продуктивным в этом отношении является младший школьный возраст.

Общекультурная компетенция – предполагает знание учеником особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, а также культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций, влияния науки и религии на человека и мир в целом [5].Таким образом, общекультурная компетенция представляет собой совокупность умений, знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении.

Целью школьного образования в области формирования общекультурной компетенции, на наш взгляд, является: достижение уровня компетенции, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

При всем этом, мы не должны отклоняться от Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.12.4 Основы духовно-нравственной культуры народов России.) в соответствии с которым ребенок должен обладать следующими основами:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни [4].

Общекультурная компетенция определяется как «круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира»[5; с.18].

Существует множество способов формирования общекультурной компетенции. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Общеобразовательная задача заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

- социально-экономической;

- политико-правовой;

- в сфере науки, религии;

- экологической;

- эстетической;

- коммуникативной;

- бытовой;

- досуговой и многих других.

Приоритет в формировании общекультурной компетенции отводится воспитательной работе. Известный педагог Н. Е. Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков. Формирование общекультурной компетенции происходит на базе общекультурного содержания образования, включающего в себя «основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества» [5; с. 15]. Воспитательная работа, прежде всего, начинается в семье и уровень развития общекультурной компетентности ребенка во многом зависит от заложенного в основу нравственного воспитания.

Формирование общекультурных компетенций младшего школьника является важным звеном воспитательной работы. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей, овладение социальными нормами. Расширение культурно-образовательного пространства в начальной школе осуществляется за счет использования различных источников культуры. Формирование общекультурной компетенции будет обеспечивать не только функцию социально-культурного просвещения, но и вовлечение учащихся младших классов в культурную деятельность. Которая будет способствовать обогащению знаний о культуре, трансформацию этих знаний в нравственно-этические убеждения, нормы м принципы духовной жизни.

 

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Учительская газета. - 2002. - №31.

2. Ожегов С.И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990. - с 1992.

3. Пуйлова М. А. Актуальные проблемы общекультурной подготовки выпускников школ. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2009. - № 2. – 412 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение. - 2010 - 31с.

5. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». - 2007. - С. 12-20.

6. Ярыгин О.Н. Метаморфозы понятий «компетентность» и «компетенция» в русскоязычной терминологии компетентностного подхода. / е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» / 2010. - № 4.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Пуйлова М.А.