Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Экономическое сотрудничество Казахстана с КНР (1990-2005 гг.)

Автор: 
Туякбай Рысбеков (Уральск, Казахстан)

Немаловажное значение для Казахстана имеют отношения с самой динамично развивающейся страной - КНР. Главными задачами стратегии Китая в отношении ЦА являются обеспечение стабильности на своих западных границах и содействие реализации программы ускоренного экономического развития западной части КНР; обеспечение гарантированного доступа к источникам энергии для быстро развивающейся экономики; противодействие доминирующему влиянию США на экономическом, политическом и военном уровне. На стыке тысячелетий объем национального продукта Китая достиг 1 трлн. долл. В 2000 г. в России ВВП на душу населения составлял 55% от уровня 1990 г., в Украине - 43,2%, а в Китае - 200%. По итогам 2004 г. экономика КНР 2,75 раза больше, чем экономики России ($500 млрд.), Украины ($60 млрд.) и Казахстана ($36 млрд.) вместе взятые ($596 млрд.). КНР является одной из самых ключевых экономических и военно-политических сил в мире.

Пекин предлагает Астане сотрудничество по самому широкому спектру направлений двусторонних отношений на долговременной основе. Эта страна за последние годы сделалась одним из ключевых экономических и политических партнеров РК. В 1997 г. был подписан контракт, по которому КНР должна была вложить в РК 9,5 млрд. долл. в разработку нефтяных месторождений и прокладку нефтепроводов. В 1999 г. Китай занял второе место среди  экономических партнеров РК. Если в 2000 г. товарооборот между двумя странами составил 1,5 млрд. долл., то в 2002 г. - 1,7 млрд. долл., в 2004 г. вырос на 37% и достиг 4,5 млрд. долл., только за январь-март 2005 г. он составил 826910,1 тыс. долл. США. В то же время по объему торговли с Китаем Казахстан занимает лишь второе место среди стран СНГ после России. В 2005 г. он достиг 5 млрд. долл. 10 лет тому назад таким был объем торговли между КНР и РФ. Этот пример иллюстрирует динамику укрепления казахстанско-китайских экономических связей.

Особый интерес Пекин испытывает к казахстанской нефти вследствие растущей потребности в энергоносителях. По некоторым прогнозам, импорт только нефти в странах АТР в 2010 г. возрастет до 1,5 млрд. т., а Китая - до 200 млн. т. По данным экспертов, КНР уже с 1993 г. вышел на заключение свыше 15 крупных нефтегазовых контрактов в Венесуэле, Ираке, Иране, Индии, Индонезии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, России [1]. Для КНР основные интересы по отношению к Казахстану эволюционировали от опасений за вероятную дестабилизацию на территории РК и попыток оградить себя от возможных последствий для китайского Запада до стремления усилить свое влияние в РК. Но за этот период упущено много возможностей реализацит экономически привлекательных проектов в нефтегазовой области из-за вопросов политической безопасности, которые всегда оставались приоритетным направлением стратегии Китая по отношению к Казахстану.

Это видно на примере месторождения «Карачаганак», где сосредоточено более 40% газовых запасов. В реализации проекта Китай не смог принять активного участия. В итоге в 1997 г. Международный консорциум (компании «Agip» (32,5% Италия), «BG» (32,5% Великобритания), «Texaco» (20% США) и «Лукойл» (15% Россия) получил право разработки месторождения на 40 лет, основанное на принципах раздела продукции. Постепенно складываются предпосылки к изменению расстановки сил в регионе, что неизбежно скажется на интересах Казахстана, которые требуют выстраивания обновленной линии поведения в отношении КНР.

Между тем основной фактор воздействия на политику КНР в направлении Казахстана - это принятая Пекином специальная Программа развития западных территорий КНР, что вызвано формированием его новых внешнеполитических приоритетов во всех наиболее выгодных направлениях, в том числе и центрально-азиатском. И если в 1997 г. Казахстан экспортировал в КНР 93,4 тыс.т. нефти, то на ноябрь 2000 г. импорт казахстанской нефти составил 684,4 тыс.т. В то же время потребление нефти в Китае в 2005 г. увеличивается на 6,7% до 320 млн. т., а ее импорт нефти составил 150 млн. т. против 91,1 млн.т. в 2003 г. По данным официальной статистики, в РК работает 20 крупных китайских компаний, 61 совместное предприятие и 615 - с участием иностранных капиталов. Пекин выходит на первое место среди стран-потребителей нефти в ЦА. В то же время в борьбе за энергоресурсы участвуют Россия и США. Они в первую очередь заинтересованы в нефти, как в инструменте контроля над государствами-реципиентами энергоносителей и в качестве энергоносителя [2].

