Автор:
Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)
Человек только малая часть Великой природы. Природа может обойтись без человека, но человек без природы – никогда. Окружающий мир и природа нуждаются в нашей заботе и любви. А чтобы дышать чистым воздухом, пить свежую кристальную воду, любоваться цветами, деревьями, слушать пение птиц не только нам, но и будущим поколениям людей, уже сегодня каждый человек должен осознать и принять для себя призыв «Сохраним родную природу!»
Природа не имеет государственных границ, как и нет границы в природных экологических системах. Экономия воды, сырья и энергии должна стать элементом нашего менталитета, производственной и бытовой культуры.
Сложность и ответственность ситуации, сложившейся в современном мире, объективно способствует повышению социальной активности молодежи. Именно молодежь должна встревожиться и проявлять озабоченность экологическим проблемам, что в дальнейшем стать носителями новой экономической этики, быть первыми сторонниками нового отношения к экологии, стоящего выше всяких представлений об «экономической выгоде». Люди должны научиться подчинять свою деятельность системе именно такого рода правил и ограничений. Для этого нужна целенаправленная, планомерная, информационно-просветительская, образовательно-воспитывающая деятельность учебных заведений области [1, с. 78].
С каждым годом ширится движение отрядов зеленых и голубых патрулей, деятельность которых чрезвычайно многогранна. Члены отрядов зеленых и голубых патрулей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений республики являются активными пропагандистами природоохранительных идей первыми помощниками учителей в организации практических дел по охране природы. Юные защитники природы участвуют в посадках деревьев и кустарников и их охране, спасают молодь рыб, охраняют наземных животных, подкармливают их в зимнее время года, помогают взрослым создавать питомники.
Структура зеленого патруля
Зеленый патруль организуется в каждой школе при ее первичной организации Казахского общества охраны природы. У зеленого патруля есть своя структура. Каждому члену зеленого патруля присваивается звание дозорного. Работой дозора руководит командир, избранный на собрании дозорных. Для непосредственного руководства зеленым патрулем школы избирается штаб зеленого патруля, куда входят начальник, заместитель и командиры звеньев дозоров. Начальник штаба, являясь членом совета, распределяет дозоры по участкам в зоне действия, проводит сборы командиров звеньев дозоров, дает задания звеньям [3, с. 48].
Заместитель начальника штаба зеленого патруля составляет график дежурства звеньев дозоров, ведет дневник штаба, контролирует выполняемую работу, следит за выпуском стенной газеты или листка «Зеленый патруль». Командир звена дозора обеспечивает явку дозорных на дежурство (по графику), руководит работой в течение всего дежурства, ведет дневник и учет работы дозора, держит ежедневную связь со штабом, организует в звене беседы, викторины, игры, сборы.
Знаки различия
Члены зеленого патруля носят на левой руке нарукавную повязку зеленого цвета, размером 20x7 см: дозорный – на повязке изображены два дубовых листа, между ними написано ЗП; командир дозора – на повязке между листьями одна звездочка; заместитель начальника штаба – на повязке между листьями две звездочки (звездочки красного, а листья желтого цвета); начальник штаба – между листьями три звездочки.
Планирование работы зеленого патруля
План работы зеленого патруля составляется штабом под руководством ответственного преподавателя в начале учебного года и может быть распределен на каждую четверть или каждый месяц года. Поскольку деятельность ЗП школы очень многогранна, можно систематизировать план работы по разделам. В зависимости от места расположения школы необходимо установить связь с рай/гор/обл отделениями общества охраны природы, лесхозом и по их заданиям включать в план работы мероприятия (например, взять под охрану редкий вид животного или растений данного района вести борьбу с эрозией почвы, оказать помощь лесхозу в выращивании посадочного материала и др.) [4].
П римерный план работы зеленого патруля школы
№
|
Мероприятия
|
Ответстве
нные
|
Сроки
|
|
Организационная работа
|
-
|
Избрать штаб ЗП школы и распределить обязанности между членами штаба.
|
Ответ.преп. за ЗП
|
IX
|
-
|
Выделить по 6 - 7 человек из каждого отряда для работы в звеньях дозоров.
|
Адм-ция
школы
|
IX
|
-
|
Составить план работы ЗП.
|
Штаб
|
IX
|
-
|
Определить зоны действия, составить график дежурств звеньев дозоров.
|
Штаб
|
IX
|
-
|
Ежемесячно проводить заседание штаба.
|
Нач.штаба
|
|
-
|
Избрать редколлегию.
|
Штаб
|
IX
|
-
|
Вести дневник штаба.
|
Штаб
|
постоянн
|
-
|
Регулярно проводить патрулирование дозоров в зоне действия дозора.
