Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: 
Алла Лаврик, (Батайск, Россия)

Прогрессивную роль театра в образовании, воспитании и развитии молодежи отмечал еще А.Н.Радищев. Выдающиеся представители русской педагогики стремились использовать театр в учебно-воспитательной работе. К.Д.Ушинский писал: «о силе влияния на нас игры хороших актеров и даже чтецов и рассказчиков мы можем судить о необыкновенном разнообразии, богатстве и сильном влиянии на нас этого языка чувств».

Сегодняшний день кукольного театра в нашей стране чрезвычайно интересен. Всему миру известны поиски и находки народного артиста РФ Сергея Образцова, сделавшего из театра кукол подлинно любимое широкими массами искусство. От забавы, каким оно было в далекие годы, кукольное искусство стало сегодня полноправным среди других видов сценического высказывания.

В 1963 году методологи отмечали, что опыт К.Станиславского необходим и в педагогике. Учителю необходимо владеть приемом театрализации, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Чтобы любой даже самый скучный учебный материал оказался для ребят занятным, полным тайн и загадок [2].

Этот вид деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох и имеет глубокие исторические корни. Еще в начале XII века в Киевской духовной академии существовал школьный театр, где силами воспитанников ставились интермедии, строившиеся на бытовом материале. В XVIII веке школьные театры создавались в Москве в Славяно-греко-латинской академии, хирургической школе, в Петербургском Шляхетском корпусе, в некоторых провинциальных учебных заведениях.

В современной методике возможности школьного кукольного театра трудно переоценить. Сегодняшний театр кукол – театр богатых выразительных возможностей – пользуется огромной любовью, как маленьких, так и взрослых зрителей. Но поскольку преимущественный его зритель все же ребенок, режиссеру (руководителю) кукольного театра необходимо обладать и педагогическими способностями.

Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, когда происходит вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.Являясь ненавязчивой, она помогает максимально достигать поставленных преподавателем целей и задач.

Занятия детей в школьном кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.

Основой кукольного театра является игра кукол. Необходимо отметить, что игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры» [5, с. 486].

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития» [1, с. 28].

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализация - один из самых популярных методов работы не только учителей гуманитарного цикла. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Можно выделить три основных вида использования театрализации:

1. Школьное театральное творчество. Методика школьного театра сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск в школах ведется с разной мерой успеха и в различных направлениях.

2. Школы с театральными классами. Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии.

3. Школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников [3].

Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе — драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные, талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом.

Сама сущность театрального искусства так велика и разнолика, что не умещается в рамках урока.Занятия в школьном кукольном театре позволяют ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные ранее способности, раскрыться по-новому, снять многие комплексы и "зажимы", почувствовать себя увереннее[4].

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности.

Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени (детям иногда страшно это сделать), а от имени героя.Театральная педагогика и театральные технологии имеют определенные возможности в разрешении таких важных проблем, как:

- активизация интереса к учебе;

- нравственное и духовное просвещение;

- совершенствование форм внеурочной деятельности;

- повышение эффективности урока.

Искусство является тем видом человеческой деятельности, который в системе эмоционально-художественных образов создает целостную картину[3].

Необходимо отметить, что кукольный театр охватывает разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, танцы, художественное слово и игру артистов. Все это оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, как на зрителей, так и на исполнителей ролей. Мысли и идеи, заложенные в сценарии и исходящие со сцены, воспринимаются гораздо острее и полнее, чем те же мысли прозвучавшие в обычной беседе или на уроке. Так, например, если предложить одной группе учеников прочитать параграф истории, другой группе – сделать иллюстрации к параграфу, а третьей – поручить сделать инсценировку этого исторического события, то, безусловно, что ребята третьей группы наиболее ярко прочувствуют и запомнят это историческое событие. Потому что в восприятии исторического материала урока участвовал не только ум, но и сердце. Все, что проходит через сердце, запоминается навсегда. Творчество это и есть работа ума и сердца. Можно произносить самые умные речи, проповедовать великие истины, но если они прозвучат монотонно, с безразличием к аудитории, если они не затронут душу слушателя, то они окажутся пустыми словами. В этом плане нужно отдать особую роль родному языку, который является средством общения, средством эмоциональной выразительности.

Нами была разработана программа кукольного кружка «Кукольный театр – детям» на базе МБОУ гимназия № 21 г. Батайска.

Цельпрограммы«Кукольный театр – детям»: активизация познавательной деятельности младших школьников. Для реализации этой цели необходимо решение ряда задач:

- создание условий для формирования личности учащихся во внеурочной деятельности;

- развитие выразительной речи, мышления, фантазии, чувства юмора;

- получение учащимися дополнительных знаний, закрепление и развитие умений, навыков, полученных в процессе изучения общеобразовательных дисциплин;

- развитие практических умений и деятельностной компетентности учащихся;

- воспитание у учащихся художественно-эстетического вкуса, бережного и заботливого отношения к своему здоровью, школе, окружающим людям, воспитание трудолюбия;

- расширение кругозора детей;

- приобщение детей к культурным ценностям;

- развитие творческого воображения, памяти артистических данных;

- воспитание чувства коллективизма.

Уроки кукольного театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.Играя в кукольном театре, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Уроки кукольного театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.

Репертуар кукольного театра включал в себя кукольные спектакли:

1. «Осенние хлопоты». (сказка – пьеса).

2. «Новогодний сон Снегурочки». (новогодняя сказка)

3. «День рождение Снеговичка». (новогодняя сказка)

4. «Заюшкина избушка». (русская народная сказка)

5. « The little house in the wood». (английская народная сказка)

6. «Теремок». (русская народная сказка)

7. «Репка». (русская народная сказка)

8. «Колобок». (русская народная сказка)

Кроме спектаклей, которые проводились во внеурочное время, были организованы театрализованные викторины, игровые программы:

- «По страницам сказок» (игровая программа по русским волшебным сказкам);

- «Узнай сказочного героя» (литературная викторина);

-«Загадки Лесовичка» (викторина о природе);

Помимо этого проводились тематические театрализованное представление:

«Даже в сказке, без сомнения знают правила движения»;

«Волк и семеро козлят - на новый лад» (Правила поведения : один дома»).

Занятия в школьной кукольном театре способствуют развитию у детей выразительной речи. А чем более она выразительна, тем внушительнее ее слова, тем глубже они воспринимаются слушателями. Участие детей в кукольном театре снимает напряжение, стрессы, развивает мышление, память, фантазию, чувство юмора, дарит дружбу, потому что труппа театра это хоть и небольшой, но сплоченный коллектив, где вместе отмечают праздники и дни рождения, ездят на экскурсии, и старшие во всем помогают младшим [3].

Таким образом, школьный кукольный театр помогает максимально достигать поставленных преподавателемhцелей6и6задач. Организация в школе детского кукольного театра - это попытка дать детям почувствовать радость творчества. При этом сама структура кукольного театра, синтезирующая различные искусства, дает возможность детям раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами, художниками, скульпторами, музыкантами, танцорами и ораторами.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз. -1997. - 144 с.

  2. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону: «Феникс». – 2003. – 329 с.

  3. .Кияновский А.А., Санько С.Н. Школьный театр в начальной школе. М.: «Чистые пруды». – 2007.

  4. Лапина А.О. Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного синтеза. М.: 2001.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Издательство "Питер". – 2000. – 720 с.