Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Автор: 
Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)

 

Политика нашего государства и Президента Н.А.Назарбаева всегда опиралась на идеологию устойчивого развития. Казахстан имеет не только политическое стремление, но и реальные возможности для воплощения экологической идеи. Казахстан первым в СНГ принял Экологический кодекс, который гармонизирует отечественное законодательство в области окружающей среды с опытом и практикой наиболее развитых стран мира. В документе впервые на законодательной основе закреплены базовые принципы устойчивого развития.

С каждым годом нового века все больше людей понимает, что будущее цивилизации, устойчивое развитие общества и просто счастливая жизнь зависит от усилия, направленных на сохранение окружающей среды – среды обитания всего живого.

Ценность ландшафтов края Семиречья невозможно измерить. На территории области имеются 2 государственных национальных природных парков, 7 государственных природных заказников, 3 государственных памятника природы и 1 ботанический сад. Казалось бы, наша область должна в экологическим плане относиться к сравнительно благополучным регионам. Однако по объему выбросов вредных веществ в атмосферу и размещаемых отходов потребления и производства область занимает восьмое место. А по показателю сброса в накопители, поля фильтрации и водные объекты 3 место. Не территории области имеются три бесхозных объекта, которые являются источником загрязнения природной среды. Это бывшее ураново-рудное месторождение в Панфиловском районе, отработанные хвостохранилища в г. Текели и п. Рудничный ранее принадлежавшие Текелийскому Свинцово-Цинковому Комбинату [6, с 34]. Остается одной из наиболее острых проблем – размещение и утилизация отходов потребления в городах и районах области.

В нашей области более 740 общеобразовательных школ. Много интересных и полезных дел у юных экологов Талгарского, Илийского, Енбекшиказахского, Райымбекского, Уйгурского районов, города Капшагая по улучшению экологии области.

Надо хорошо запомнить одну простую истину – экологическая безопасность города, района, области, республики начинается с каждого из нас, с нашего дома, улицы, квартала, микрорайона, с осознания того, что разрушая природу, мы губим свой дом. Охрана природы, по словам известного эколога Олда Леопольда, – это состояние гармонии между людьми и землей. Двадцать два века назад Аристотель писал, живые существа живут до тех пор, пока они в состоянии дышать [3, с 121].

Человек только малая часть Великой природы. Природа может обойтись без человека, но человек без природы – никогда. Окружающий мир и природа нуждаются в нашей заботе и любви. А чтобы дышать чистым воздухом, пить свежую кристальную воду, любоваться цветами, деревьями, слушать пение птиц не только нам, но и будущим поколениям людей, уже сегодня каждый человек должен осознать и принять для себя призыв «Сохраним родную природу!»

Природа не имеет государственных границ, как и нет границы в природных экологических системах. Экономия воды, сырья и энергии должна стать элементом нашего менталитета, производственной и бытовой культуры.

Сложность и ответственность ситуации, сложившейся в современном мире, объективно способствует повышению социальной активности молодежи. Именно молодежь должна встревожиться и проявлять озабоченность экологическим проблемам, что в дальнейшем стать носителями новой экономической этики, быть первыми сторонниками нового отношения к экологии, стоящего выше всяких представлений об «экономической выгоде». Люди должны научиться подчинять свою деятельность системе именно такого рода правил и ограничений. Для этого нужна целенаправленная, планомерная, информационно-просветительская, образовательно – воспитывающая деятельность учебных заведений области [1, с 78].

Учителями и учащимися ведется активная исследовательская работа по изучению и охране окружающей среды. Во многих школах области созданы общества «Юный эколог», «Зеленый патруль», «Экопост» и т.д., целью которых является проведение просветительской работы, различных экологических акций. Приведем пример интегрированного мероприятия студентов и учащихся школ «Земля наш дом родной» [2, с. 34].

Цель: способствовать формированию рационального экологически грамотного мировоззрения учащихся при изучении вопросов использования и охраны природных ресурсов.

Задачи: 1. Рассказать и конкретизировать представления учащихся о сущности и путях решения экологической проблемы – одной из глобальных проблем человечества.

2. Развивать у учащихся умения выделять главное из прослушанного, делать самостоятельные выводы, творчески подходить к поставленным вопросам, работать в нестандартных ситуациях; умения учащихся проводить дискуссию, открыто отстаивая свою точку зрения.

3. Проводить экологическое воспитание, воспитывать чувство любви и патриотизма при изучении вопросов экологического состояния в РК.

Оборудование: компьютерные слайды, тематические плакаты и рисунки.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщения детей.

  2. Инсценировка (природа и ее источники).

  3. Страшная фантазия (работа зрительного зала).

  4. Отрицательные факторы, влияющие на природу. Красная книга Казахстана. (Работа со слайдами).

  5. Разреши ситуации.

  6. «Посещение музея вымершей флоры и фауны». Песня «Прости, земля!».

  7. Итоги урока. (11 заповедей. Призыв к людям!)

Ведущий. Здравствуйте! Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете – ЗЕМЛЯ.

Вы наверняка знаете, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами – дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

В наше время бурно развивается наука, которая пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Эта наука – экология, с греческого означает – наука о жилище, о доме [5, с 187].

Вопрос. О каком доме идет речь? (О нашей планете, где проживают все живые существа, это звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, микроорганизмы и мы).

