Автор:
Дмитрий Мучкин, Жанара Байсеитова (Павлодар, Казахстан)
В 2009 году в Республике Казахстан в Классификатор специальностей бакалавриата, магистратуры и докторантуры (PhD) была внесена новая специальность – «Социальная педагогика и Самопознание». Данное обстоятельство потребовало от профессорско-преподавательского состава ВУЗов провести тщательное исследование содержания образования по данной специальности.
Так одной из обязательных для изучения дисциплин по специальности – «Социальная педагогика и Самопознание» в ГОСО была определенна такая дисциплина как «Социальная педагогика». Данное обстоятельство актуализировало необходимость анализа информации из литературных источников посвященных различным аспектам содержания данной дисциплины.
Проведённый анализ позволил прийти к заключению о том, что среди ученых ведутся острые дискуссии о теории и практике социальной педагогики, сущности её понятий и категорий. Анализ представлений о социальной педагогике разных авторов позволяет сделать следующий вывод: в определении сущности социальной педагогики существуют разные подходы. Вот некоторые из них.
Социальная педагогика:
– является одним из направлений социальной работы (Т.М. Глебович, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий и др.);
– рассматривается как теоретический базис социальной работы (В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов и др.);
– выступает частью общей педагогики, изучающей социальное воспитание в контексте социализации (Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, и др.);
– является педагогикой среды, интегрирующей научные достижения смежных наук и реализующей их в практике общественного воспитания (В.Д.Семенов и др.);
– определяется системой организованного педагогического влияния в недрах социума; является социологией воспитания и образования (Б.Т. Лихачев и др.);
– является отраслью педагогического знания, исследующей явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социальное воспитание, социальное обучение, социально-педагогическая помощь и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.) [1, с.6].
– отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации (А.В. Мудрик);
- теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализации (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова);
- теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации и ресоциализации человека результатом которого является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования (В.А. Никитин);
- теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации (Л.В. Мардахаев) [2. с.19];
По мнению М.А. Галагузовой, «такое положение вполне оправдано для новой отрасли педагогического знания» [1, с.6]. Ведь, как известно, «советская педагогика отвергала эту научную дисциплину <…> за социальной педагогикой не признавалось право стать самостоятельной наукой <…> подобная позиция сохранялась до 1980-х гг.» [3]. Однако, как отмечает Г.Н. Штинова, «многообразие воззрений на одни и те же явления и трактовок одних и тех же терминов, в частности социальной педагогики, – реальность научной действительности, которая создает определенные сложности, напряженность и дискуссионность в науке» [4, с. 111].
Многообразие изданных за последние годы учебников и учебных пособий, предлагаемых для подготовки социальных педагогов, из-за отсутствия единого концептуального подхода авторов, вызывает большие трудности в преподавании «Социальной педагогики». Поэтому выбор того или иного учебного пособия или учебника зависит от субъективных особенностей преподавателя, его предпочтений той или иной школе или попросту тем учебникам, которые имеются в библиотеке ВУЗа.
Таким образом, перед учеными, занимающимися вопросами социальной педагогики как науки, возникает проблема, заключающаяся в том, как придти к консенсусу – о сути социальной педагогики, а так же, что является объектом и предметом этой науки, каков ее понятийно-категориальный аппарат. От решения этой задачи во многом зависит, как изучение данной дисциплины будет влиять на профессиональную подготовку специалистов в профессиональных учебных заведениях. В связи с этим остро встаёт вопрос о путях решения указанной проблемы.
Анализ информации из литературных источников посвященных различным аспектам социальной педагогики, позволил нам согласиться с А.В. Мудрик, по мнению которой: «социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация. Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. Е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
Таким образом, можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями [5].
Так же в своих работах А.В. Мудрик отмечает, что: «Педагогику занимает социализация человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально контролируемой её части – воспитания, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, социология воспитания изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции и компенсации негативных влияний» [6].
Таким образом, на наш взгляд, определение сущности социальной педагогики как отрасли педагогической науки, изучающей социальное воспитание и обучение человека в процессе социализации, может помочь нахождению консенсуса среди ученых, занимающимися вопросами социальной педагогики и, тем самым, способствовать её развитию как науки.
Литература:
1. М.А. Галагузова Проблемы развития социальной педагогики в России \\ Педагогическое образование и наука, 2009, № 10. - с.4-8.
2. Социальная педагогика: конспект лекций / О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова. – М.: высшее образование, 2008. – 256 с.
3. Василькова Т.А. Социальная педагогика: Учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. – С.7.
4. Штинова Г.Н. Социальное образование в России: теоретико-методологические аспекты: Монография. – М, 2001. – 201 с.
5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.3.
6. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В.Мудрик - 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С.6.