Автор:
Шолпан Дауренбекова, Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)
На сегодняшний день человечество оказалось в условиях обострения экологического кризиса, в преодолении которого все большее значение приобретают экологическое образование и воспитание.
На территории суверенной Республики Казахстан имеются регионы официально признанные зонами экологического бедствия и провинции с опасным уровнем химического или радиационного загрязнения. Многие тысячи людей, потерявших и теряющих здоровье, безвременно уходящих из жизни. В Казахстане очень уязвимая природная среда. Территорию республики в основном составляют горы, степи, полупустыни и пустыни. Существуют уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие, как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь [5].
Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. Следствием подобных изменений является снижение качества жизни населения и неустойчивое развитие республики. В то же время остаются самыми низкими среди стран Евразии государственные расходы на охрану окружающей среды. Они составляют не более 0,5 долл. США в год на одного человека.[6]
Сейчас, в условиях возрастающей деградации природной среды, проблема экологического образования встает еще более остро. Многие годы государство игнорировало актуальность экологического воспитания и образования. В современных условиях реализация государственной экологической политики во многом зависит от ее восприятия и поддержки населением страны, что, в свою очередь, обусловлено уровнем экологической культуры, нравственным отношением к природе. В связи с этим экологическое образование официально признано как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности природоохранных и образовательных структур.
Экологическое образование рассматривается в качестве основы для развития разработки нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой. Происходит формирование нового типа экологического мышления, основу которого составляют новые моральные идеологические критерии общественного развития, что обеспечивает гласность реализации экологического образования и воспитания.
Закон РК “Об охране окружающей природной среды” от 15.07.1997 года определил обязательные требования по экологическому воспитанию и образованию в области охраны окружающей среды: всеобщность и непрерывность; распространение экологических знаний среди населения; обязательность преподавания экологических дисциплин в учебных заведениях, независимо от их профиля и форм собственности; профессиональную экологическую подготовку руководителей и специалистов [6].
Экологическое образование является одним из приоритетных направлений Долгосрочной Стратегии Республики Казахстан до 2030 года «Экология и природные ресурсы», которая закрепляет всеобщность и целенаправленность экообразования.
В Казахстане принята Программа Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденная указом Президента от 28 марта 2002 года № 827. Пункт 2.5. этой программы посвящен охране окружающей среды и природопользованию. Документ нацеливает на вовлечение общества в процесс улучшения качества окружающей среды и сохранения природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений. В Казахстане в отдельных случаях, скорее являющихся исключением, чем правилом, ведется систематическая работа по экологическому образованию в рамках отдельных школ, гимназий, или лицеев, общая доля которых, в среднем по областям, не превышает 5% от общего числа этих заведений по стране. Практически в каждом высшем учебном заведении Казахстана осуществляется подготовка кадров по проблемам экологии, функционируют факультеты природоохранного профиля и кафедры по охране и рациональному использованию природных ресурсов [6].
По мнению специалистов в области экообразования, у каждого выпускника высшего учебного заведения должно быть сформировано экологическое мышление – воспитанная в нем привычка оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в природной среде. Он должен уметь не только охранять природу, разумно использовать ее естественные ресурсы, но и решать качественно новую задачу – прогнозировать изменения окружающей среды и управлять ею. Подготовка специалистов такого уровня требует разработки теоретико-методологических и практических основ экологического образования в ВУЗах на основе его главных принципов: глобальности, универсальности, комплексности, непрерывности, междисциплинарности, интегральности и профессиональной направленности [3].
В настоящее время, по данным Министерства образования и науки, в Казахстане 15 вузов имеют факультеты, связанные с экологическими дисциплинами, на них обучается около 1300 студентов. Обучение ведется по специальностям: «Экология и мониторинг», «Промышленная экология», «Химия и экология», «Биология и экология», «География и экология» и др.
