Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Автор: 
Евгений Лопаткин (Таганрог, Россия)

Педагогическая наука и практика определяют новое отношение к проблемам воспитания подрастающего поколения. В исследованиях, связанных с поиском гуманистических, духовных оснований воспитания, утверждается мысль о том, что воспитание призвано актуализировать свои гуманитарные функции, отвечать на сущностные вопросы жизни – о ее смысле и цели, быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Воспитание должно стать средством возрождения национальной культуры, помогать изменению социального характера людей в направлении самоорганизации и личной ответственности, быть гарантом гражданского мира, восстановления нравственности, социальной защиты и охраны детства, показывать путь становления открытого, демократического общества [1].

В настоящее время определились направления совершенствования высшего педагогического образования, в числе которых - воспитание педагога-гуманиста, профессионала, исследователя, гражданина, способного к эффективному решению задач обучения и воспитания школьников во всех звеньях образовательной системы.

Важнейшей целью воспитания будущих учителей в педагогическом вузе выступают гуманистические ценности педагога, отражающие идею существования в профессии и выступающие главным критерием его отношения к детям, миру, явлениям жизни, коллегам. Воспитание будущих педагогов - это системное наполнение всех компонентов образовательно-воспитательной системы педагогического вуза ценностно-смысловым, духовно-нравственным и высококультурным содержанием.

В данных положениях проявляется переход к новой личностной парадигме воспитания как ведущей тенденции современного образования и в целом педагогического сознания общества в ХХ1-ом столетии. Смена парадигм выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности и воспитанности, в структуру которых должны войти аксиологический, деятельностный и творческий опыт, опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-прогностических и др. функций.

В изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Формируясь в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом [2].

В качестве ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания будущего учителя, выступают ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социально-профессиональной сфере, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности в профессиональной деятельности, позволяющие осуществить самореализацию в профессионально-личностном становлении, удовлетворяющие потребность в продуктивном гуманистическом взаимодействии и общении с учащимися и коллегами и т.д.

В основу процесса воспитания студентов положены принципы гуманистической направленности, культуросообразности, природосообразности, эффективности социального взаимодействия. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза к студентам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на отношениях партнерства и взаимоуважения.

Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что оно основано на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами общечеловеческой и национальной культуры, региональными традициями подготовки специалистов в области образования.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации студентов.

Реализация указанных принципов требует усиления воспитательных функций педагогического образования и повышения статуса воспитания, что предполагает:

- освоение ценностей нравственной, гражданской, духовной культуры общества, человечества, выработка своего отношения к ним;

- развитие ценностно-смыслового отношения к профессии педагога и актуализация потребности сотворить себя как педагога и как личность;

- освоение педагогических ценностей, идей как части гуманитарной культуры и общечеловеческих ценностей и формирование педагогического мировоззрения;

- формирование гражданских позиций личности, опыта защиты своих прав и соблюдения законов демократического общества;

- развитие интеллектуально-личностного потенциала студентов, их способностей и интересов;

- развитие духовно-нравственной свободы личности, способности строить свою жизнь по законам гуманности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении психического и эмоционального здоровья.

В связи с этим важно будущему педагогу хорошо знать себя в бесконечном множестве самопроявлений, ибо, чем больше граней видит педагог в себе, тем больше у него возможностей общаться со столь же большим количеством граней ребенка.

В нашем опыте воспитания студентов Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова широко используется воспитательный потенциал педагогических дисциплин.

Целевыми установками изучения педагогических дисциплин определены следующие:

  • введение в педагогику как в область поисков, глубокого и всестороннего осмысления педагогической теории и практики в контексте гуманистических идей прошлого, настоящего и будущего, опыта отечественного и зарубежного;

  • усиление ценностно-смысловых аспектов педагогических дисциплин как ориентиров будущей педагогической деятельности (ценности жизни и здоровья ребенка, его духовно-нравственное и гражданское становление; индивидуально-творческое развитие и др.);

  • создание социокультурной воспитывающей среды, направленной на овладение ценностями культуры, творческое самовыражение, самоактуализацию студентов, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений, самоопределения;

  • активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как будущего педагога на ценностях гуманитарной культуры;

  • развитие творческого потенциала личности, ориентированного на саморазвитие творческой индивидуальности в педагогической деятельности.

