Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ДРЕВНЕГО УСУНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

Автор: 
Елжан Ермекулы (Талдыкорган, Казахстан)

Усуньское государство существовало на территории Восточного Туркестана со II века до нашей эры по V век. Её история представляет несомненный интерес для жителей Казахстана, так как имеет прямое отношение к современным казахам. Усуни были одними из предков племенного объединения казахов Старшего жуза. Они имели свою государственность и стольный град уже во втором веке до нашей эры. Это было в такой глубокой древности, их столица город Чигу стоял в такие времена, когда на земле еще не существовали Париж, Лондон, Киев, Москва и многие другие, ныне известные столицы с древней историей [2].

Усуни, в силу ряда исторических причин не смогли сохранить свою государственность и поэтому исчезли после V века со страниц истории. Их потомков уже не обозначали как усуней. Но они всегда оставались там, где жили в древности – в предгорьях Северного Тянь-Шаня.

История государства Усунь существовавшая во II веке до н.э. записана в древних китайских хрониках. Впервые, о существовании на западе Древнего Китая государства Усунь, китайский император У-ди узнал от своего разведчика Чжан Цяня, посланного в Западный край (Восточный Туркестан) на поиски некогда грозных юечжей, для совместной борьбы против воинственных хуннов беспокоивших империю постоянными набегами.

Анализ китайской эпохи раннего хана показывает, что правитель Усуньского государства куньби Ельжау-би выбрал местом проживания усуней горные долины Северного Тянь-Шаня удобные для проживания и защиты от внешних врагов. Так как, на востоке жили грозные хунны, которые были недовольны уходом усуней из под их зависимости и часто посылали в набег свою конницу. Но их карательные экспедиции не были успешными. На западной границе, жили воинственные кангюйи, которые неуютно чувствовали себя от соседства с могучими усунями, желая при первом же удобном случае расправиться с ними. Поэтому, горы Тянь-Шаня служили естественной крепостью для усуней [1].

Таким образом, Елжау-би – основатель древнего Усуньского государства, талантливый полководец и стратег, одержавший немало славных побед, выбрал местом для проживания молодого еще неокрепшего Усуньского государста прекрасную крепость и удобный «караван-сарай» – обилие воды и пастбищ гарантировало караванам, главным образом вьючных лошадей и ишаков, изобилие кормов и частый, сытный обед. Здесь обосновавшись в природной крепости вдали от хуннов и империи Хань, он сумел создать сильное государство, которое было гегемоном в Восточном Туркестане [5].

Исходя из географического расположения Усуньского государства и ландшафта местности, а также из политической ситуации того времени, можно с уверенностью отметить, что центр государства со столицей находился где-то в районе Каркаринской, Текесской и Жаланашской долин – местах ровных и достаточных для проживания многочисленного усуньского народа, защищенных со всех сторон горами, с привольными альпийскими лугами и многочисленными горными реками с чистой водой.

Восточные и северные границы Усуньского государства проходили по Илийской долине, северная часть которой упиралась в горы Джунгарского Алатау, за которыми был Западный край хуннов. С южной стороны Усунь была надежно защищена отрогами Тянь-Шаня. Юго-западная граница государства проходила по Южным склонам Тянь-Шаня. Несколько открытой была западная граница, которая проходила по западу Иссык-Кульской котловины. Но государство Кангюй было далеко на западе и их правитель сам опасался новоявленного грозного соседа.

Таким образом, именно Каркаринская, Жаланашская и Текесская долины больше всего подходят под трактовку центра проживания древних усуней. Ландшафт центра Жаланашской долины больше подходит под понятие полупустыни – там отсутствуют постоянные источники воды, и жизнедеятельность в этой долине возможна в узкой полосе вдоль северных и западных гор обрамляющих долину, что явно не подходит для функционирования центра сильного государства. В Текесской долине нет такого количества курганов как в Каркаринской долине и отсутствуют многие другие факты свидетельствующие о возможности существования в древности городов и поселений (прудовые хозяйства, древние развалины и т.д), которыми изобилует Каркаринская долина.

