Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПЕРЕВОСПИТАНИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Автор: 
К.М. Мухамеджанов, Даринаш Искакова (Тараз, Казахстан)

Исследуя проблему соотношения социальных и биологических факторов, было бы целесообразным обосновать некоторые параметры развития одного из самых сложных этапов воспитания человека, каким является подростковый возраст. Процесс формирования личности, в том числе и трудных подростков, не может и не должен осуществляться средствами отдельно взятой науки. Это комплексный подход, в основе которого должно быть заложено содержание различных наук, в том числе и такой, какой является педагогическая наука.

Психолого-педагогические воздействия, которые испытывает личность, особенно в подростковом возрасте, достаточно сложны, многогранны и часто противоречивы. Отсюда, поведение подростков носит ситуативный характер и во многом является непредсказуемым.

Теоретико-методологические принципы комплексного изучения переходного возраста, как и других этапов жизненного пути, в психологии были сформулированы Л.С. Выготским, который показал диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального.

Натуральный ряд развития описывает процесс созревания человека как индивида, историю становления, дифференциацию и интеграцию некоторой системы природно-детерминированных свойств. Социальный ряд развития рассматривает движение от общества к личности, изучает процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладение общественно необходимыми знаниями, нормами и ценностями [2]. Психологические свойства личности имеют серьезную значимость в формировании индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е.А. Климова, есть "индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" [3, 73]. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания, мышления, накопления, переработки и использования информации,

Из факторов социализации, рассматриваемых в связи с развитием личности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, особенно когда он наиболее восприимчив к окружающим явлениям жизни.

Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий. Правда, меняется характер этой зависимости. Если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели, главным образом, от материального уровня семьи, то теперь огромную роль играет уровень образования и культуры родителей, состав семьи, характер и стиль взаимоотношения между ее членами.

Существует несколько психологических механизмов социализации, посредством которых родители заметно влияют на своих детей. Во-первых, взрослые считают правильным, поощряя и наказывая ребенка, внедрять в его сознание определенную систему поведенческих норм. Во вторых, ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, зная внутренний мир ребенка, родители формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения подростков в семье складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности личности.

Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация подростка от авторитета родителей, учителей, в целом всех старших на мнение ровесников или равных себе по положению. В характере общения психологические функции общества сверстников приобретают решающее значение.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие интересующие вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это свойственный им вид деятельности и межличностных отношений. В-третьих, это наиболее характерный вид эмоционального контакта.

Организованный коллектив, складывающийся в школе, является основной группой принадлежности подростков к формальной группе. Но эта группа не единственная. Существуют два типа других групп. Во-первых, это организованные внешкольные коллективы - спортивные общества, клубы по интересам. Во-вторых, это разного рода стихийные группы, возникающие спонтанно и функционирующие вне педагогического контроля и руководства.

Стихийные группы чаще всего существуют среди подростков и образуются повсеместно. По составу они большей частью разновозрастные, включают в себя младших школьников, подростков и юношей. Структура неформальных компаний зависит от их устойчивости и содержания совместной деятельности, которая определяется направленностью интересов. По характеру социальной направленности спонтанные группы можно классифицировать на социально положительные, асоциальные, и антисоциальные.

Социальные компании, способствуют развитию положительных качеств, отличаются высоким социально-нравственным уровнем личных взаимоотношений.

Асоциальные компании формируются, главным образом, на базе совместных развлечений и способствуют формированию негативных отношений.

Антисоциалъные компании отличаются установкой на совершение правонарушений и преступлений. в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: наркомания, пьянство, хулиганство, кражи, поджоги и др.

Положение подростка в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов, куда входят как свойства его личности, так и свойства группы. Отечественные психологи А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Д.Б. Эльконин и др. принципиально разграничивают самоопределение личности, которая сознателыю идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве собственных, и ее склонность уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству [1; 4; 5; 6].

Используя этот механизм как основной фактор в работе, многие годы школа занималась тем, что ориентировала своих выпускников на поступление, например, в высшее учебное заведение. Это был главный показатель профориентационной деятельности школы. Для родителей и учителей вся проблема состояла в том, чтобы правильно выбрать направление в получении высшего образования. Сегодня ценностные ориентации в обществе изменились. Подготовкой школьников к выбору профессии практически не занимаются, т.к. выпускники школ твердо усвоили, что при наличии денежных средств они могут быть зачислены в любое учебное заведение. И это действительно так. Отсюда их деятельность очень чacтo направлена не столько на приобретение знаний, сколько на поиск материальных средств. Причем в выборе путей достижения цели, т.е. их законности или незаконности, большинство учащихся не задумывается. Они с легкостью нарушают закон, ставя себе в оправдание тот факт, что им никто своевременно не объяснил, что действия человека только тогда превращаются в преступные, когда, они запрещены законом. В подростковом возрасте полезно было бы знать, что человеческая практика выработала отрицательный подход ко многим явлениям и поступкам людей, определив их посредством закона как преступные. Если мы хотим избежать чрезмерного роста числа правонарушений, то такие очевидные вопросы должны стать предметом широкого обсуждения среди учащихся школ. В современной школе, к сожалению, очень мало внимания уделяется вопросам профилактики и практически не изучается личность учащихся, в том числе и так называемых "трудных", совершающих различные правонарушения.

