Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ

Автор: 
Сауле Жубакова, Мадина Букеева (Астана, Казахстан)

Казахстан – очень молодая страна, и не только потому, что нашей независимости всего 20 лет. Молодо ее население: более половины (52%) числа жителей страны еще не перешагнули тридцатилетний возрастной рубеж. Молодежь современного Казахстана – это принципиально новое поколение, выросшее в условиях разрушения старой системы, кардинальных и крайне трудных реформ в политике, экономике и социальной сфере. Именно молодое поколение будет определять будущее нашей республики в 21 веке. И не случайно одно из Посланий Президента Нурсултана Назарбаева народу названо «Построим будущее вместе!» - все стратегические цели его политики адресованы в первую очередь молодежи.[1]

Нынешнее Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 25.12.2012 г. описывает стратегию Казахстана 2050, новый политический курс состоявшегося государства. Главной целью, которой является войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Одним из приоритетных направлений является новый казахстанский патриотизм – как основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Ведущая цель данного направления – сохранить и укрепить общественное согласие. Н.А. Назарбаев указывает, что фундамент казахского патриотизма есть равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.[2]

Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед обществом задачу воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Ведь патриотизм не заложен в генах, это не наследственное, а социальное качество, которое формируется всей окружающей действительностью. Это одно из наиболее глубоких человеческих чувств, являющихся духовным фундаментом общественного и государственного развития, опорой жизнестойкости страны и залогом ее конкурентоспособности в глобализованном современном мире[3]

Для нашего многонационального государства идея патриотизма особенно важна, она объединяет людей, помогает строить единую, устремленную в будущее страну.

Патриотизм выступает как общечеловеческая ценность, определяющая отношение общества и личности к реально существующей сфере их жизнедеятельности, которая может быть присвоена в процессе деятельности человека, сформирована в его внутренней системе ценностей.

Понятие «патриотизм» фиксирует систему субъект - объектных и субъект- субъектных отношений личности к самому себе, к Родине, а точнее к ее природе, культуре, достижениям в различных сферах деятельности, ее прошлому, настоящему, будущему, а также к своим соотечественникам как творцам и создателям всего этого.

Патриотизм как качество личности может стать критерием оценки сущности и всей жизни человека. Образуя морально - нравственные основы развития человечества, патриотизм предстает как аксиологическая форма развития личности.[4] В связи с чем, важно развивать у личности ответственность за свое поведение, образ жизни перед народом, страной, так как патриотизм начинается с самого с себя.

Рассматривая самосознание как часть сознания личности, можно исходить из того, что оно обладает спецификой, позволяющей выделять его как особый феномен. Если сознание человека направлено преимущественно на внешние предметы, то самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Таким образом, выступая самостоятельным феноменом, самосознание может рассматриваться не только как простая составляющая сознания человека, но больше, как та его часть, через которую, как призму, формируется и определяется его отношение к окружающему миру.

В соответствии с вышесказанным, можно утверждать, что патриотическое самосознание выполняет важнейшую роль в становлении патриотического сознания личности.

Мы согласны с утверждением Лавровой Т.В., что патриотическое самосознание представляет собой сложное динамическое образование личности, интегрирующее в себе процесс и результат построения личностью образа «Я - патриот» на основе сознания и оценки своего отношения к Родине, соотечественникам, к самому себе как представителю своего Отечества.[4, с. 399]

Патриотическое самосознание является относительно поздним продуктом развития личности, по сравнению с сознанием, и наиболее интенсивно развивается в юности. В связи с чем, развитие патриотического самосознания наиболее интенсивно необходимо осуществлять в студенческом возрасте.

Истоки патриотического воспитания лежат в культурных (летописных) памятниках от Бумына, Билге Естеми, Култегина, Тоныкок кагана. Формирование патриотических чувств у подросткового поколения является важнейшей проблемой воспитания в культурном наследии аль-Фараби, Ж.Баласагуни, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и др. Различные аспекты патриотического воспитания в современном Казахстане рассматривались в трудах философов, историков, педагогов, психологов, социологов, культурологов: Бержанов К., Ильясова А.Н., Кошенова Р.Н., Кунантаева К.К., Алимбеков А., Куанышев Т.Ш., Майназаров У.Л., Магауова А.С., Калыбекова А.А., и др. Так, этнопедагогические аспекты патриотического воспитания учащейся молодежи раскрываются в исследованиях Узакбаевой С.А., Кожахметовой К.Ж., Менлибаева К.Н., Иманбаевой С.Т., Хайрулина Г.Т., Толеубековой Р.К., Кошербаевой А.Н., Джанабаевой Р.А. и др. Во взаимосвязи патриотического воспитания с нравственным, в трудах Калюжного А.А., Ажибековой З.К., Калиева С., Жарикбаева К.Б., Кожахметовой К.Ж., Ким В.А., Мукановой Б.И., Нургалиевой Г.К., Трифонова С.А., Узакбаевой С.А., Хан Н.Н., Хмель Н.Д. и др.. Во взаимосвязи патриотического воспитания с политическим в трудах Жампеисовой К.К., Гуляевой, Жубаковой С.С., Пралиева и др.