Следовательно, из трех долин именно Каркаринская долина больше подходит под местность, где был центр Усуньского государства и располагалась его столица.

В пользу положения Каркаринской долины как центра Усуньского государства говорят множество фактов, на которых следует остановиться более подробно и сделать соответствующий анализ. Здесь необходимо отметить, что под Каркаринской долиной авторы проекта понимают единую широкую горную долину, включающую в себя Кегенскую и Каркаринскую долины, разделенные между собой невысокими соляными горами Шольадыр, а также долину реки Шалкоде.

1. Географические факты: Удобное положение Каркаринской долины для ведения многочисленного пастбищного коневодства: широкая горная долина с многочисленными реками с чистой горной водой. Лошадь, в отличие от другой домашней скотины, пьет только чистую воду; наличие отменных пастбищ – Мынжылки, Шалкоде, Шыбышы, Мерке и др.; на Северном Тянь-Шане нет другой горной долины с такими условиями для одновременного расселения большого количества людей и ведения пастбищного коневодства. Население Усуньского государства по древнекитайским источникам составляло 630 тыс. человек, основная часть которого, несомненно, жила вокруг столицы государства. А богатые усуни обладали табунами лошадей в несколько тысяч голов, которым нужные были привольные пастбища.

Таким образом, необходимы были соответствующие географические условия для совместного проживания такого количества людей и животных. Текесская, Жаланашская и Каркаринская долина были местами основного расселения усуней. А центр государства располагался, несомненно, в Каркаринской долине. Об этом, кроме географических фактов говорят множество других фактов.

2. Исторические факты:

- Каракаринская долина соотвествует древне-китайскому описанию Усуньского государства.

- на китайской карте эпохи Старшей Хань видно, что племена усуней занимали склоны Северного и Южного Тянь-Шаня от верховий р. Или на северо-востоке до верховий р. Нарын на юго-западе. Анализ этой карты показывает, что географическим центром места проживания усуней является горная долина северо-восточнее Иссык-Куля, т.е. Каркаринская долина.

3. Археологические факты:

– следы культурного поселения людей найдены в Каркаринской долине от каменного века до современности (наскальные рисунки, древние мегалиты-менгиры, места древних святилищ, курганы сакского и усуньского периода, балбалы тюркского периода, остатки чеково-прудового хозяйства, остатки караван-сараев и крепостей на караванных путях, многочисленные развалины древних сооружений вдоль караванных путей, древние мазары) [3];

– в Каркаринской долине имеется огромное количество курганов разной величины, и среди них десять самых величественных. Из истории известно, что сакские и усуньские племена своим великим правителям воздвигали курганы огромной высоты, в соответствии с их заслугами. Чем больше были заслуги правителя, тем грандиознее был курган. И мы думаем, что курганы, где были захоронены вожди усуней, стояли особняком на видном месте для всеобщего обозрения. В исключение принятым традициям, когда курганы умершим возводились вдоль караванных путей на высоких берегах рек или же недалеко от мест проживания знатного человека – в ущельях гор. В Каркаринской долине, высотой превышающей 6м, есть порядка 10 курганов. Их число примерно соответствует количеству правителей Усуньского государства в период его расцвета. Три кургана среди них отличаются внушительными размерами и особенностями их конструкции.

Следовательно, усуньский правитель титуловался как гуньмо. В интерпретации академика НАН РК К.М. Байпакова китайское слово гуньмо соответствует титулу кунбаг [3]. Легяо-ми, или Елжау-би в современной интерпретации этого имени, носил титул куньби, что на казахском языке означает как солнечный вождь (правитель), т.е переносный смысл этого титула означает как солнце народа, учитывая и значение его имени. Именно Елжау-би, победитель юечжей и собиратель государства усуней мог быть назван солнцем народа, и начиная с него правителей усуней титулуют именем «куньби». Значит, в кургане-солнце мог быть похоронен Елжау-би. Поэтому, этот курган называется «Куньби».

