Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Автор: 
Екатерина Гапанович-Кайдалова (Гомель, Беларусь)

Современное образование взрослых – это социокультурный институт, кото­рый развивается в тесной взаимосвязи с другими институтами общества и оказы­вает опережающее влияние на все иные сферы (экономику, политику, науку, право, безопасность, идеологию, мораль). К системе последипломного образования в Республике Беларусь сегодня  предъявляются серьезные требования по повышению каче­ства образования, использованию новых форм образовательного процесса, при­менению новых информационных технологий, обеспечению интеграции обучения с управленческими и производственными процессами, гибкому реаги­рованию на запросы рыночной экономики и сферы труда (А.И. Абрамов, М.И. Демчук, Л.Д. Ермакова, О.А. Малахов, О.А. Олекс, А.М. Радьков, Г.Я. Хулуп, И.В. Шардыко и др.).

Организация последипломного обучения опирается на ряд принципов: учет прошлого опыта слушателей; активность и самостоятельность в ходе обучения; контекстность обучения (детерминированность процесса обучения профессиональными, соци­альными, бытовыми и временными факторами); свобода выбора в обучении, ин­дивидуализация; партнерство; результативность обучения; информационная до­статочность и т.д. (Т.Г. Браже, А.А. Вербицкий, Е.В. Вторина, Ю.Н. Кулюткин и др.).

Одно из приоритетных направлений реформирования образования взрос­лых в нашей стране – его информатизация, которая представляет собой внедрение в педа­гогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информа­ции, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления ин­теллектуальных возможностей обучаемых.

В современном последипломном образовании информационные тех­нологии активно используются в каче­стве: средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышаю­щего его эффективность и качество; инструмента познания окружающей действи­тельности и самопознания; средства развития личности обучаемого; объекта изу­чения; средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом; средства коммуникаций в целях распростра­нения передовых педагогических технологий; средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педаго­гического тестирования и психодиагностики; автоматизации процессов обработки результатов эксперимента и управления учебным оборудованием.

В исследованиях последних лет неоднократно подчеркивалось, что обяза­тельным условием эффективной деятельности современного специалиста явля­ется его умение осуществлять самостоятельный поиск и переработку необходи­мой информации (Н.В. Дроздова, Э.В. Котлярова, В.А. Котова, А.П. Лобанов, О.А. Олекс, В.В. Сергеенкова и др.). Система подготовки и перепод­готовки специалистов ориентирована на формирование активного субъекта дея­тельности, способного самостоятельно получать знания, применять их в трудовой и профессиональной деятельности. Социальный заказ и  потребности слушателей ИПК и ПК к самореализации и саморазвитию определяют необходимость разра­ботки методических подходов к использованию информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. На первый план выдвигаются вопросы повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе, создания оптимальных условий использова­ния информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого было выявить особенности самооценки сформированности навыков самостоятельной работы слушателей института повышения квалификации и переподготовки кад­ров УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины». Респонденты (n=45) должны были оценить степень владения различными формами самостоятельной работы, в том числе и с использованием информационных технологий. Анализ результатов показал, что наибольшие сложности у них вызывает: подготовка докладов на конференции и публикаций в периодическую печать (53,3 %); поиск материала в сети Интернет (55,6 %); обработка данных самостоятельного исследования с помощью компьютера (51,1 %). В последующих беседах в качестве основных причин слушатели называли: превалирование репродуктивного подхода при осмыслении учебного материала в традиционной системе обучения; отсутствие в старых учебных планах многих спе­циальностей предметов, направленных на знакомство студентов с компьютерными технологиями; недостаточную оснащенность современной компьютерной техникой средних учебных заведений; большой объем работы специалистов на местах, а  в силу этого, недостаток времени на проведение исследований и подготовку докладов на конференции и т.п. Таким образом, недостаточное владение слушателями ИПК и ПК методами научно-исследовательской работы, компьютерной обработки дан­ных, составления структурно-логических схем изучаемых явлений и процессов вызвано частичной утратой ими исследовательских навыков за время, прошедшее с момента окончания вуза, а также отсутствием мотивации проведения научных исследований [1].

В нашем исследовании принимали участие  слушатели, имеющие высшее педагогическое образование и работающие в различных учреждениях образова­ния. Полученные нами результаты позволяют констатировать наличие субъектив­ных проблем, связанных с использованием компьютера слушателями в процессе переподготовки и в своей профессиональной деятельности. Прежде всего, это за­частую недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов (особенно старшего поколения); низкая мотивация использования  информационных техно­логий в педагогической деятельности, нежелание уходить от привычных методов работы; боязнь из-за недостаточной информационной компетентности потерять свой статус в глазах коллег и учеников.  В ряде исследований также отмечались проблемы, вызванные необходимостью внедрения в образовательный процесс информационных технологий (О.В. Доронина, Б. Киселев, М. Моисеева, А.А. Смирнов и др.). К таковым, например, относят нежелание или неспособность учи­телей использовать компьютер, которое может зависеть от неготовности к любым инновациям, компьютерофобии, невысокого уровня мотивации к профессиональ­ной деятельности в целом и т.д.

Следовательно, при внедрении в учебный процесс информационных техно­логий целесообразно учитывать педагогические требования, предъявляемые к компьютерным средствам обучения, и особенности обучаемых (возрастные, ин­дивидуальные, уровень их подготовки, компьютерной грамотности, информаци­онной культуры и т.п.).

Так, И.В. Роберт выделяет следующие основные требования, предъявляе­мые к программным средствам: педагогические (дидактические, методические, обоснование выбора тематики учебного курса, проверка на педагогическую целе­сообразность использования и эффективность применения); технические; эргоно­мические; эстетические; требования к оформлению документации [2].

 Дидактические требования предполагают обеспечение научности содержа­ния, доступности, приспособления компьютерных средств к индивидуальным возможностям обучаемого, систематичности и последователь­ности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательно­сти обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, проч­ности усвоения материала, интерактивного диалога, развития интел­лектуального потенциала обучаемого, суггестивной обратной связи. При этом ре­ализация индивидуального подхода к обучаемому может обеспечиваться различ­ными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Выполнение дидактических требований обеспечивает прочность усвоения слушателями учебного материала, представляемого с помощью про­граммных средств. Этому в немалой степени способствует применение провероч­ного тестирования знаний, контроля на основе обратной связи (диагностика до­пущенных ошибок, их анализ, оценка результатов учебной деятельности), а также осуществление будущими специалистами  самоконтроля и самокоррекции.

К методическим требованиям относятся: необходимость учитывать своеоб­разие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследо­вания ее закономерностей; реализации современных методов обработки инфор­мации.

Эргономические требования к содержанию и оформлению программных средств обусловливают необходимость: учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, раз­личные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, за­кономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособ­ности; обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с программными средствами (например, возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачи); устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображе­ния, к расположению текста на экране, к режимам работы с программными сред­ствами.

Например,  поскольку информационные технологии активно вошли в нашу жизнь лишь в последние десятилетия, а темпы их развития растут с каждым годом, представители старшего поколения оказываются в неравных условиях с молоде­жью по причине отсутствия или недостаточности имеющихся у них знаний, уме­ний и навыков работы на компьютере. С целью преодоления этих проблем и сти­мулирования слушателей к дальнейшему профессиональному самосовершенство­ванию в учебные планы переподготовки в Республике Беларусь вводятся дисциплины, направленные на развитие у слушателей информационной культуры (например, «Информационные технологии в социально-педагогической работе», «Информационные технологии в управленческой деятельности» и т.п.).

Благодаря использованию современных информационных технологий со­здаются условия для развития личности обучаемого; повышения уровня его ком­пьютерной грамотности, информационной компетентности; развития познава­тельных процессов (например, творческого, теоретического мышления); развития коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; развития умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Кроме того, включение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий способствует повышению эффективности и качества процесса обуче­ния; появлению у слушателей дополнительной мотивации за счет использования способов обучения, обусловливающих активизацию познавательной деятельно­сти; расширению межпредметных связей (например, применение современных средств обработки информации).

В то же время исследователи отмечают ряд проблем, связанных с использо­ванием информационных технологий: свертывание социальных контактов, со­кращению практики социального взаимодействия и общения, развитие индивиду­ализма;  осложнение перехода от мысли к действию, выработка привычки рабо­тать со знаковыми системами, в то время как логика практической деятельности совсем иная; трудности применения современных поисково-навигационных си­стем (нелинейная структура найденной информации, следование по предлагае­мым ссылкам, отклонение от основного русла изложения учебного материала; из­лишки информации); сокращается живое общение педагогов и обучающихся, обучающихся между собой (особенно это характерно для дистанционного обуче­ния); чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье (Е.Ю. Бойко, Н.А. Кулешова, Е.С. Петрова, А.А. Смирнов, Ю.В. Фомичева, Л.Д. Чайнова и др.).

Таким образом, в современных условиях одним из приоритетных направлений реформирования образования взрос­лых в Республике Беларусь выступает его информатизация. Применение информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, фор­мированию у специалистов готовности  к восприятию и переработке информации, сензитивности к инновациям, повышению эффективности профессиональной деятельности. Однако, при организации учебного процесса с использованием информационных технологий необходимо принимать во внимание целый ряд требований, выполнение которых существенно влияет на его эффективность: дидактические, методические, эргономические, технические и др. Особенно важно при этом учитывать индивидуальные и возрастные особенности слушателей ИПК и ПК, уровень их информационной культуры и компьютерной грамотно­сти. Необходимо также приводить работу по формированию мотивации обучения с применением информационных технологий, по профилактике компьютерной и Интернет-зависимости.

Литература:

1.  Гапанович-Кайдалов Н.В. Самостоятельная работа как фактор эффективности самообразования / Н.В. Гапанович-Кайдалов, Е.В. Гапанович-Кайдалова // Problems of Education in the 21st Century // Pedagogical and Psychologi­cal Problems in Modern Education: International, non-periodical, peer reviewed scien-tific collection / Eds. Prof. dr. Vincentas Lamanauskas. – Siauliai, Lithuania: SMC “Scientia Educologica”, 2008. – Voll. 4. – P. 65–72.

2.  Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.