Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Автор: 
Андрей Васильченко, Татьяна Гладышева (Москва, Россия)

Важнейшую роль в жизни общества играет образование. Высшее профессиональное образование составляет основу для реализации государственной научно-образовательной политики, что обусловлено принципиально новой ролью, которая отводится как системе образования, так и педагогике высшей школы – важнейшей ее составляющей [1, с. 207-250]. В соответствии с направлениями государственной научно-образовательной политики педагогика выходит за традиционные рамки и становится ключевым фактором в формировании гражданского общества и имиджа России и стран СНГ в международном научном сообществе. Социально-экономические трансформации конца XX и начала XXI веков поставили профессиональное образование по своей стратегической значимости, а вместе с ним и педагогику высшей школы, в один ряд с новейшими техническими и технологическими направлениями, определяющими национальную безопасность любого государства и безопасность цивилизации в целом. В соответствии с запросами государства в современной деятельности системы высшего профессионального образования можно выделить две магистральные линии – формирование личности, включая самоидентификацию и непрерывное развитие, и деятельность государственной системы образования в целом – в том числе, разработку и внедрение критериев оценки эффективности деятельности вузов, освоение новых методик организации научной работы в Российской Федерации и странах СНГ, обеспечение включенности в мировое научное пространство.

Среди основных сфер влияния системы высшего профессионального образования важно отметить социальную, в которой реализуются функции транслятора государственной научно-образовательной политики и участника создания современного гражданского общества, что предполагает обеспечение социальной стабильности, формирование шкалы ценностных ориентиров. Значимая роль отводится научному творчеству как креативной составляющей в процессе обучения и воспитания личности. Создание условий для реализации творческого потенциала, мотивация на повышение научного уровня и карьерный рост, формирование подхода к науке как основе развития экономической составляющей современного общества – только часть практикоориетированных задач, стоящих перед высшей школой.

Важнейшей тенденцией является возрастание роли системы высшего профессионального образования как транслятора опыта проведения научных исследований – методов (технологий) организации научной деятельности, в том числе, при формировании и определении показателей, необходимых для идентификации образовательного учреждения, оценки эффективности его деятельности и качества подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров. Основой реформирования образовательной системы можно рассматривать реализацию четырех принципов (направлений) – интеграции, преемственности, мобильности, подготовки кадров.

Интеграция позволяет сохранять целостность научного пространства, объединять научный потенциал, отражать современные тенденции в направлениях научных исследований, обеспечивать включенность в международное научное сообщество. Интеграционные процессы в образовательных системах стран СНГ целесообразно рассматривать как необходимое условие сохранения достижений науки «доперестроечного» периода и активного участия в деятельности мирового научного сообщества с неоспоримым правом определять стратегические направления развития науки и образования в мировом масштабе. Потенциал и всестороннее развитие науки бывшего СССР даже в условиях социально-экономических трансформаций и политических коллизий позволяют сохранять влияние на тенденции развития и определять концептуальные основы научно-образовательного блока. Это не исключает использование зарубежного опыта при реформировании и дальнейшем развитии высшего профессионального образования как основы для развития образовательной системы в целом. В качестве успешной практики можно назвать проекты государственных научных фондов – Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), позволяющих проводить совместные исследования ученым различных государств. Цель таких проектов – объединение усилий авторитетных ученых для решения проблем по приоритетным направлениям науки, технологии и техники, налаживание международного взаимодействия, направленного на включение России в единое научное мировое пространство – с одной стороны, и восстановление утерянного научного потенциала в годы радикальных социально-экономических реформ конца XX и начала XXI веков – с другой. Интеграция является насущной необходимостью для современного научного знания, ориентированного на междисциплинарные проблемы, решение которых требует использования методов и достижений из различных научных областей. РГНФ проводит целевые конкурсы проектов по сложным научным проблемам гуманитарного направления, выделяя их в самостоятельный междисциплинарный блок.