  • демократизация отношений студентов и педагогов, гуманизация стиля их общения; расширение студенческого самоуправления, развитие инициативы, повышение социальной активности.

Совместно со студентами мы осуществили выделение ценностно-смысловых, мировоззренческих аспектов педагогических курсов на основе выделения идей гуманистической педагогики: учитель — высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Учителя нового типа характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура. Содержание устойчивого гуманного отношения к людям обусловлено потребностями индивида в любви, эмоциональном контакте, благополучии другого, творческом самоутверждении, чувстве собственного достоинства.

Идеи и положения гуманистической педагогики выполняют функцию интеграции в содержании всех педагогических дисциплин и являются тем «строительным» материалом, который определяет развитие гуманистической позиции будущих педагогов.

Педагогические ценности педагога, выступающие механизмами воспитания, определяются как гуманистическая позиция по отношению к детям, положительное отношение к педагогической деятельности, потребность в личностной и профессиональной самореализации, духовно-нравственные потребности (поиск смысла жизни, милосердие, способность помогать людям), способность работать в диалогических формах и др. Студенты выполняют педагогические проекты, содержанием которых является разработка конкретных занятий по педагогике: «Личность учителя гуманиста», «Стиль отношений учитель-ученик», «Я современный учитель» и др.

В процессе подготовки и защиты проектов студентам предлагается разработать индивидуальную траекторию своего профессионально-личностного становления, а для этого провести его самодиагностику. Цель самодиагностики: углубление представлений студентов об особенностях их характера, потребностях, мотивах, способностях; осознание профессиональных склонностей, интересов и способностей; побуждение к самопознанию, самоопределению, саморазвитию. Внимание студентов направлено на структурирование образа «Я-педагог», на выбор средств саморазвития, самоактуализации, самоопределения. Указанные «процедуры» профессионально-личностного самоопределения студенты переносят в проекты воспитания учащихся, в сферу организации воспитательных проектов в школе.

Организация такого опыта педагогического образования позволяет выделить условия, определяющие эффективность реализации воспитательных функций изучения педагогических дисциплин при подготовке будущих учителей:

- усиление ценностно-смысловых аспектов содержания педагогического образования, специфичность которых выражается в усвоении гуманистических идей, которые должны давать будущему учителю системные знания о гуманистической направленности современного образования;

- актуализация личностных смыслов образования, развития и саморазвития в педагогическом процессе вуза; активизация самостоятельной поисковой активности через включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в разных ее формах;

- организация самостоятельной, поисково-творческой деятельности студентов в плане решения проблем, относящихся как воспитанию детей в современных условиях, так и к своему профессионально-личностному становлению;

- педагогическое стимулирование деятельности студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии, развитию навыков саморегуляции, что способствует усилению воспитательных функций педагогических дисциплин и повышению эффективности профессионально-личностной подготовки будущих педагогов;

- реализация личностного потенциала будущих педагогов, предполагающая изменения в ценностно-смысловых структурах профессионального самосознания личности;

- актуализация потребности в личностном саморазвитии, обеспечение творческой самореализации в будущей профессии.

Воспитанность будущих педагогов определяется по следующим показателям: отношение к детям: отношение к ребенку как главной ценности, интерес к жизни ребенка, милосердие, доброта в отношении к детям, стремление защищать и охранять детство, способность к продуктивному взаимодействию; отношение к профессии: интерес к профессии учителя, потребность в работе с детьми, мотивация в получении профессии и совершенствовании в ней, убежденность в необходимости трансляции нравственных ценностей, принятие профессиональных ценностей, оценка социального статуса профессии; отношение к окружающим: интерес к людям, эмпатийность, толерантность, понимание ценности человеческой жизни, стимулирование активности и самостоятельности действий других людей; отношение к обществу: интерес к жизни общества, мотивация участия в общественно-педагогической деятельности, социальная активность, принятие общественно признаваемых ценностей; отношение к себе: интерес к себе как ценности, самопринятие, оценка своих способностей, саморегуляция поведения, рефлексия.

Можно заключить, что системообразующим результатом воспитания студентов педагогического вуза выступают ценности и смыслы личностно-профессионального становления будущего педагога: нравственная и гражданская позиция по отношению к детям, самоутверждение в профессии, высокий профессионализм, педагогическое творчество и свой педагогический стиль.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. / Е.В. Бондаревская, - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. / Д.А. Леонтьев М.: Смысл, 2000.