Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИМИЖДА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: 
Марина Пуйлова (Таганрог, Россия)

Современный учитель должен сочетать в себе как черты учителя, так и черты воспитателя. Это определенно нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Этот факт делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто еe разрабатывает, но и тех, кто стремится к успешной педагогической деятельности. 

В переводе с французского языка «имидж» – это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, социологи, стилисты, визажисты.

Н.В. Татаринова указывает на то, что когда говорят об имидже человека, то имеют в виду следующие компоненты:

– имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);

– общественный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает);

– вербальный имидж (от лат. Verbalis – «словесный»; это его манера говорить и писать);

– кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения);

– габитарный имидж (от лат. Habitus – «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары);

– ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);

– фоновый имидж. Он может быть дистантно-опосредованным  (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ и т.д.) и контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся) [6, c. 14].

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии.

«Имиджелогия – наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться» людям. Счастлив тот, кому Бог дал подобный дар. Увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие люди обрели интерес к имиджелогии, стремятся создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не обрести уверенности в своём положении в семье, в общении с коллегами» [7, с.235].

Имиджелогия определяет две группы функций имиджа: ценностные функции (личностно возвышающая, комфортизация межличностных отношений, психотерапевтическая), то есть ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности и технологические функции (межличностной адаптации, высвечивания лучших личностно-деловых качеств, затенения негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоления возрастных рубежей) [7, с.235].

А.А. Калюжный дает следующее определение понятию «имидж педагога»: «Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими» [3, с.23].

В обыденном понимании слово имидж употребляется к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. При наблюдении внешнего вида оценивается репутация. Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. «Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро, большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций свою индивидуальность, самобытность» [3, с.23].

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее "Я".

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж [2, с.45].

По экспериментальным данным психологов, внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков [4, с.67].

Однако не стоит забывать, что одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. С одной стороны, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. С другой стороны, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Учитель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутреннее соответствие образа профессии – ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии учителя. Этому будут способствовать

1) достаточная самооценка, уверенность в себе;

2) социальная и личная ответственность;

3) желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление об его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:

1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;

2) качества, которые обеспечивают владение собой;

3) качества, способствующие активному воздействию на ученика [3, с.45].

При этом не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с учениками, кабинет преподавателя. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на учеников. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности педагога. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.

Педагог, создавая свой образ, постоянно совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа.

Можно говорить о том, что формирование имиджа позволяет выделить и смоделировать некоторые особенности личности и скрыть недостатки, а то и вовсе пересмотреть и искоренить их. В результате формирования имиджа у каждого педагога происходит становление своего собственного стиля педагогической деятельности.

Таким образом, в общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж,  и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Начальная школа всегда предназначалась не только чтобы обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребенка, но и, прежде – всего, для того, чтобы воспитать. В этой связи имиджу учителя принадлежит особая роль. Профессор А. Гарри писал о том, что подобное рождает подобное. Это положение особенно актуально в решении проблемы сложных детей, осмыслении самой ценности жизни [1, с.83].

А на основании определения можно сделать вывод, что имидж – это некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создать оптимистичное настроение. Деятельность педагога, врача, работника сервиса немыслима без их доброжелательного облика.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает. Имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов, и обучающихся в ней учеников [3с.23].

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем.

Литература:

  1. Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа. – М.: Амалфея, 1997.

  2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Владос, 2004.

  3. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. – 2004(а). – № 5.

  4. Капустина З.И. Имидж современного педагога // Учитель. – 2006. – №1.

  5. Попова Л.В Имидж современного педагога // Учитель. – 2002. – №6.

  6. Татаринова Н.В. О понятии «Имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «Образ», «Репутация», «Стереотип» // Грамота. – 2009. – № 2.

  7. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1997.