Преемственность в современных условиях является актуальным направлением реформирования, которое может быть реализовано в нескольких формах: от буквальной передачи научного опыта от одного поколения ученых к другому через повышение востребованности и создание условий для включения в современную научную систему представителей науки всех возрастных категорий, в первую очередь – молодых ученых, до более всеобъемлющего – сохранения традиций советской науки в условиях иного государственного устройства и ценностного потенциала (в частности, с учетом сформированных собственных ценностных приоритетов стран постсоветского пространства), поддержания и дальнейшего развития научных связей, сохранения и формирования научных школ на базе (платформе) традиционных воззрений и позиций, научных авторитетов. Сложной, но потенциальной, перспективной в рамках преемственности, является задача сохранения самого «образа» советского ученого со шкалой присущих ему качеств, конечно, с поправкой на современность во всех научно-технических проявлениях, на новые географические и политические условия. Инварианта научного творчества позволяет осуществлять трансляцию этого феномена новым поколениям ученых, сохраняя все сильные стороны исследовательской деятельности, лишь адаптируя ее к новым условиям. Понимание необходимости восстановления утраченного в ходе реформ 90-х годов прошлого столетия обусловило инициацию ряда научных проектов, позволяющих приглашать ведущих ученых для выполнения масштабных исследований совместно с коллективами российских научных организаций и высших учебных заведений на базе создаваемых лабораторий – так называемые «мегагранты», которые призваны воссоздать в новых условиях атмосферу активного научного поиска 60-х годов прошлого века, проведение своего рода «мастер-класса» как для коллег (маститых и авторитетных ученых – именно на таких в первую очередь и ориентированы эти проекты), так и для тех, кто делает свои первые шаги в науке. Финансирование исследований выделяется на конкурсной основе и может достигать 90 миллионов рублей при сроке выполнения проектов до трех лет. Российская Федерация также организует проведение исследований при участии приглашенных ученых по проектам федеральной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Мобильность является необходимым условием функционирования современной научно-образовательной системы, и в тоже время может быть рассмотрена как форма, позволяющая реализовать процесс реформирования. Одним из видов мобильности является участие приглашенных молодых ученых в выполнении исследований в рамках одной укрупненной темы под руководством ведущего ученого на базе высшего учебного заведения, как это было реализовано в проектах федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. С другой стороны, участие ведущих ученых в проектах Министерства образования и науки Российской Федерации, государственных фондов РФФИ и РГНФ, также означает мобильность научной элиты и ротацию научного знания. Вузы должны способствовать включенности своих профессоров и преподавателей в мировое научное содружество, обеспечивая публикацию научных результатов в высокорейтинговых журналах, организуя стажировки в общепризнанных научных центрах и обмен кадрами с зарубежными университетами, участие в международных научных мероприятиях – конференциях, симпозиумах. Российским вузам есть, что предложить научному сообществу, и есть, чему поучиться. Это поможет расширению опыта участия в международных исследованиях, интегрированию в мировую научно-образовательную систему, позволит внести свой вклад в общецивилизационный процесс повышения уровня образования и образованности.

Подготовка кадров является необходимым условием, как для реализации государственной политики, так и для собственного воспроизведения системы и выполнения роли, определяемой обществом. Особенно значимо для научно-образовательной системы обеспечение квалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, интеграция научной деятельности и образовательной практики, вовлечение студентов в научные исследования и освоение ими опыта презентации полученных научных результатов. Студенты уже на вузовской скамье должны научиться писать научные статьи, приобрести навыки научной дискуссии, уметь формализовать проблему (постановка задачи, основные закономерности, уравнения, условия использования и ограничения, метод решения, реализация, выводы). Важно отметить, что современная педагогика высшей школы, реализуя свой транснаучный потенциал и широкие возможности, в современном мире оправданно приобретает статус важнейшего самостоятельного научного направления, сочетающего в себе ориентированность на развитие, широту охвата проблематики, системность и междисциплинарность, а также включающего арсенал новейших технологических приемов как из области педагогики и психологии, так и из философии, социологии, истории, филологии, а также из всего комплекса естественнонаучного и технического знания. Достижения инженерии и технологий подошли к этапу, когда можно реализовать большое количество технических инноваций. Однако возникают экономические, гуманитарные и философские вопросы, среди которых: сколько это будет стоить; на пользу ли это человечеству; не приведут ли технические изобретения к краху цивилизации. В этой связи следует отметить, что именно образовательная система в состоянии воспитать ответственную личность на этапе профессиональной подготовки. На высшую школу, в первую очередь, возлагается ответственность за формирование интеллектуальной элиты общества, во многом определяющей будущее всего человечества. Являясь накопителем и транслятором цивилизационного опыта, педагогика высшей школы активно реализует на практике все важнейшие достижения человечества, включая новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), занимает ключевые позиции в курировании ряда направлений общественного развития, среди которых важное место занимает обеспечение социально-политической и экономической стабильности государства.

Активная реализация на практике рассмотренных принципов позволит ускорить и сделать более эффективным процесс реформирования образовательной системы в соответствии с положениями государственной научно-образовательной политики. Однако при оценке результатов необходимо принимать во внимание нелинейный феномен рефракции как явления, которое сопровождает социальные процессы [2, с. 84-87], что может проявиться в возникновении неожиданных эффектов, отличных от тех, которые были описаны в прогнозных индикаторах и запланированных показателях, основанных на анализе и линейной экстраполяции результатов ранее выполненного мониторинга аналогичных процессов. При многофакторном анализе социальных процессов, к которым относится реформирование образовательной системы, могут быть выявлены и идентифицированы возможные причины неуспешности и отклонений от запланированных параметров, а также намечены подходы к корректировке административных решений и технологий их реализации в зависимости от результативности в формате реального времени.

Литература:

1. Васильченко А.Г., Гладышева Т.Н. Процессы в высшем профессиональном образовании России в период социально-экономических реформ (1985-2010 годы) // под ред. Плотникова А.Н. Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений, ч. 1. – Саратов: ЦПМ «Академия бизнеса», 2011. – 263 с.

2. Васильченко А.Г., Гладышева Т.Н. Постановка проблемы рефракции государственной научно-образовательной политики современной России // Материалы I Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория и практика», т. 2, ч. 2 Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – 424 с.