Автор:
Елена Лебедева (Киров, Россия)
Знания о цвете являются универсальными и связаны со всеми сферами деятельности человека. Современному человеку необходимы чёткие ориентиры для аналитической оценки качества цветового содержания потребительских товаров и услуг, для компетентного решения повседневных цветовых ситуаций личного бизнеса, для организации индивидуальной гармоничной цветовой среды, сохраняющей здоровье. При этом выбор цвета для решения практических цветовых задач часто возникает без анализа цветовой ситуации.
Современная система образования отстаёт от потребностей общества, что тормозит развитие личности обучаемого. Особое значение необходимо уделять вопросам обучения «цвету» как фактору, способствующему формированию с детства цветовой культуры, а также позитивно влияющему на индивидуальное и профессиональное развитие личности. В связи с этим возникла необходимость воспитания грамотного отношения к применению цвета и формирования системы знаний о цвете в современном школьном образовании.
Для изучения актуальности данной темы было проведено исследование по проблеме формирования базовой системы знаний о цвете и развития навыков практического применения цвета в рамках современного общего и дополнительного образования. В январе 2012 года было проведено анкетирование в котором приняли участие 82 респондента из Кировской, Курской областей и республики Коми: 24 (29%) преподавателей высшей школы, 27 (33%) учителей средней школы, 17 (21%) педагогов дополнительного образования и 14 (17%) педагогов дошкольного образования (основные вопросы: Цветовая значимость окружающей среды стала актуальной не только для специалистов, но и для общества в целом? Поможет ли система знаний о цвете школьникам при решении практических цветовых задач учебного и повседневного характера? Достаточно ли обеспечены учителя школ теоретической и методической базой для формирования системы знаний о цвете и колористических навыков?). В результате опроса выяснилось, что существует проблема формирования системы знаний о цвете и колористических навыков в течение всего периода обучения в школе, прежде всего, из-за отсутствия современных методических материалов.
В результате анализа цветового решения объектов художественного проектирования, представленных школьниками к защите на городской и областной олимпиадах по технологии 2012 года в г. Кирове были выявлены следующие характерные проблемы некомпетентного применения цвета:
1. Цветовые стереотипы. Применение «модных» цветов, не соответствующих образу и функции объекта.
2. Цветовые шаблоны. Применение стандартных модуляций цветов, не способных передать глубину оригинального образа объекта, сводя его к обычному и даже примитивному уровню.
3. Негармоничные цветовые сочетания. Игнорирование принципов гармонии цвета, которое приводит к нарушению равновесия цветовых сочетаний, что вызывает дискомфорт зрительного восприятия объекта.
4. Цветовая безликость. Монохромность и ограниченность цветовых сочетаний обедняет выразительность художественного образа объекта, лишает зрителя позитивного эмоционального настроя.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы относятся к практическому уровню применения цвета, то есть если какие-либо отдельные элементарные теоретические знания о цвете присутствуют у школьников и выявляются, например, в ходе опроса, то практические навыки применения цвета носят интуитивный характер, и их решение выбора цвета часто неосознанно и спонтанно.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что существует необходимость в создании базовой системы знаний о цвете и развития колористических навыков практического применения цвета в условиях общеобразовательной школы и занятий в учреждениях дополнительного образования. Такие знания и умения необходимы современному образованному человеку, для формирования культуры применения знаний о цвете в повседневной жизни для правильной оценки цветовой ситуации, влияющей на физиологическое и эмоциональное здоровье.
Универсальность школьной программы позволяет ключевые знания о цвете распределить по предметам, «специализирующимся» в них профессионально, это физика, биология, мировая художественная культура, история, химия, основы безопасности жизнедеятельности. Проблема в том, что эти предметы загружены собственной теоретической базой, требующей большого объёма времени, и специально вопросам изучения цвета не уделяют внимания. Очевидно, сегодня необходимо постепенное освоение пространства науки о цвете в системе общего образования. Ключевая роль в этом отводится дисциплинам практической направленности, таким, как изобразительное искусство и технология, которые имеют более гибкую программу, способную быстро адаптироваться к требованиям современной жизни. В то же время характер этих предметов даёт возможность практического осмысления решения цветовых задач, что в дальнейшем будет актуально для повседневной и профессиональной жизни молодого поколения.
Программа по изобразительному искусству массовой школы эту проблему не решит, так как сферы влияния цвета гораздо шире рамок этого предмета, а каждая сфера требует компетентного отношения. Также характер цветового образования учителей изобразительного искусства направлен на практическое применение цвета в сфере именно изобразительного искусства (видение цвета конкретного художника, цвет как средство выражения художественного образа, цветовые характеристики художественных материалов и т.д.) и, поэтому не связан или мало связан с утилитарными вопросами повседневной жизни.
Единственным предметом школьной программы не абстрактно, а непосредственно связанным с реальным существованием человека в предметном мире является технология. Эта дисциплина способна дать основу знаний и умений во многих сферах жизнеобеспечения человека, к которым можно отнести знание и умение создания гармоничной цветовой среды. В современной школе на уроках технологии уделяется большое внимание художественному проектированию творческих объектов различного характера: декоративных панно в различных техниках, одежды, аксессуаров, дизайна интерьера и т. д. Наиболее значимым художественным средством выразительности таких объектов всегда является цвет. Для формирования прикладных знаний о цвете необходимо сформулировать и реализовать в процессе художественного проектирования основные принципы практического применения цвета: ассоциативная связь цвета с художественным образом объекта, независимость выбора цвета от личных предпочтений, оригинальность цветовых сочетаний, гармоничность цветовых сочетаний.
Психологически воздействуя на человека, цвет может успокоить, или активизировать, а может угнетать. Точно так же цвет может любую творческую идею сделать совершенной, а может изуродовать, сделать нелепой. Чтобы научить школьников компетентно применять цвет на практике, необходимо эти качества воспитывать у будущих учителей, а также повышать квалификацию в данном вопросе у действующих учителей технологии школ и педагогов дополнительного образования. Но для полноценной методической работы учителям необходима поддержка в виде создания системы знаний о цвете и колористических навыков, что подтвердило анкетирование, проведённое среди педагогов (80 человек) кафедрой дизайна и изобразительного искусства факультета технологии и дизайна ВятГГУ.
Изучение цвета как основы художественного проектирования на уроках технологии поднимет качество цветовой компетенции школьников и, возможно, в перспективе повлияет на развитие цветовой культуры общества.
Научный руководитель:
профессор, доктор педагогических наук Некрасова Г.Н.