В середине 2005 г. Казахстан и Китай подписали совместную Декларацию о стратегическом партнерстве в XXI веке. Оно выходит на уровень практической реализации крупнейших проектов, в т.ч. строительство трансказахстанской железнодорожной магистрали, которая соединит Западный Китай и Каспийское море, создание газопровода Казахстан – Китай, создание благоприятных условий для дальнейшего углубления и развития сотрудничества в торговле, экономике, энергетике, транспорте и финансах. По мере реализации крупных совместных проектов наступает качественно новый этап в развитии делового сотрудничества двух стран. Они договорились всемерно поддерживать и предоставлять все необходимые условия для обеспечения завершения в оговоренные сроки (до 2006 г.) строительства участка нефтепровода Атасу-Алашанькоу и его ввода в эксплуатацию, ускорить строительство международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и его введение в эксплуатацию. В то же время они высказались за дальнейшее расширение структуры товарооборота, увеличение в двусторонней торговле удельного веса продукции с высокой добавленной стоимостью и высоких технологий, принятие совместных мер по диверсификации структуры товарооборота. При этом КНР будет поддерживать реализацию проекта строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали и оказывать содействие в обеспечении необходимых объемов грузоперевозок [3].

Согласно декларации, РК и КНР намерены и впредь улучшать торгово-инвестиционный климат, активно поддерживать предприятия двух стран на своих территориях, в особенности в приграничных районах, взаимно инвестировать, развивать производственную и торгово-экономическую деятельность, налаживать сотрудничество между соответствующими органами РК и Государственной электросетевой корпорацией КНР в области электроэнергетики, взаимодействие между банками для активной деятельности финансовых институтов на территориях двух стран.

Казахстан и Китай договорились укреплять взаимодействие в международных и региональных организациях и форумах. Прежде всего, это относится к ШОС. Казахстан заручился поддержкой КНР при вступлении в ВТО. Н. Назарбаев считает, что подписан документ, нацеленный на века. Кроме того, подписаны соглашения о сотрудничестве в области геологии и использования недр, о немедленном уведомлении сторон оперативной информацией в паводковый период на трансграничных реках, о регулировании деятельности международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», меморандумы о совместных исследованиях возможности строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали, о сотрудничестве в области информационной и коммуникационной индустрии, кредитное соглашение между ТОО «Казнуртел» и Банком развития КНР и др.

Казахстан и Китай договорились укреплять взаимодействие в международных и региональных организациях и форумах и в первую очередь - в рамках ШОС и СВМДА и в том числе - в формировании новой концепции коллективной безопасности в мире, реформировании ООН. Стороны договорились об открытии центра культуры Казахстана в Китае и университета Конфуция в Казахстане, а также об обучении казахстанской молодежи в китайских университетах. Глава КНР считает, что обе страны должны усилить координацию по международным и региональным проблемам, чтобы общими усилиями отстаивать мир и стабильность в регионе и мире в целом. Кроме того, они договорились наращивать прагматическое сотрудничество между двумя странами в сферах экономики, торговли, энергетике, транспорта и коммуникаций, а также в гуманитарной сфере [4].

В политическом плане Пекин для РК - стратегический партнер. Среди проблем надо назвать связанные с казахами, проживающими в китайской провинции Синьцзян. Многие из них пытаются перебраться в Казахстан, но плохо адаптируются к местным условиям. Китайские власти не ограничивают их передвижений, но в экономическом плане они менее активны. Проекты КНР обеспечивают, прежде всего, тысячи новых рабочих мест, а опасности геополитического характера связаны с экспансией китайского капитала, демографическими проблемами, распределением водных ресурсов в приграничных районах. В научно-исследовательских учреждениях КНР постоянно растет число специалистов по РК, тогда как в России в 2005 г. не оказалось ни одного аспиранта, специализирующегося по Казахстану.

Мировой опыт свидетельствует: страны, которые не способны к объединению усилий, обречены на экономическое и политическое поражение. В условиях глобализации постсоветские государства рискуют быть вытесненными на периферию мирового развития, оказаться в зависимости от внешних центров силы. Кроме того, все еще имеет место ряд негативных дезинтеграционных факторов, прежде всего сохранение практики использования экономических рычагов в геополитических целях, влияние США, РФ и КНР как сверхдержав на постсоветские страны, в т.ч. Казахстан, несформированность региона ЦА как геополитического образования, необходимость стран в третьей силе, а также внутриполитические процессы в каждой стране – участнице интеграционных процессов (сложная этнокультурная и демографическая динамика, разное социально-экономическое положение населения, почти перманентная трансформация партийно-политических систем и пр.).

В конечном счете, речь идет о выборе стратегии дальнейшего движения на основе учета сложившихся разных типов экономических и политических систем, постепенно расходящихся внешнеполитических приоритетов, эвристического подхода к преодолению политики над экономикой.

Литература:

  1. Казахстанская правда. 1997. 27 сентября; Тажутов А. Не бывает вечных друзей, бывают вечные интересы // Центральная Азия и Кавказ. 2005. 10 июля; Сидоров О. Казахстано-китайские отношения: проблемы и перспективы сотрудничества // Газета Казахстан. 2005. 20 сентября.

  2. Сидоров О. Казахстан и нефтяные интересы КНР // Газета Казахстан. 2005. 15 июля.

  3. Известия Казахстан. 2005. 5 июля; Газета Казахстан. 2005. 20 сентября.

  4. Андреев А. Отмычка от Запада // Новые известия. М., 2006. 27 января.