Непосредственно патриотическому воспитанию учащихся посвящены следующие труды: Бейсембаевой А.А. «патриотическое воспитание старшеклассников средствами казахского героического эпоса» 2004 г., Имангуловой Т.В. «Патриотическое воспитание старшеклассников средствами религиозного краеведческого компонента (на примере предмета география)» 2009 г. Однако изучение проблемы развития патриотического самосознания студентов в современных условиях отсутствует. Анализ литературы показывает, что проблема патриотического воспитания изучалась в разных аспектах, но в основном направлена лишь на формирование отдельных качеств патриота, а этого на наш взгляд недостаточно. Необходимо развивать патриотическое самосознание студенческой молодежи в процессе патриотического воспитания. В связи с чем, мы и определяем проблему развития патриотического самосознания у студентов в современных условиях.

Но современные условия развития общества, в целом, являются, на наш взгляд, неблагоприятными для формирования и дальнейшего развития у молодого поколения патриотического самосознания на основе высоких гражданских идеалов. Существует ряд факторов, которые указывают на данное положение:

  • В настоящее время общество переживает духовный кризис;

  • Полностью дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

  • Разработка и внедрение национальной идеи, которая может помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, дает результаты, но этого мало;

  • Падение общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.

А особенно студентов, потому что это быстрая «обратная связь» с государством. Деятельность образовательных учреждений для осуществления либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании), позже показала свои недостатки. Очень скоро стало ясно, что в этой модели образования не имеет особого значения духовно-нравственное развитие человека в процессе обучения. Которая показывает общее состояние социальной среды: высокий уровень дифференциации, деградация коллективистских принципов и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей. Это говорит о том, что моральное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий прав и возможностей для самореализации.

Так же следует сказать о том, что на практике работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения оставляет желать лучшего, во многих учебных заведениях воспитательная работа ведется бессистемно, от случая к случаю, нецеленаправленно, поэтому она не всегда дает положительные результаты. В ряде случаев преподаватели сообщают лишь определенный круг знаний, не стремятся превратить их в твердые научные убеждения.

Все вышеупомянутые факторы препятствуют развитию гражданско- патриотического сознания. Остановить негативные тенденции духовно-нравственного разложения общества может совершенствование системы воспитания, в частности, воспитания патриотизма у студенческой молодежи; внедрение идеи правового государства, распространение ценностей гражданского общества.

Для продвижения в осознании чувства патриотизма у студентов необходимо знать содержательное наполнение структурных компонентов патриотического самосознания будущих специалистов. Когнитивный компонент, по-нашему мнению, представляет собой совокупность следующих показателей: система представлений о себе как гражданине, осознание своих личностных качеств, возможностей как субъекта служения Отечеству; система представлений о себе как будущем профессионале, добросовестно выполняющем свои обязанности; соотнесение своих личностных качеств, возможностей с интересами государства, общества, коллектива; соотнесение своей профессиональной миссии с актуальным социальным заказом; знание патриотических идеалов, символов, смыслов и стремление к познанию Отечества.

Показатели эмоционально-ценностного компонента: система установок к себе как гражданину, как к субъекту служения Отечеству; осознание переживания своих эмоций по отношению к близким, к месту рождения и проживания, к Родине; осознание идентичности с Родиной.

Показатели действенно-волевого компонента: готовность к самостоятельному, осознанному выбору линии поведения, отношений и деятельности на благо Отечества; готовность к осознанному выбору стратегии и тактики патриотического самовоспитания; самоуправление (саморегуляция и самоконтроль) патриотического поведения; забота о собственном здоровье, как генофонде нации, готовность к самосовершенствованию как гражданина Казахстана; готовность к профессиональному самосовершенствованию себя как воспитателя - патриотизма.

И рефлексивно-оценочный компонент включает следующие показатели: способность ориентироваться в своем внутреннем мире; оценка себя как гражданина; осознание своих сильных и слабых сторон.

Таким образом, изучение проблемы развития патриотического самосознания у студентов в процессе обучения и воспитания в условиях вуза позволит выявить научно-педагогические основы осуществления данного феномена, для того, чтобы занять должное место на практике.

 

Литература:

1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от

2. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 25.12.2012 г.

3. Б. Жумагулов Патриотизм – путеводная звезда молодых//казахстанская правда, 2011 г.

4. Лаврова, Т.В Структура патриотического самосознания// Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы: сборник научных статей / под ред. Л.Б. Набатовой, А. В. Черных. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. 399 с.

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Жубакова Сауле Сайбулатовна.