Автор:
Екатерина Гапанович-Кайдалова (Гомель, Беларусь)
Современное образование взрослых – это социокультурный институт, который развивается в тесной взаимосвязи с другими институтами общества и оказывает опережающее влияние на все иные сферы (экономику, политику, науку, право, безопасность, идеологию, мораль). К системе последипломного образования в Республике Беларусь сегодня предъявляются серьезные требования по повышению качества образования, использованию новых форм образовательного процесса, применению новых информационных технологий, обеспечению интеграции обучения с управленческими и производственными процессами, гибкому реагированию на запросы рыночной экономики и сферы труда (А.И. Абрамов, М.И. Демчук, Л.Д. Ермакова, О.А. Малахов, О.А. Олекс, А.М. Радьков, Г.Я. Хулуп, И.В. Шардыко и др.).
Организация последипломного обучения опирается на ряд принципов: учет прошлого опыта слушателей; активность и самостоятельность в ходе обучения; контекстность обучения (детерминированность процесса обучения профессиональными, социальными, бытовыми и временными факторами); свобода выбора в обучении, индивидуализация; партнерство; результативность обучения; информационная достаточность и т.д. (Т.Г. Браже, А.А. Вербицкий, Е.В. Вторина, Ю.Н. Кулюткин и др.).
Одно из приоритетных направлений реформирования образования взрослых в нашей стране – его информатизация, которая представляет собой внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.
В современном последипломном образовании информационные технологии активно используются в качестве: средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество; инструмента познания окружающей действительности и самопознания; средства развития личности обучаемого; объекта изучения; средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом; средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий; средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики; автоматизации процессов обработки результатов эксперимента и управления учебным оборудованием.
В исследованиях последних лет неоднократно подчеркивалось, что обязательным условием эффективной деятельности современного специалиста является его умение осуществлять самостоятельный поиск и переработку необходимой информации (Н.В. Дроздова, Э.В. Котлярова, В.А. Котова, А.П. Лобанов, О.А. Олекс, В.В. Сергеенкова и др.). Система подготовки и переподготовки специалистов ориентирована на формирование активного субъекта деятельности, способного самостоятельно получать знания, применять их в трудовой и профессиональной деятельности. Социальный заказ и потребности слушателей ИПК и ПК к самореализации и саморазвитию определяют необходимость разработки методических подходов к использованию информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. На первый план выдвигаются вопросы повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе, создания оптимальных условий использования информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого было выявить особенности самооценки сформированности навыков самостоятельной работы слушателей института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины». Респонденты (n=45) должны были оценить степень владения различными формами самостоятельной работы, в том числе и с использованием информационных технологий. Анализ результатов показал, что наибольшие сложности у них вызывает: подготовка докладов на конференции и публикаций в периодическую печать (53,3 %); поиск материала в сети Интернет (55,6 %); обработка данных самостоятельного исследования с помощью компьютера (51,1 %). В последующих беседах в качестве основных причин слушатели называли: превалирование репродуктивного подхода при осмыслении учебного материала в традиционной системе обучения; отсутствие в старых учебных планах многих специальностей предметов, направленных на знакомство студентов с компьютерными технологиями; недостаточную оснащенность современной компьютерной техникой средних учебных заведений; большой объем работы специалистов на местах, а в силу этого, недостаток времени на проведение исследований и подготовку докладов на конференции и т.п. Таким образом, недостаточное владение слушателями ИПК и ПК методами научно-исследовательской работы, компьютерной обработки данных, составления структурно-логических схем изучаемых явлений и процессов вызвано частичной утратой ими исследовательских навыков за время, прошедшее с момента окончания вуза, а также отсутствием мотивации проведения научных исследований [1].
В нашем исследовании принимали участие слушатели, имеющие высшее педагогическое образование и работающие в различных учреждениях образования. Полученные нами результаты позволяют констатировать наличие субъективных проблем, связанных с использованием компьютера слушателями в процессе переподготовки и в своей профессиональной деятельности. Прежде всего, это зачастую недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов (особенно старшего поколения); низкая мотивация использования информационных технологий в педагогической деятельности, нежелание уходить от привычных методов работы; боязнь из-за недостаточной информационной компетентности потерять свой статус в глазах коллег и учеников. В ряде исследований также отмечались проблемы, вызванные необходимостью внедрения в образовательный процесс информационных технологий (О.В. Доронина, Б. Киселев, М. Моисеева, А.А. Смирнов и др.). К таковым, например, относят нежелание или неспособность учителей использовать компьютер, которое может зависеть от неготовности к любым инновациям, компьютерофобии, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и т.д.