Во многих высших учебных заведениях Казахстана, в соответствии с номенклатурой специальностей, ведется подготовка кадров по проблемам экологии, функционируют факультеты природоохранного профиля и кафедры по охране и рациональному использованию природных ресурсов, на которых ведется подготовка специалистов всех профилей и специализаций, в том числе - экологическая подготовка педагогических и научных кадров [4]. Так, в Казахском национальном Университете им. Аль-Фараби разработана и внедрена в учебный процесс комплексная программа экологического образования студентов всех факультетов на весь период обучения. В Евразийском Университете им. Л. Гумилева, Казахской государственной архитектурно-строительной академии, Казахском национальном техническом Университете им. К. Сатпаева, Казахском национальном Аграрном Университете и Алматинском институте энергетики и связи, а также во всех ВУЗах областей уже несколько лет осуществляется подготовка молодых специалистов-бакалавров и магистров, специализирующихся в области биоэкологии, химической экологии, охраны природы, инженерной защиты окружающей среды и мониторинга. Вопросами подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды, наряду с Институтом повышения квалификации учителей, занимаются также общественные университеты и академические учреждения, такие как Институт экологии и устойчивого развития (г. Алматы), Независимый университет экологии им. М.Шокая (г. Кзыл-Орда), Международный университет им. Х.А. Яссауи (г.Кентау) [2].
В Республике Казахстан деятельность НПО в направлении экологического образования приобретает большое значение. В стране существует несколько тысяч НПО, и более 300 из них – имеют экологическую направленность, работая по различным направлениям: охрана окружающей среды, экологическое образование, радиационная безопасность, охрана животного мира, прикладные исследования в области ООС, заповедное дело и ООПТ, экологическое просвещение, поддержка гражданских и экологических инициатив, экологическое страхование, законодательство и право, экология Приаралья, Прибалхашья, Прикаспия, опустынивание.
Опыт неправительственных организаций Казахстана давно уже вышел за рамки одной, отдельно взятой, организации. НПО проводят семинары и тренинги по обмену опытом. Одним из таких проектов стал совместный англо-казахстанский проект «Экологическое образование и устойчивое развитие», в рамках которого была создана команда тренеров по образованию для устойчивого развития из числа сотрудников НПО и творческих учителей, практикующих экообразование, выпущено методическое пособие по образованию для устойчивого развития «Выбирая будущее», создан сайт в Интернете с целью распространения полученного опыта [1].
Действующие на территории Центральной Азии международные организации, частные и государственные донорские агентства, такие как ООН, ОБСЕ, Американское агентство по Международному развитию (USAID), Канадский фонд местных инициатив, ISAR (США), фонд Евразия, фонд охраны дикой природы WWF, IUCN -Международный союз охраны природы, ГЭФ, Международный банк реконструкции и развития и ряд других, оказали большое содействие в развитии экообразования в регионе. Активная деятельность НПО привлекает в страны дополнительные ресурсы международных организаций и благотворительных фондов. Наряду с грантами развивается горизонтальное международное сотрудничество с родственными зарубежными НПО [4].
Согласно заключенному договору о сотрудничестве между Министерством охраны окружающей среды и Корпусом Мира США, в данное время в Казахстане работают около 40 волонтеров Корпуса Мира США по Программе экологического образования. Они оказывают помощь НПО и учебным заведениям республики, проводя учебные занятия, акции, экологические лагеря, и помогая найти доступ к международным фондам для финансирования проектов на местном уровне.
Корпус Мира США в качестве одного из направления своей деятельности имеет программу предоставления волонтеров-экологов для работы в неправительственных организациях и школах Республики Казахстан.
Литература:
1. Асланиди К.Б. Природоохранное воспитание и учебно-исследовательская деятельность школьников. – М., 1995. – 394 с.
2. Дерява С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – М: Феникс, 1996. – 302 с.
3. Тюлеубеков С. Правовые проблемы доступа к экологической информации. – Алматы: Фемида. 2007. –
4. Шокаманов Ю., Макажанова А. и др. Человеческое развитие в Казахстане. UNDP Kazakhstan: Хрестоматия. – Алматы: S-Print. 2006. –
5. Экологическое состояние окружающей среды в Республике Казахстан. – Алматы, 1992. – 254 с.
6. Экологический кодекс Республики Казахстан – http://www.akorda.kz