|
Командир
|
постоянно
|
|
Р абота по благоустройству и озеленению школы, микрорайона , села.
|
-
|
Организовать все отряды по озеленению территории в зоне действия.
|
Штаб
|
IV,V, IX,X
|
-
|
Принять активное участие в озеленении улицы, детского сада, школы.
|
Штаб
|
IV,V, IX,X
|
-
|
В честь (такой-то) знаменательной даты заложить сквер, аллею.
|
Штаб
|
IV,V, IX,X
|
-
|
Оказать помощь лесхозу в лесопосадочных работах (или в работе на питомнике).
|
Штаб
|
IV,V, IX,
|
-
|
Организовать охрану зеленых насаждений в зоне действия.
|
Команд. дозоров
|
Постоянно
|
-
|
Организовать сбор семян деревьев и кустарников (в парке, лесхозе, пришкольном участке).
|
Команд. дозоров
|
|
|
Работа по охране и привлечению насекомоядных птиц
|
-
|
Провести беседы в отрядах об охране и подкормке зимующих птиц, привлечении птиц на гнездовья.
|
Ответ. препод.
|
|
-
|
Заготовка корма (сбор семян) для зимующих птиц.
|
Штаб
|
VI - X
|
-
|
Изготовить кормушки, отремонтировать старые.
|
Команд. зв.
|
X-XI
|
-
|
Развесить кормушки на территории школы в зоне действия дозоров.
|
Команд. зв.
|
XI-XII
|
-
|
Проводить рейды по проверке кормушек, вовремя очищать их от осыпавшего снега, систематически обновлять запасы корма.
|
Зам. нач., команд. звеньев
|
По графику
|
-
|
Проводить наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам (их видовой состав, количество и др.).
|
Зам. нач., команд. зв.
|
По графику
|
-
|
Организовать изготовление и ремонт старых искусственных гнездовий.
|
Зам. нач-ка ком. дозоров
|
I-II
|
-
|
Развесить гнездовья на территории дендрария и сада школы, в лесхозе, в зоне действия звеньев.
|
Зам.нач-ка, команд. зв
|
III
|
-
|
Проводить наблюдения за прилетом птиц, видовым составом, заселением гнездовий.
|
Зам.нач., команд. зв.
|
По графику
|
-
|
Проводить постоянную борьбу с рогаточниками, с разорителями птичьих гнезд.
|
Зам.нач., команд. зв.
|
Постоянно
|
-
|
Вести дневник наблюдений за птицами, оформить альбом о птицах.
|
Зам. нач., команд. зв.
|
Постоянно
|
|
Массовая работа
|
-
|
Всем членам зеленого патруля принимать активное участие во всех массовых мероприятиях, организованных штабом ЗП
|
|
Весь год
|
-
|
Организовать и провести выставку цветов, выращенных на пришкольном участке.
|
Препод., штаб.
|
IX
|
-
|
Объявить, конкурс на лучшего сборщика кормов (семян и плодов дикорастущих растений).
|
Штаб
|
IX
|
-
|
Провести конкурс «Знаешь ли ты природу своего края?».
|
Штаб
|
XII-I
|
-
|
Объявить и провести конкурс на лучший рисунок на тему: «Охрана природы – всенародное дело» или «Наши пернатые друзья», «Экологические знаки» и др.
|
Штаб
|
I-II
|
-
|
Провести конкурс «Чей домик лучше?».
|
Штаб
|
II
|
-
|
Провести школьный праздник «День птиц», принять участие в районном или городском празднике «День птиц».
|
Ответ.
препод.,
штаб
|
III-IV
|
-
|
Провести праздник «День леса и сада»
|
Преп., штаб
|
IV-V
|
-
|
Провести сбор на тему: «Любите природу!», «Экология и мы», «Охрана природы – всенародное дело»,
|
Штаб
|
|
|
Работа по пропаганд е идей охраны природы
|
-
|
Организовать проведение докладов и бесед членами ЗП по охране природы среди учащихся школы, населения.
|
Препод., штаб
|
Весь год
|
-
|
Организовать передачи по школьному радио о делах ЗП, короткие беседы по охране природы. Записать видеофильм.
|
Штаб
|
Весь год
|
-
|
Систематически выпускать стенную газету «Зеленый патруль» и боевой листок ЗП.
|
Ред.коллегия
|
Весь год
|
-
|
Провести следующие беседы: «Мое участие в охране природы», «Как правильно изготовить и развесить птичьи домики», «Что я знаю о «Красной книге?», «В мире интересных фактов», «Можно ли восстановить исчезнувший вид?», «Роль насекомоядных птиц в борьбе с вредителями-насекомыми», «Охрана редких растений» и др.
|
Штаб
|
I раз в месяц
|
Структура голубого патруля
Структура голубого патруля аналогична структуре зеленого патруля.
