Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Автор: 
Вера Омарова, Дмитрий Мучкин (Павлодар, Казахстан)

Переход к новому качеству образования, намеченному Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020 годы, является в современных условиях ведущей тенденцией развития образовательной сферы. Одними из программных задач, стоящих перед современной школой, – это осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования, внедрение сетевого взаимодействия, профильного обучения «Бейіндік мектеп» формирование системы партнерства в образовании [1, с. 38-40].

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: 1) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы; 2) создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3) обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия социальных партнеров, органично создаёт наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования.

Социальное партнерство  это договорная форма регулирования отношений, построенная на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения и учета интересов участников процесса, ответственности за нарушение соглашений.

Социальное партнерство по отношению к образованию мы понимаем как:

партнёрство, в которое вступают социальные группы внутри школы: учителя, ученики и их родители; партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности (УПК, ссузы, вузы, учреждения дополнительного образования и пр.); партнёрство, в которое вступают представители школы с предприятиями иных сфер общественного воспроизводства; партнёрство, которое инициирует сама школа; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства.

Согласно приказу МОиН РК №681 от 19 июля 2006 года школа №17 города Павлодара является участницей республиканского эксперимента по профильному обучению в модели «Школа-ССУЗ-ВУЗ» по направлению «Модель сетевого взаимодействия в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения».

На первом этапе эксперимента, который осуществлялся под нашим научным руководством, основной задачей были созданы нормативные документы локального характера: Концепции инновационной школы, Программы развития образовательного учреждения на пять лет, Программы психологического сопровождения профильного обучения, Программы мониторинга качества профильного обучения и предпрофильной подготовки, Программы методического сопровождения профильного обучения.

Целью Концепции стало обоснование стратегии развития СОПШДО №17 в условиях сетевого взаимодействия социальных партнеров. Концепция определила цели, задачи, структуру, содержание образования и особенности организации образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия социальных партнеров в организации профильной и предпрофильной подготовки школьников. Были определены этапы внедрения модели сетевого взаимодействия социальных партнеров в организации профильной и предпрофильной подготовки школьников.

Реализация Программы развития, потребовала создать модели сетевого взаимодействия, определения социальных партнеров по реализации задач профильного обучения. Социальными партнерами школы стали колледжи (технологический и педагогический), вузы. На базе этих учебных заведений уже с 90-х годов осуществлялась подготовка на старшей ступени по естественно-математическому и гуманитарному направлениям с получением профессий «Пользователь ПК», «Секретарь-референт».

Социальное партнерство реализовалось через организацию сетевого взаимодействия и полиструктурную организацию школы, куда входили учреждения системы начального, среднего и высшего профессионального образования, педагоги, учащиеся, родители.

Социальное партнерство образовательного учреждения строилось на следующих принципах: добровольности, кооперативности, самостоятельности и ответственности в принятии решений, сотворчества, толерантности, открытости, социальной значимости.

Важным направлением экспериментальной деятельности стала работа по выявлению интересов и склонностей, способностей школьников и формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированной на выбор профиля обучения в старшей школе. Психологической службой школы для этой цели была апробирована Программа психологического сопровождения учащихся, педагогов и родителей в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Разработка содержания курсов на старшей ступени зависела от уровня подготовленности, как в среднем звене, так и в начальной школе, то есть встал вопрос об организации предпрофильной подготовки в 5-8 классах, профилизации на уровне начальной школы.

Внутришкольная профилизация была представлена предметными спецкурсами, прикладными курсами по выбору гуманитарного и естественно-математического направлений, начиная с начальной школы и заканчивая профильными классами. Обновление содержания образования стало возможном через введение вариативной части рабочего учебного плана школы.

Сложившаяся модель предпрофильной подготовки и профильного обучения представляла собой четырехступенчатую структуру:

  • начальная профилизация (1-4 классы) за счет развивающих курсов гуманитарного и естественно-математического направления, раннего изучения информатики и иностранного языка;

  • предпрофильная подготовка (5-8 классы) за счет углубленного изучения предметов, элективных курсов, факультативов гуманитарной, естественно- математической направленности, развивающих курсов по выбору;

  • профессионально ориентированные курсы на базе технологического колледжа (8-е классы);

  • профессиональная ориентация (9классы) за счет курсов профессиональной ориентации на базе УПК;

  • профильная подготовка в профильных классах на базе педагогического вуза.

