Автор:
Марина Куимова (Томск, Россия)
Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют делать и всё ждут,
чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти.
Н.А. Добролюбов
Основной задачей современного образования является реализация принципов смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность обучающихся. Одним из эффективных способов повышения эффективности обучения является использование дифференцированного подхода в обучении.
Концепция дифференциации обучения заключается в том, что дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования. Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей обучающихся в той форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам [4, 5].
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
-
уровневую;
-
профильную.
Дифференцированное обучение позволяет осуществлять обучение согласно индивидуальным способностям обучающегося, что способствует повышению эффективности обучения по изучаемой дисциплине. Дифференцированный подход предполагает:
-
создание разнообразных условий обучения с целью учета индивидуальных особенностей;
-
комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах [1].
Кроме того дифференцированный подход позволяет развивать познавательные возможности как сильных, так и слабых обучающихся; предполагает индивидуализацию обучения и развитие интеллектуальных, креативных способностей каждого обучающегося; способствует самоутверждению личности, повышению уровня притязаний. В основе дифференциации обучения лежит идея уважения к личности, ее интересам, самореализации, укрепления веры обучающегося в себя, собственные силы и возможности.
Дифференцированное обучение направлено на решение нескольких задач:
-
психолого-педагогической (индивидуализация обучения, развития интересов и способностей каждого обучающегося);
-
дидактической / методической (развитие мотивации к приобретению новых знаний);
-
социальной (формирование творческого интеллекта) [2].
Суть дифференцированного обучения заключается в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого обучающегося (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке [3].
Таким образом, дифференциация в процессе обучения позволяет учитывать индивидуальные способности, интересы, желания обучающихся; развивает творческий потенциал; способствует достижению бóльших успехов; повышает качество обучения.
Литература:
-
Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К., Савенков А.И., Забрамная С.Д., Ядрихинская И.Е. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 1994. 200 с.
-
Дифференцированное обучение (по материалам Т.В. Машаровой, А.В. Матвеева, Л.В. Байбородовой). URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node16.html (дата обращения 11.01.2013).
-
Дифференцированный подход в обучении младших школьников. URL: http://fizminutka.ru/?p=38 (дата обращения 11.01.2013).
-
Маслов Н.С. Концепция развития армавирской средней школы № 4 по проблеме: «Интегрированно-дифференцированный подход к обучению, развитию и профильной ориентации учащихся в условиях СОШ» // Завуч. – 1999. № 2.
-
Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.