Автор:
Людмила Губчик (Гомель, Беларусь)
Проблема правового воспитания подрастающего поколения занимает одно из важных мест в современных научных исследованиях, что обусловлено изменениями в культурно-исторической и социально-экономической ситуации в стране; социальным заказом на воспитание правопослушной личности, способной адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим условиям. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь [1] формование правовой культуры личности утверждается как одна из основных составляющих воспитания, позволяющая реализовать важнейшие правовые ценности, лежащие в основе её мировоззрения, выбирать линию поведения в соответствии с правовыми нормами, в рамках закона выражать отношение к обществу и самому себе.
В литературе выделяется целый ряд подходов к правовому воспитанию: философский (И.А. Ильин, А.Г. Спиркин и др.); системный (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.С. Лазарев и др.); компетентностный (Ю.А. Тихомиров, А.В. Хуторской); интегративно-деятельностный (Н.В. Ипполитова, Г.Гревцова, Н.М. Халимова и др.); теории и технологии правового воспитания (А.Ф. Никитин, Е.А. Певцова, Н.И. Элиасберг и др.); психологический (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова и др.).
Правовое воспитание выступает как многоцелевая деятельность педагогов, учащихся, родителей, правоохранительных органов, аккумулирует правовой опыт и транслирует правовую культуру (И.А. Ильин, А.Г. Спиркин, Ю.А. Тихомиров, А.В. Хуторской, А.Ф. Никитин, Е.А. Певцова, С.А. Хасанова и др.). Так, С.А. Хасанова подчеркивает, что правовоспитательная работа обладает субъективной направленностью, нацелена на развитие самого человека, его правовой компетентности. Исходя из этого, она рассматривает правовое воспитание как «целостный педагогический процесс, основанный на специально организованной, сознательно осуществляемой, систематической, взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания (государственных органов, общественных организаций, педагогов, родителей, учащихся) по трансляции правовой культуры, правового опыта с учетом потенциальных возможностей воспитанников, с целью формирования у них правовой компетентности» [4, с. 10].
А.А.Кваша, О.П.Николаева, Е.А.Певцова, А.А.Черемисина и другие ученые считают, что сущность данного процесса состоит в переводе внешнего, объективного (правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов) во внутреннее, субъективное личностное достояние воспитанников (правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом).
В системе правового образования важное место занимает понятие правовой компетентности. Анализ исследований (Е.А. Гришина, Л.М. Матвиенко, Ю.А. Тихомиров, М.А. Чошанов, С.А. Хасанова и др.) позволил выделить следующие компоненты в структуре правовой компетентности: когнитивный (выполняет информационно-образовательную функцию, отражается в степени правовой информированности и осознания значимости правовых знаний мотивационно-ценностный и деятельностный); мотивационно-ценностный (выполняет ориентационную функцию, направлен на развитие у подростков ценностных ориентаций, положительной мотивации законопослушной деятельности); деятельностный (предполагает формирование правовой компетентности в социальной практике, путем действий в реальной обстановке или смоделированных учебных ситуациях). Выявленные компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи и позволяют представить правовую компетентность как сложное личностное образование, в котором в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения.
Содержание процесса правового воспитания определяется с учетом его функций, цели, задач и может быть представлено тремя блоками:
– информативно-ориентационный блок (обеспечение учащихся знаниями о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; о правах и обязанностях государства и граждан по отношению друг к другу, о системе права; определение оптимума или достаточного минимума правовой информации);
– мотивационно-стимулирующий блок (развитие у школьников интереса к вопросам права, формирование положительной мотивации законопослушной деятельности; правовых установок и ценностно-правовых ориентаций; утверждение в сознании учащихся взглядов и убеждений, обеспечивающих уважение к праву; воспитание высокой сознательности учащихся, развитие постоянной потребности в улучшении существующей правовой системы);
– деятельностно-практический блок (обеспечение учащихся опытом правопослушной деятельности, развитие умений выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; умений видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; умений использовать механизмы и средства правового разрешения проблем; создание ситуаций, максимально приближенных к реальной практической деятельности правового характера для приобретения школьниками опыта правомерного и социально активного поведения).
По мнению К.Ю. Логиновой, процесс правового воспитания должен включать в себя: правовое просвещение, которое является важным превентивным фактором, способным предотвратить противоправное поведение ребенка; воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения; воспитание осознания у ребенка ценности для общества его личного вклада в правоприменение, личной ответственности в целом [2].
Опираясь на психологические и социально-педагогические исследования в области воспитания учащихся подросткового возраста (Л.И. Божович, В.В. Бойко, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова, А.А. Реан, В.Г. Степанов, Э. Эриксон и др.), можно выделить следующие особенности правового воспитания подростков: направленность на формирование правосознания подростков на основе усвоения воспитанниками системы правовых норм и правовых предписаний, установленных государством; создание условий для включения воспитанников в различную по видам, формам и содержанию социально-значимую деятельность, использования возможностей ведущей для данного возраста деятельности; развитие готовности к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов; к достижению договоренностей; организацию специальной работы с детьми с отклоняющимся (девиантным) поведением.
