Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВОСПИТАНИЕ – КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Автор: 
С.С.Байсарина (Астана, Казахстан)

 

Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами.

Б.Т.  Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

  • «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;

  • с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;

  • с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».

Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

Закономерности воспитания:

Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения кафедры профессиональной педагогической подготовки КрасГАУ представлен ниже. В этой части лекции кратко раскрываются основные закономерности воспитания.

  1. Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.

  2. Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.

 

 

Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия – совместно – разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.

Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.

  • Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание – всегда взаимоотношение субъект – объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).

  • Воспитание – прерывно-непрерывная деятельность.

Событийность воспитания – то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.

  • Рефлексивность – результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".

  • Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).

  • Воспитание – это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.

 

Воспитание – это

  1. целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;

  2. диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;

  3. введение в культуру, развивающее личность.

Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.

Механизмы воспитания.

Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):

  • Идентификации.

  • Драматизация.

  • Осознавание.

  • Сублимация.

  • Вытеснение, изгнание образа.

  1. Идентификация:

Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:

а) интериоризация – принятие внутрь себя.

б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ

Этапы идентификации:

  1.  
    • идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика)

    • идентификация с полом ( дети стараются быть похожими на родителей)

    • идентификация с социальными ролями.

Задачи педагога :

  1.  
    • организация воспитывающей среды.

    • перевод социальной ситуации развития в педагогическую .

  2. Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.

Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )

Переживание ведет к созданию нового образа.

Условия создания нового образа:

  1.  
    • среда

    • личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)

    • создание напряженной эмоциональной ситуации;

    • блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )

Приемы инициирования драматизации:

  1.  
    • театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);

    • расширение среды (автостоп, организация экскурсий);

    • групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.

Литература:

1. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования по специальности 5В012300 – «Социальная педагогика и самопознание». –Астана, 2009.

2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. - Астана, 2009 года.

3.Подласый И.П. Педагогика. В 2-х книгах. – М., 2001.

4.Педагогика. Курс лекций/ Авторский коллектив кафедры педагогики АГУ им.Абая. – Алматы, 2003.

5.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2001.

6.Педагогика. Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.

7.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. – Алматы, 2002.

8.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.