Изучение личности правонарушителя предполагает комплексный подход к пропессу выявления как общих характерологических признаков, свойств, связей, так и учет индивидуальных особенностей. Научный подход к определению понятия "личность несовершеннолетнего правонарушителя" необходим при разработке теоретических основ построения, а также практики реализации системы исправления и перевоспитания.

Ведущее направление в исследовании личности - это поиск тех мотивов, которыми она руководствуется при совершении правонарушений. Мотивация - это сложное образование, в основе которого лежит процесс взаимодействия личности с социальной средой и выражается в конкретном поведении человека. По мнению исследователя Н.С. Лейкиной, личность - это определенным образом реализованная интеграция социально значимых черт, где каждый человек, совершающий антиобщественные поступки, "является носителем многообразных общественных отношений и обладает как отрицательными, так и положительными качествами" [7, 8]

Отсюда мотивация человека может быть достоверно понята только при анализе взаимодействия социального и биологического фактора, а также конкретной ситуации совершения правонарушения.

Важнейшим направлением коррекции личности правонарушителя будет являться, прежде всего, оздоровление окружающей микросреды, а также возможное устранение причин и обстоятельств, которые формируют преступную мотивацию и провоцируют ее практическую реализацию. Мотивы подростковых правонарушений мы рассматриваем как отражение в их сознании существующих или воображаемых потребностей. Перед правонарушителями всегда стоит нравственная дилемма - "можно или нельзя", и ее решение зависит от взаимодействия социальных качеств с силой и интенсивностью испытываемых подростком потребностей.

Анализ правонарушений, совершенных трудными подростками, показывает, что на процесс формирования намерения и совершения самого преступного акта могут оказать влияние следующие факторы. Во-первых, уровень развития личности, прежде всего, ее культурно-образовательные признаки, объем, полнота и глубина полученных в школе знаний, умений и навыков, направленность мировоззрения, интересов,потребностей, особенности протекания познавательных процессов - памяти, мышления, воображения. Во-вторых, степень развития эмоционально-волевых качеств, сила, темп и адекватность внутренней реакции на внешние раздражители, умение контролировать себя в экстремальной психологически обостренной ситуации. В-третьих, длительность и частота общения с лицами, ранее судимыми, или подстрекателями более старшего возраста, совместное употребление с ними алкоголя или наркотических средств, неумение противостоять их отрицательным влияниям.В-четвертых, направленность личности, преобладание в ее развитии социально-отрицательных качеств, взглядов и моральных ценностей над положительными. В-пятых, наличие устойчивой мотивации и конкретных способов удовлетвореяия своих желаний.

Одним из важных аспектов нравственного формирования личности трудных подростков является выработка у них умений регулировать свои желания и влечения, в том числе и естественно-физиологические. Невоспитанность чувств, отсутствие привычки контролировать свое поведение лежат в основе многих правонарушений.

Вместе с тем, личность всегда воплощает в себе черты тех преобразований, которые происходят в обществе. Жить в обществе и быть независимым от него нельзя.Социальная обусловленность психологии трудного подростка во многом характеризует направленность личности, ее осознанные и устойчивые отношения, образующие убеждения, идеалы, нравственные позиции.

Факт совершения подростком правонарушения характеризует его как асоциальную личность. Но это определение не исчерпывает и не объясняет сего ее содержания и множественности отношений. В подростке, совершившем правонарушение необходимо видеть нечто большее, чем правонарушител.

Государство, которое заботится о благополучии каждого из своих юных сограждан, - это государство будущего. Такое общество должно рассматривать проблему правонарушений среди молодежи не иначе как с социальных позиций, изучения условий формирования личности, раскрытия ее социальных связей и зависимостей. Если же решать эту проблему с биологических позиций, поиска врожденной асоциальности или генетически обусловленного преступного вируса, который передается по наследству, то это будет бесперспективный путь развития любого общества. Именно с этих исходных методологических позиций мы подходим к решению данной проблемы.

 

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общество. - М.: Просвещение, 1983. - 338 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960. -370 с.

3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Просвещение, 1983. - 264 с

4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М: Педагогика, 1972. – 349 с.

5. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1981 - 239 с.

6. Эльконин Д.Б.. Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. -М., 1966. - 158 с

7. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. -Л., 1968. -212 с.