Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КЕЙС-МЕТОД В ПРАКТИКЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Ерсин Юнисов (Астана, Казахстан)

Практика внедрения программы полилингвального обучения в Республике Казахстан обусловленная необходимостью и велением времени, явилась своего рода началом реализации программы «Триединство языков» в Казахстане  (в 2007 году в Казахстане на государственном уровне был принят «культурный проект „Триединство языков“» — казахского, русского и английского). Поэтапное внедрение программы необходимо, поскольку существующие глобальные проблемы можно решить посредством согласия и взаимопонимания между людьми, преодолением трудностей межэтнического общения.

Республика Казахстан являясь независимым многонациональным государством, проводит в жизнь свободную языковую политику. В настоящее время в Казахстане соблюдаются права всех народов, представителям всех этносов предоставляется свободный выбор языка общения, обучения и воспитания.

Образование, и, прежде всего вузовское, играет исключительно важную и все возрастающую роль в современной жизни Казахстана. Интеллектуальный потенциал нации, который, в первую очередь, создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Согласно этому факту, а также программе полилингвального обучения в Казахском агротехническом университете им. С.Сейфуллина в сентябре 2012года были открыты полиязычные группы, в которых комплекс общеобязательных и специальных дисциплин ведется на трех языках (русский, казахский, английский). Рабочие учебные программы для таких групп составлены в пропорциональном соотношении, т.е. процент дисциплин, читаемых на русском языке должен быть прямо пропорциональным проценту дисциплин, читаемых на казахском. Тот же принцип действует в отношении дисциплин, преподаваемых на английском языке. Отбор студентов в такие группы был произведен методом тестирования на знания вышеупомянутых языков, а также основ спецдисциплин. Таким образом, политика университета направлена на выполнение социального заказа, на обеспечение казахстанского общества специалистами, владеющими тремя языками.

Социальный заказ общества во многом определяет методы обучения, его цели и принципы. Современный социальный заказ ориентирует нас на использование личностно-ориентированных методов обучения, в основу которых может быть положен личностно-деятельностный подход, направленный на развитие и самореализацию способностей и дарований человека.

Механизмом реализации данного подхода в образовательном процессе выступает совокупность методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся, что позволяет согласиться с концепцией В. А. Сластенина по развитию мышления и творческих способностей, представленной как проблемно-деятельностный подход.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В конце 20 века в широком масштабе в системе образования Республики Казахстан начали внедряться инновационные технологии и методы, одним из которых является кейс-метод. «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин. В настоящее время сосуществуют две классические школы Case-Study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).

Итак, что же такое кейс-метод? Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге студенты находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Кейс-технология для преподавателя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим преподавателем, а затем и его студентами.

В условиях вузовского обучения и в частности КАТУ им. С.Сейфуллина используют следующие варианты кейс-метода. При организации открытой дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки студентов, умения преподавателя в организации дискуссий. Задавая вопросы, преподаватель обращает внимание студентов на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии преподаватель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого студента; он может и завершить дискуссию анализом найденного студентами решения.

В ходе группового опроса студенты выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Чаще всего групповой опрос применяют в своей практике преподаватели гуманитарного цикла дисциплин, такие как преподаватели иностранного, казахского и русского языков, преподаватели истории, философии и социологии.

В последнее время кейс-технологию используется при проверке результатов обучения. Студенты получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы. Данный вариант применения кейс-метода чаще всего используют преподаватели таких дисциплин как «Биотехнология», «Менеджмент», «Учет и аудит».

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень. Ситуация желательно должна быть представлена в динамике изменения (было-есть-будет). Однако объективные или субъективные причины (комплекс факторов) влияют на ситуацию в ее неопределенности. Отсюда, необходимо на основе анализа найти адекватные ситуативные решения, если это связано с управленческим решением в бизнесе (на занятиях по экономике). Если ситуация связана с той или иной учебной дисциплиной, то полная информационная картина события или проблемной ситуации должна дать толчок к превращению базовых знаний в действие в послевузовской профессиональной области.

Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. Отработка умений системного, корреляционного, факторного, статистического и другие виды анализа позволяет выйти на собственные выводы и решения из проблемной ситуации.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы студентов. На начальной стадии изучения спецдисциплины, а также при недостаточной языковой подготовке студенты могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. Обладая достаточно хорошей терминологической базой и знаниями спецдисциплин, студенты могут организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

При подготовке к практическим занятиям, преподаватель исходит из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания по Б.С. Блуму, то напомним, следующие: знание-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

На уровне формирования знаний и понимания основная работа идет на основе лекции, рассказа, беседы преподавателя, интерактивной работы с информацией и пр. Однако и здесь мы можем применить информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на занятии, так и для самостоятельной работы студентов.

На этапе применения возможны множественные варианты описания реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных ситуаций, в которых необходимо на основе раннее полученных знаний решить конкретную проблему.

Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных ситуаций могут быть экологические, природно-климатические, социально-экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы. При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы биографического, историко-событийного, социологического, политологического характера. Освоение учеником компетентностй высшего уровня целеполагания полностью согласовано с логикой аналитической работы над сложными кейсами в оценивании построения как текста, так и самой ситуации, выявления причинно-следственных связей, вариантов решения проблемы, адекватных выводов. Студент здесь дает оценку итогу собственного исследования и решений коллег и оппонентов на основе разработанных оценочных критериев. Важное место занимают учебные кейсы с выраженными воспитательными задачами с анализом нравственно-этических, морально-правовых, общественно-политических и иных ситуаций. Обсуждение, анализ и нахождение путей и способов решения проблем важно для включения ученика в активную позицию соучастника общественной жизни страны в период учебы.

Таким образом, кейс-метод представляет собой эффективное средство повышения эффективности обучения в высшей школе. Он обладает значительными функциональными возможностями, соответствует запросам революции в образовании. При этом он отличается не только образовательным эффектом, связанным с получением профессиональных знаний и навыков, но и воздействием на социализацию студентов, формирование их личностных качеств.

Главным достоинством кейс-метода является то, что он позволяет реализовать в наибольшей степени творческий потенциал преподавателя. Он представляется отнюдь не жесткой схемой осуществления обучения, отличается богатством и разнообразием. Как постоянно развивающийся метод он нуждается в постоянном взаимодействии с методологией, которая развивает его концепцию, насыщает его содержание. По сути дела, кейс-метод формирует прогрессивную парадигму преподавательской деятельности, которая отличается более высоким уровнем эффективности и соответствует требованиям времени. Вместе с тем кейс-метод не является универсальным. Им нужно пользоваться не вместо, а вместе с классическими учебными методиками, то есть ситуационный анализ должен не заменять, а дополнять лекции, семинары и практические занятия.

Литература:

1.Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

http://www.casemethod.ru

2. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.

3. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.

4. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). http://www.casemethod.ru

5. HYPERLINK http://www.casemethod.ru/....HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"rРейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

6. http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm