Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Автор: 
Дмитрий Мучкин, Вера Омарова (Павлодар, Казахстан)

В условиях современного быстро изменяющегося мира основной целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы была обозначена: «Кардинальная модернизация системы образования для повышения ее конкурентоспособности, развития человеческого капитала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и благосостояния граждан» [1]. Исходя из того, что главным действующим лицом в системе образования является учитель, можно утверждать, что педагогическое образование, таким образом, является фундаментом системы образования в целом.

В связи с этим, становиться актуальным поиск наиболее эффективных путей, которые позволили бы с учётом современных условий подготавливать конкурентоспособные педагогические кадры.

Как известно, профессиональная подготовка это – «процесс формирования специалиста для одной из областей трудовой деятельности, связанный с овладением определённым родом занятий профессией. Цель профессиональной подготовки составляет приобретение профессионального образования, являющегося результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и необходимых личностно-профессиональных качеств. То есть в процессе профессиональной подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать специалист в соответствии с кругом обязанностей, как эти знания он будет применять в своей профессиональной деятельности, какими качествами личности должен владеть, что бы знания и умения давали максимальный результат» [2]. И здесь, как мы убежденны, необходимо отметить, что современный нам мир является – «быстро изменяющимся», и как отмечает доктор педагогических наук, профессор Варшавского университета Мацей Танась, наш мир «скорее всего, всегда будет отличаться этими свойствами» [3]. Сегодня знания обновляются каждые 3-5 лет. В результате молодые люди, выпускники высших учебных заведений, уже к 23-25 годам оказываются обладателями уже устаревших знаний [4]. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знания специалиста - так называемый период полураспада компетентности. Этот термин, заимствованный из ядерной физики, в данном случае означает продолжительность време­ни после окончания вуза, когда в результате старения полученных зна­ний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. На рубеже 80-х – 90-х годов этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой технологией, а для медиков и биологов всего 3-4 года. [5].

Таким образом, можно утверждать, что если педагог окажется обладателем устаревших знаний, то это крайне негативно скажется не только на его конкурентоспособности, но и на уровне его профессионально-педагогической компетентности в целом.

Выходом из создавшейся ситуации, на наш взгляд, является переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование для всех на протяжении всей жизни». Так, в 1996 году на симпозиуме в Берне В. Хутмахер привёл принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». В их числе была названа: «способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной, профессиональной, так и социальной жизни» [6]. Так же необходимо заметить, что данная тенденция нашла своё отражение в основных документах определяющих как направление развития образования в нашей стране вообще, так и развитие высшего педагогического образования в частности. Одним из ожидаемых результатов реализации «Концепции образования Республики Казахстан до 2015года», является: переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование для всех на протяжении всей жизни» [7]. В сфере высшего педагогического образования была разработана «Концепция развития непрерывного профессионально педагогического образования в Республике Казахстан». В ней говориться, что непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально-познавательных, духовных)  педагога как субъекта профессиональной деятельности  на протяжении  всей его жизнедеятельности. В соответствии с этим, система непрерывного образования есть совокупность путей, способов и средств развития личности, деятельности педагога в сети государственных, общественных, других учебных заведений, а так же в процессе самообразования [8]. Так как, в условиях становления рынка образовательных услуг каждый учитель должен иметь право выстраивать собственную стратегию профессионального роста, то вполне вероятно возникновение ситуации, когда единственной из форм повышения квалификации в полной мере удовлетворяющей образовательные потребности педагога окажется самообразование.

Активное участие личности в определенной деятельности, как показано в работах А.Г. Ковалева, Н.В. Кузьминой [9; 10] и ряда других педагогов и психологов, в значительной мере определяется ее подготовленностью к этой деятельности. Следовательно, эффективность любой деятельности, в том числе и самообразования, зависит от того, насколько личность к ней подготовлена.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой установлено, что наиболее благоприятные периоды, на которые приходятся пики в развитии психических процессов (внимание, память, мышление), способствующие активной мыслительной деятельности, а также высокий уровень волевой саморегуляции, обеспечивающий настойчивость в достижении поставленной цели, проявление своего «я», готовность к длительному поиску отмечается в студенческом возрасте, в этот период создается та исходная функциональная база для эффективной самостоятельной познавательной деятельности студента и именно в этот период, самообразовательная деятельность может стать творческим процессом» [9, с.33].

Всё вышесказанное позволяет нам согласиться с мнением К.Ф. Ермакова, который убеждён в том, что «подготовка будущего учителя к профессионально-педагогическому самообразованию должна осуществляться одновременно с обучением профессии» [11].

Основываясь на выше сказанном, мы приходим к выводу о том, что подготовка к профессионально-педагогическому самообразованию должна является неотъемлемым компонентом подготовки будущих учителей в процессе приобретения высшего педагогического образования, так как это, по нашему мнению, позволит поддерживать и совершенствовать как уровень конкурентоспособности, так и уровень профессионально-педагогической компетентности в целом.

Выходом из создавшейся ситуации, на наш взгляд, должна стать разработка и внедрение элективной дисциплины целью которой стало бы подготовка будущих учителей к успешному профессионально-педагогическому самообразованию.

Таким образом, проблема подготовки к профессионально-педагогическому самообразованию, на наш взгляд, является актуальной как для систем высшего педагогического образования в странах участницах Болонского процесса вообще, так и для Республики Казахстан в частности.

 

Литература:

1 Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 2005. - С.5.

2 Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Гылым, 1998.-С.10.

3 Танась М. Образование и информационная эпоха // Народное образование. -2003.- № 4. – С.32.

4 Нуртазина Р.А. Образовательная политика и социализация Казахстанского общества. – Новосибирск, 2004. –С.14.

5 Нуртазина Р.А. Образовательная политика Республики Казахстан в условиях глобализации. – Алматы: НИЦ Гылым, 2004. – С. 252.

6 Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5.- С.36.

7 Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года // Газета УК. – 2004. - №1-2. - С.2-6.

8 Концепция развития непрерывного профессионального педагогического образования в Республике Казахстан // УК №10-12, 30 марта 2004.- С.2-3.

9 Ульянова Л.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию: дис. канд. пед. наук. - Калуга, 2001. - 178с.

10 Юдакова С.В. Формирование готовности студентов ВУЗа к профессионально-педагогическому самообразованию: дис. канд. пед. наук. - Владимир, 2002. - 174 с.

11 Ермаков К.Ф. О подготовке будущего учителя к профессионально-педагогическому самообразованию // Проблемы формирования профессионального мастерства учителя. – Алма-Ата, 1985. – С.57.