Следовательно, при внедрении в учебный процесс информационных технологий целесообразно учитывать педагогические требования, предъявляемые к компьютерным средствам обучения, и особенности обучаемых (возрастные, индивидуальные, уровень их подготовки, компьютерной грамотности, информационной культуры и т.п.).
Так, И.В. Роберт выделяет следующие основные требования, предъявляемые к программным средствам: педагогические (дидактические, методические, обоснование выбора тематики учебного курса, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); технические; эргономические; эстетические; требования к оформлению документации [2].
Дидактические требования предполагают обеспечение научности содержания, доступности, приспособления компьютерных средств к индивидуальным возможностям обучаемого, систематичности и последовательности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения материала, интерактивного диалога, развития интеллектуального потенциала обучаемого, суггестивной обратной связи. При этом реализация индивидуального подхода к обучаемому может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Выполнение дидактических требований обеспечивает прочность усвоения слушателями учебного материала, представляемого с помощью программных средств. Этому в немалой степени способствует применение проверочного тестирования знаний, контроля на основе обратной связи (диагностика допущенных ошибок, их анализ, оценка результатов учебной деятельности), а также осуществление будущими специалистами самоконтроля и самокоррекции.
К методическим требованиям относятся: необходимость учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.
Эргономические требования к содержанию и оформлению программных средств обусловливают необходимость: учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности; обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с программными средствами (например, возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачи); устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране, к режимам работы с программными средствами.
Например, поскольку информационные технологии активно вошли в нашу жизнь лишь в последние десятилетия, а темпы их развития растут с каждым годом, представители старшего поколения оказываются в неравных условиях с молодежью по причине отсутствия или недостаточности имеющихся у них знаний, умений и навыков работы на компьютере. С целью преодоления этих проблем и стимулирования слушателей к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию в учебные планы переподготовки в Республике Беларусь вводятся дисциплины, направленные на развитие у слушателей информационной культуры (например, «Информационные технологии в социально-педагогической работе», «Информационные технологии в управленческой деятельности» и т.п.).
Благодаря использованию современных информационных технологий создаются условия для развития личности обучаемого; повышения уровня его компьютерной грамотности, информационной компетентности; развития познавательных процессов (например, творческого, теоретического мышления); развития коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; развития умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Кроме того, включение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий способствует повышению эффективности и качества процесса обучения; появлению у слушателей дополнительной мотивации за счет использования способов обучения, обусловливающих активизацию познавательной деятельности; расширению межпредметных связей (например, применение современных средств обработки информации).
В то же время исследователи отмечают ряд проблем, связанных с использованием информационных технологий: свертывание социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, развитие индивидуализма; осложнение перехода от мысли к действию, выработка привычки работать со знаковыми системами, в то время как логика практической деятельности совсем иная; трудности применения современных поисково-навигационных систем (нелинейная структура найденной информации, следование по предлагаемым ссылкам, отклонение от основного русла изложения учебного материала; излишки информации); сокращается живое общение педагогов и обучающихся, обучающихся между собой (особенно это характерно для дистанционного обучения); чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье (Е.Ю. Бойко, Н.А. Кулешова, Е.С. Петрова, А.А. Смирнов, Ю.В. Фомичева, Л.Д. Чайнова и др.).
Таким образом, в современных условиях одним из приоритетных направлений реформирования образования взрослых в Республике Беларусь выступает его информатизация. Применение информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, формированию у специалистов готовности к восприятию и переработке информации, сензитивности к инновациям, повышению эффективности профессиональной деятельности. Однако, при организации учебного процесса с использованием информационных технологий необходимо принимать во внимание целый ряд требований, выполнение которых существенно влияет на его эффективность: дидактические, методические, эргономические, технические и др. Особенно важно при этом учитывать индивидуальные и возрастные особенности слушателей ИПК и ПК, уровень их информационной культуры и компьютерной грамотности. Необходимо также приводить работу по формированию мотивации обучения с применением информационных технологий, по профилактике компьютерной и Интернет-зависимости.
Литература:
1. Гапанович-Кайдалов Н.В. Самостоятельная работа как фактор эффективности самообразования / Н.В. Гапанович-Кайдалов, Е.В. Гапанович-Кайдалова // Problems of Education in the 21st Century // Pedagogical and Psychological Problems in Modern Education: International, non-periodical, peer reviewed scien-tific collection / Eds. Prof. dr. Vincentas Lamanauskas. – Siauliai, Lithuania: SMC “Scientia Educologica”, 2008. – Voll. 4. – P. 65–72.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.