З наки различия членов голубого патруля
Члены голубого патруля носят па левой руке нарукавную повязку голубого цвета с двумя белыми волнистыми линиями со следующими знаками различия: дозорный – голубая повязка с двумя белыми волнистыми линиями, посредине повязки написано «ГП»; командир дозора – на повязке между двумя белыми линиями одна красная звездочка; заместитель начальника штаба – на повязке две красные звездочки; начальник штаба – на повязке три красные звездочки.
Примечание: Размер повязки «20х7 см».
Планирование работы голубого патруля
План работы голубого патруля на год составляется штабом ГП под руководством ответственного преподавателя в начале учебного года. Конечный результат работы отряда голубого патруля во многом будет зависеть от четкости и целенаправленности в планировании. Работу голубого патруля школы можно подразделить на три главные части: теоретическая подготовка членов ГП, исследовательская работа и практическая, трудовая часть. Теоретическая подготовка учащихся осуществляется е процессе кружковой работы по основам рыбного хозяйства (проводит учитель биологии или по договоренности – специалист рыбного хозяйства), В содержание факультативных занятий необходимо включать вопросы: «Состав ихтиофауны и работа с определителем рыб», «Основные особенности биологии рыб и, в связи с этим, их требования к условиям среды», «Изучение кормовой базы для рыб», «Искусственное разведение рыб», «Способы спасения молоди», «Основные документы по охране рыбных запасов и водных бассейнов РК» и другие. Для проведения опытнической работы отрядом голубого патруля необходимо установить связь с научным учреждением, с учеными-ихтиологами, специалистами рыбного хозяйства. По их заданию и с их помощью разработать тематику [4].
Примерный план работы отряда голубого патруля
№
|
Мероприятия
|
Ответств
|
Сроки
|
|
Организационная работа.
|
Штаб
|
|
-
1
|
Избрать штаб ГП школы и распределить обязанности между членами.
|
Администрация школы
|
IX
|
-
2
|
Составить план работы ГП на год.
|
Штаб
|
IX
|
-
3
|
Ежемесячно проводить заседания штаба
|
Нач. штаба
|
|
-
4
|
Подвести итоги работы отряда ГП за прошедший год.
|
Препод.
|
X
|
-
5
|
Организовать занятия для членов ГП по основам рыбного хозяйства.
|
Ответ. препод.
|
Осень-зима
|
-
6
|
Установить связь с научными учреждениями и специалистами рыбного хозяйства, местной инспекцией рыбоохраны и Обществом охраны природы.
|
Ответ. препод.
|
IX
|
-
7
|
Составить план опытнической работы.
|
Препод.штаб
|
X
|
-
8
|
Изучить методику проведения опытнической работы.
|
Биологи
|
|
|
Практическая работа
|
-
1
|
Установить объем и место работы, распределить ее по времени года.
|
Штаб, ответ. препод.
|
|
-
2
|
По заданию местной рыбинспекции проводить рейды по охране водоемов от загрязнения и предупреждения нарушений правил рыболовства: а) составить график дозоров; б) установить контроль за дежурством дозоров.
|
Штаб,
Зам. нач. штаба
|
Постоянно
|
-
3
|
Организовать работу по спасению рыбной молоди:
а) скашивание растительности; б) устройство искусственных нерестилищ; в) прорывка канав; г) перенос мальков из отшнуровавшихся водоемов в основные.
|
Штаб
|
Весна
|
-
4
|
Выполнение работ по закреплению берегов водоемов (организовать посадку вдоль берегов водоема).
|
Штаб
|
|
-
5
|
Выполнение работ по спасению рыбы в зимний период (организоватъ на водоемах прорубку лунок).
|
|
|
|
Пропагандистская работа
|
-
1
|
Вести разъяснительную работу среди своих сверстников и населения об охране рыбных ресурсов и правилах рыбной ловли, с этой целью: а) организовать лекции и беседы;
б) оформить стенды по охране рыб.
|
Штаб
|
Систематически
|
-
2
|
Систематически выпускать стенную газету ГП и боевой листок ГП.
|
Штаб
|
|
-
3
|
Организовать коллективные просмотры и обсуждение кинофильмов по охране рыбных запасов и их воспроизводству.
|
|
|
Литература:
-
Захлебный А. Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
-
Мырзабеков Ж.М. Особо охраняемые природные территории Казахстана. – Алматы, 2000.
-
Дерява С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Феникс, 1996.
-
Аужанова Н.Б. Методика организации и проведения внеклассной работы по биологии. Учебное пособие. – Алматы: Даир, 2010. – 187 с.