Внимание исследователей привлекали также вопросы повышения эффективности правового воспитания. В частности, С.А. Хасанова выделила ряд педагогических условий, способствующим повышению эффективности процесса правового воспитания: актуализация теоретических знаний учащихся посредством введения правовых курсов; расширение опыта правопослушной деятельности; использование педагогического мониторинга и самомониторинга для получения объективной информации о результативности осуществляемого процесса и его оперативной коррекции [4].
Многие исследователи (С.С. Алексеев, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц, В.Н. Кудрявцев и др.) отмечают, что понимание нравственного содержания права определяет его важнейшее место в целостном процессе становления личности. В связи с этим формирование правовой культуры личности учащегося в условиях общеобразовательной школы осуществляется в тесной связи с нравственным воспитанием (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг и др.). Исходя из этого правовая культура личности рассматривается как способность к усвоению нравственно-правовых знаний, их адекватной оценке и умение строить свою жизнедеятельность в соответствии с нравственно-правовыми ценностями и нормами.
Методика воспитания правовой культуры является «системой связанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий всех участников воспитательного процесса, направленных на развитие личности, способной стать субъектом жизнедеятельности в соответствии с нормами морали и права, требованиями общества и государства, на осознание себя гражданином своего государства» [5, с. 4]. При этом воспитательная работа среди подростков должна быть направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями. Воспитание правовой культуры учащихся должно основываться на системе ценностей, действующих в сфере права и морали: законности, справедливости, свободе и ответственности, достоинстве, совести, толерантности. Эти ценности определяют направленность поведения учащегося, способствуют взаимодействию потребностей, интересов, ценностей личности и общества.
В.П. Сальников [3] выделяет в правовой культуре личности находящиеся в неразрывном единстве компоненты: правовые знания, правовые чувства (отношения) и деятельность индивида в правовой сфере. Поэтому процесс формирования правовой культуры личности предполагает гармоничное развитие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.
Формирование нравственно-правовых знаний о праве выступает как интеллектуальная основа правовой культуры (когнитивный компонент). Это система взглядов на действующее или желаемое право, на правовую жизнь в целом. Она характеризует уровень ценностных понятий. Степень развития правовых знаний учащихся зависит от системности и целостности их усвоения, понимания взаимодействия и взаимосвязи нравственных и правовых норм.
Эмоционально-оценочный компонент включает правовые чувства (отношения), характеризующие переживания, чувства учащихся, основанные на оценке ими правовых явлений и фактов. Необходимо развивать у подростков характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, отзывчивость, стыд, эмпатию и др. Отношение к праву обусловливают элементы мотивационной сферы личности: потребности, интересы, ожидания, мотивы и эталоны поведения. Целесообразно формировать у подростков правомерность и обоснованность отношения к нравственным и правовым нормам (бережное отношение к человеку, к своим обязанностям, справедливость, признание личной ответственности за свои поступки и др.). Развитие этой сферы способствует формированию воли учащегося, умения управлять собой и регулировать свои поступки и поведение.
В поведенческом компоненте воплощается сформированная у подростка способность строить и регулировать свою жизнедеятельность в соответствии с нравственно-правовыми нормами, отражаются конкретные планы действий в ситуациях правового выбора, его готовность вести себя соответственно принятым в обществе нормам. Это предусматривает развитие у личности способности ставить цели и находить средства их достижения, а также ориентацию на законность, справедливость, достоинство, совесть, свобода и ответственность. В этом случае подросток способен вести себя в соответствии с нравственно-правовыми нормами и моделировать последствия их нарушения.
В процессе воспитания правовой культуры учащихся должны реализовываться их потребности: «в обогащении знаниями о нормах морали и права как регуляторах поведения человека, отношений с другими людьми, обществом, государством; в развитии нравственных чувств и переживаний, формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, способности к оценке себя, своего поведения и действий других людей, основанной на нравственно-правовых ценностях; в формировании навыков правомерного поведения, накоплении опыта разрешения жизненных ситуаций, требующих осознанного выбора поведения с учётом требований морали и права, развитии способности к такому выбору согласно принятым в обществе нравственно-правовым ценностям» [5, с. 7].
Таким образом, анализ исследований по проблеме правового воспитания позволил нам определить приоритетные направления работы социального педагога: знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, раскрывающими права и обязанности несовершеннолетних; формирование адекватной самооценки; оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов в сфере права и ответственности за конечные результаты любой деятельности; воспитание терпимости, неразрывно связанной с чувством собственного достоинства; профилактика противоправного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании; создание условий для самовыражения и самореализации творческих способностей учащихся.
Литература:
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.02.2013.
2. Логинова К.Ю. Правовое воспитание и обучение как основа системы предупреждения преступности несовершеннолетних / К.Ю. Логинова // Российское государство и право: традиции, современность, будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С. 166–167.
3. Сальников, В.П. Правовая культура общества: понятие и структура / В.П. Сальников // Вопросы теории государства и права. Вып. 7. – Саратов: Саратовский гос. ун-т, 1986. – С.44–54.
4. Хасанова С.А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе / С.А. Хасанова. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2007. – 21 с.
5. Царик И.А. Воспитание правовой культуры школьников / И.А. Царик // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 5. – С. 3–9.
Научный руководитель:
кандидат психол. наук, доцент Гапанович-Кайдалова Е. В.