Ведущий. Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги и снимаем обувь. Но никому не придет в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. В общепланетарном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что воздух, вода, почва самоочищаются, как бы мы их не загрязняли.

У природы есть много врагов: это стихийные бедствия – ливни, засуха, землетрясения, морозы, ураганы. Но есть и еще один враг – это человек.

Ведущий. А теперь послушайте несколько сообщений:

1: Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Ученые изучали причины гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли полиэтиленовые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачные пакеты за медуз и заглатывают его.

2:Джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоемы, куда слоны приходят на водопой.

3:Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как деготь, нефтью, и безнадежно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

4: Это было 250 лет тому назад, экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами». Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще.

5: В одной стране жили необыкновенно красивые птицы – странствующие голуби. Громадными стаями они перелетали с одного места на другое. Их было так много, что люди просто ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя [2, с. 24].

Ведущий. Ребята, каково ваше мнение о поступках людей? (Обсуждение участников). На сцену выходят ведущие. (Студенты).

1: Счастлив тот человек, кто с детства в дружбе с природой. Природа – источник наших радостей и духовных богатств. Природа – это чистый воздух, бескрайние лесные просторы, необъятные гладь морей и океанов. Природа – наша Родина, наш дом, она кормит, греет, одевает, охраняет наше здоровье.

2: Сегодня в этом зале собрались настоящие любители и друзья природы, готовые всегда прийти ей на помощь. Кто же такой друг природы? Что входит в его обязанности?

1: Друг природы, например, будет бить тревогу, заметив, что в реку потекли грязные сточные воды, что в поле образуются овраги. Он не оставит в лесу незатушенный костер и на месте его привала не найдете кучу мусора. Он не сломает без нужды дерево, не нарвет охапку цветов, чтобы скорее их выбросить.

2: Охранять природу – это, прежде всего, понимать ее, знать и уметь разгадывать ее тайны, чтить ее законы. Человек живет среди природы. И нет, наверное, на земле человека, который не любил бы природу, не любовался бы голубым, ясным небом, цветущими лугами, розовым рассветом, багровыми закатами.

Природа: У меня есть три живых источника, без которых никто не может прожить. Я вижу, вы хорошо знаете мои источники. А давайте пофантазируем, что если не будет: воздуха, воды, земли, флоры и фауны. Дети обсуждают и отвечают. Ребята, мы знаем, что сегодня в нашем доме появилось множество тяжелых болезней, разрушение и оскудение природных богатств, загрязнение вод, воздуха, почв. А по чьей вине все это происходит. (По вине человека). Да, человек, снабженный мощной техникой, не задумываясь, нарушает связь живых организмов со средой обитания, или уничтожает ее, застраивая городами, дорогами, заливая их асфальтом и бетоном, осушая болота, губя все живое. Какие цвета у природы? (Синий, голубой, белый, желтый, зеленый, коричневый). Почему появилась Красная книга? Что означает красный цвет? (Красный цвет – цвет тревоги, опасности. В эту книгу заносятся исчезающие и редкие виды животных и растений). Ведущий. Положение о Красной книге нашей Республики учреждено в 1978 году. В Казахстанскую Красную книгу внесено 31 вид млекопитающих, 44 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 4 вида рыб, а также и редкие растения.

В Красную книгу Казахстана занесены из животных: журавль, кудрявый пеликан, бородач, дрофа, реликтовая чайка, Тянь-Шанский бурый медведь, гепард, марал, лось. Из растений – марьин корень, ревень Алтайский, Венерин башмачок, можжевельник Даурский и др. Добыча этих животных и сбор растений не разрешается, для их охраны созданы заповедники (их 10 на территории Казахстана), заказники и национальные парки (их функционирует 5). Конечно, этого очень мало, но, тем не менее, – это действительно шаги по охране редких и исчезающих видов [4, с 46].

Природа. А сейчас мы рассмотрим ситуации, а вы должны сказать, правильно ли поступают люди, попадая в них. Рассмотрим 3 ситуации:1. Дети засоряют родник, кидая в него пластиковые бутылки, мусор. К чему это приводит? 2. В больших городах много заводов и фабрик, транспорта. Выбросы от их производства очень часто попадают в атмосферу в виде дыма. Чем это грозит Земле? 3. Многие люди плюются, где попало? Как вы на это смотрите?

Природа. Мне очень понравилось у вас. Тем, кто живет в согласии со мной, соблюдая все мои законы, я открываю тайны. Только эти люди могут получить самое главное мое богатство – здоровье.

Ведущий: А теперь давайте посетим наш музей вымершей флоры и фауны 20 века. А поможет нам в этом экскурсовод. В конце подводятся итоги.

Литература:

 

  1. Асланиди К.Б. Природоохранное воспитание и учебно-исследовательская деятельность школьников. – М., 1995. – 394 с.

  2. Аужанова Н.Б. Дидактические игры по биологии и экологии. – Алматы: Даир, 2004. – 87 с.

  3. Дерява С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Феникс, 1996. – 302 с.

  4. Мырзабеков Ж.М. Особо охраняемые природные территории Казахстана. – Алматы, 2000. – 202 с.

  5. Фурсов В.И., Ергалиева Т. Общая экология. – Алматы, 1996. – 332 с.

  6. Экологическое состояние окружающей среды в Республике Казахстан. – Алматы, 1992. – 254 с.