Второй курган стоит в центре долины недалеко от с. Кеген, он выше, чем курган-солнце (около 20 м), но несколько меньше в диаметре. Он меньше просел за прошедшие века, так как сооружен из кирпичиков дерна. В этом он схож с пирамидами египетских фараонов. Этот курган местные жители называют Жуан-Тобе, Толстый холм. В нем может быть захоронен другой правитель усуней, чья слава была также громка как у Елжау-бия.

Третий большой курган с названием Караша также стоит в центре долины. С казахского языка слово «караша» переводится как стерегущий, наблюдающий, смотрящий. На его вершине были обнаружены остатки сторожевой башни из обожженного тонкого кирпича. Судя по виду кирпича, башня видимо была сооружена в более позднее время, чем курган Косвенное значение название кургана совпадает с жизнедеятельностью куньби Силы-би, который навел порядок в стране в период междоусобиц и … в стране наступил долгий мир и покой… (так записано в китайских хрониках) [2];

- данные Семиречинской археологической экспедиции проводившей свои исследования в разные годы на Северном, Центральном и Южном Тянь-Шане отраженные в трудах А.Н. Бернштама и К.А. Акишева (руководивших в разные годы этой экспедицией), показывают, что Центральный и Южный Тянь-Шань населяли остатки родов юечжей, вошедшие в состав усуньского государства. Остатки сакских родов были расселены в Илийской долине. Следовательно, «чисто усуньские рода» проживали в Каркаринской, Жаланашской и Текесской долинах. Это подтверждено и артефактами, большинство курганов в этих долинах – усуньские.

- данные статистического анализа количества курганов в Каркаринской, Текесской и Жаланашской впадин на площадь одного планшета карты 1:50000 масштаба (377 кв.км.), проведенные автором показывают, что в Каркаринской долине на площадь одного планшета приходится более 50 курганов. Вдоль реки Кеген это количество возрастает вдвое, что косвенным образом указывает на развитие древнего караванного пути вдоль этой реки, что будет подтверждено далее и другими фактами. Ни в одной другой долине нет такого количества курганов. Этот показатель косвенным образом указывает на центр жизнедеятельности древнего государства [4].

- недалеко от поселка Жалаулы был найдены древние сокровища известные в археологии как Жалаулинский клад. Все вещи этого клада лежали в войлочном мешке, который был зарыт в землю в начале ХХ века. Скорее всего, это была добыча так называемых «черных археологов» грабивших древние курганы Каркаринской долины. Среди более двухсот предметов, общий вес которых превышает полтора килограмма, выделяются детали наборного пояса, украшения одежды и головного убора, а также пектораль – нагрудное украшение. По данным казахстанских археологов найденные вещи относятся к сакскому периоду – VI-V веку до нашей эры. Следовательно, Каркаринская долина издревле была центром жизненных интересов сакских племен живших в этой долине до прихода усуней [6].

4. Хозяйственные:

- наличие в Каркаринской долине крупного месторождения каменных солей Шольадыр, необходимого для добавки к корму скота, выходящего на дневную поверхность. Месторождение расположено в 5-6 километрах южнее песков Кумтекей;

- помимо занятий скотоводством, Ельжау-би научил усуней «сеять деревья» (выращивать сады) и получать плоды» – так записано в ханьских летописях. В северных ущельях Каркаринской долины там, где местность открыта обогревающим лучам южного солнца, жители поселка Жалаулы и в настоящее время выращивают сады.

В заключении можно сказать, что после проведения комплекса археологических раскопок Каркаринская долина будет представлять несомненный интерес в плане познания истории своей страны и развития археологического туризма.

Литература:

1. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. – Алма-Ата, 1963.

2. Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. – Б.: Илим, 2001. – 582 с.

3. Археология Казахстана. – Алматы: Өнер, 2006. – 256 с.

4. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 3. – Алматы: ТОО «Жалын баспасы», 1999. – 352 с.

5. Еспери Малик. Асовская древность Евразии. Алматы: Ғылым, 2008. 220 с.

6. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. – 338 с.

Руководители:

д.т.н. Р К и РФ Рахымбаев Малик Мыркасымович, доц.Аужанова Назгуль Бектурсуновна.