С 2007-го года началась апробация программ элективных курсов, знакомство школьников с различными типами профессий, особенностями профессиональной деятельности, характером и содержанием труда: «Человек и профессия», «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты»,«Создание красоты»,«Гармония природы» и др.

Совместно с кафедрой технологии пединститута были внедрены психологические, профориентационные учебные курсы для 8-9-х классов «Выбор профессионального маршрута», «Мир современных технологий», которые помогли учащимся определить индивидуальные склонности и сформировать перспективу профессиональной самореализации.

Предпрофильная подготовка в рамках эксперимента в 8-х классах была организована, в том числе, с привлечение ресурсов (кадрового состава, материально-технической базы, методического обеспечения) технологического колледжа, который вел элективные курсы по ознакомлению учащихся со специальностями: технология мясной и молочной промышленности, мастер по холодильным установкам, ресторанное производство, «Технология приготовления пищи – повар-официант».

Учащиеся 9-х классов на базе УПК получили профессиональное ориентирование по 11 специальностям.

Профильное обучение в 10-11 классах шло за счет привлечения ресурсов образовательных учреждений города. Сотрудничество с вузами обеспечивало профильную подготовку по предметам (физика, математика).

Сложившаяся модель сетевого взаимодействия предусматривала профилизацию на уровне содержания, которая реализовалась через учебный процесс, а так же через систему профориентационной, информационной деятельности в процессе воспитательной работы. Система профориентационной деятельности на этапе обобщения экспериментальной деятельности «выросла» в Центр профилизации.

Созданию методического обеспечения вариативной части учебного плана помогло сотрудничество с пединститутом – одним из основных социальных партнеров школы, с которым подписан долгосрочный договор о сотрудничестве по следующим направлениям: экспертиза методических пособий, курсов, составленных учителями школы; консультирование в разработке спецкурсов, научных проектов; организация обучения в профильных классах; работа с одаренными учащимися – подготовка к олимпиаде; работа с кадрами – курсовая подготовка; промежуточное тестирование выпускников школы; издательская деятельность.

Совместно с преподавателями вуза издан ряд учебно-методических пособий: «Текстоведение», «Педагогический менеджмент и управление современной школой, «Программы элективных курсов (психолого-педагогический, естественно-математический, общественно-гуманитарный профили)».

Важнейшим направлением совместной деятельности школы и вуза является повышение профессиональной компетентности педагогов, которое осуществлялось через совместное участие в конференциях, семинарах, конкурсах, педагогических чтениях и других научных мероприятиях преподавателей, студентов вузов, ссузов – с одной стороны и учителей и учеников школ,  с другой. Проблема организации курсовой подготовки учителей решалась школой через вузы, культурное объединение Славянский центр, входящее в Ассамблею народов Казахстана, созданную по инициативе президента Н.А. Назарбаева, что позволило через Программу «Соотечественники» решить проблемы обеспечения учебно-методической литературой учителей разных предметов, повысить уровень педагогического мастерства учителей в г. Москве, Омске.

В рамках социального партнерства с вузами была организована школа олимпийского резерва (ШОР) для подготовки учащихся к олимпиаде.

Резюмируя итоги экспериментальной работы, следует отметить, что социальное партнерство в реализации задач предпрофильной и профильной подготовки, взаимодействие проявляется в:

  • личных профессиональных контактах преподавателей вузов, ссузов, УПК, учителей школы;

  • совместном интеллектуальном труде учащихся, студентов в научно-исследовательских работах;

  • факультативных занятиях и кружках на базах вузов и школ;

  • работе учащихся и учителей школы в научно-исследовательских центрах и лабораториях вузов;

  • разработке образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе, вузе, ссузе;

  • взаимообмене преподавателей вузов, ссузов и школ;

  • совместном участии в конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях;

  • совместном использование научно-методических баз и инфраструктур вузов и школ.

Таким образом, экспериментальная работа убедительно доказала преимущества взаимодействия социальных партнеров образования в организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся:

  • выявлены потребности и запросы каждого из участников образовательного процесса;

  • созданы условия для развития учащихся;

  • реализуются возможности эффективной организации личностно-ориентированного педагогического процесса;

  • использованы возможности социальных партнеров для предпрофильной подготовки с 8-ого класса и профильного обучения – с 10-ого;

  • осуществлена реализация индивидуальных образовательных траекторий, более эффективная психологическая поддержка образовательного процесса.

 

Литература:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.  Астана, МОН РК, 2010. – 61 с.