Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Автор: 
Людмила Губчик (Гомель, Беларусь)

Проблема правового воспитания подрастающего поколения занимает одно из важных мест в современных научных исследованиях, что обусловлено изменениями в культурно-исторической и социально-экономической ситуации в стране; социальным заказом на воспитание правопослушной личности, способной адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим условиям. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь [1] фор­мование правовой культуры личности утверждается как одна из основных составляющих вос­питания, позволяющая реализовать важнейшие правовые ценности, лежащие в основе её мировоззрения, выбирать линию по­ведения в соответствии с правовыми нормами, в рамках закона выражать отношение к обществу и самому себе.

В литературе выделяется целый ряд подходов к правовому воспитанию: философский (И.А. Ильин, А.Г. Спиркин и др.);  системный (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.С. Лазарев и др.); компетентностный (Ю.А. Тихомиров, А.В. Хуторской); интегративно-деятельностный (Н.В. Ипполитова, Г.Гревцова, Н.М. Халимова и др.); теории и технологии правового воспитания (А.Ф. Никитин, Е.А. Певцова, Н.И. Элиасберг и др.); психологический (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова и др.).

Правовое воспитание выступает как многоцелевая деятельность педагогов, учащихся, родителей, правоохранительных органов, аккумулирует правовой опыт и транслирует правовую культуру (И.А. Ильин, А.Г. Спиркин, Ю.А. Тихомиров, А.В. Хуторской, А.Ф. Никитин, Е.А. Певцова, С.А. Хасанова и др.). Так, С.А. Хасанова подчеркивает, что правовоспитательная работа обладает субъективной направленностью, нацелена на развитие самого человека, его правовой компетентности. Исходя из этого, она рассматривает правовое воспитание как «целостный педагогический процесс, основанный на специально организованной, сознательно осуществляемой, систематической, взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания (государственных органов, общественных организаций, педагогов, родителей, учащихся) по трансляции правовой культуры, правового опыта с учетом потенциальных возможностей воспитанников, с целью формирования у них правовой компетентности» [4, с. 10].

А.А.Кваша, О.П.Николаева, Е.А.Певцова, А.А.Черемисина и другие ученые считают, что сущность данного процесса состоит в переводе внешнего, объективного (правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов) во внутреннее, субъективное личностное достояние воспитанников (правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом).

В системе правового образования важное место занимает понятие правовой компетентности. Анализ исследований (Е.А. Гришина, Л.М. Матвиенко, Ю.А. Тихомиров, М.А. Чошанов, С.А. Хасанова и др.) позволил выделить следующие  компоненты в структуре правовой компетентности: когнитивный (выполняет информационно-образовательную функцию, отражается в  степени правовой информированности и осознания значимости правовых знаний мотивационно-ценностный и деятельностный); мотивационно-ценностный (выполняет ориентационную функцию, направлен на развитие у подростков ценностных ориентаций, положительной мотивации законопослушной деятельности); деятельностный (предполагает формирование правовой компетентности в социальной практике, путем действий в реальной обстановке или смоделированных учебных ситуациях). Выявленные компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи и позволяют представить правовую компетентность как сложное личностное образование, в котором в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения.

Содержание процесса правового воспитания определяется с учетом его функций, цели, задач и может быть представлено тремя блоками:

– информативно-ориентационный блок (обеспечение учащихся знаниями о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; о правах и обязанностях государства и граждан по отношению друг к другу, о системе права; определение оптимума или достаточного минимума правовой информации);

– мотивационно-стимулирующий блок (развитие у школьников интереса к вопросам права, формирование положительной мотивации законопослушной деятельности; правовых установок и ценностно-правовых ориентаций; утверждение в сознании учащихся взглядов и убеждений, обеспечивающих уважение к праву; воспитание высокой сознательности учащихся, развитие постоянной потребности в улучшении существующей правовой системы);

– деятельностно-практический блок (обеспечение учащихся опытом правопослушной деятельности, развитие умений выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; умений видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; умений использовать механизмы и средства правового разрешения проблем; создание ситуаций, максимально приближенных к реальной практической деятельности правового характера для приобретения школьниками опыта правомерного и социально активного поведения).

По мнению К.Ю. Логиновой, процесс правового воспитания должен включать в себя: правовое просвещение, которое является важным превентивным фактором, способным предотвратить противоправное поведение ребенка; воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения; воспитание осознания у ребенка ценности для общества его личного вклада в правоприменение, личной ответственности в целом [2].

Опираясь на психологические и социально-педагогические исследования в области воспитания учащихся подросткового возраста (Л.И. Божович, В.В. Бойко, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова, А.А. Реан, В.Г. Степанов, Э. Эриксон и др.), можно выделить следующие особенности правового воспитания подростков: направленность на формирование правосознания подростков на основе усвоения воспитанниками системы правовых норм и правовых предписаний, установленных государством; создание условий для включения воспитанников в различную по видам, формам и содержанию социально-значимую деятельность, использования возможностей ведущей для данного возраста деятельности; развитие готовности к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов; к достижению договоренностей; организацию специальной работы с детьми с отклоняющимся (девиантным) поведением.

Внимание исследователей привлекали также вопросы повышения эффективности правового воспитания. В частности,  С.А. Хасанова  выделила ряд педагогических условий, способствующим повышению эффективности процесса правового воспитания: актуализация теоретических знаний учащихся посредством введения правовых курсов;  расширение опыта правопослушной деятельности; использование педагогического мониторинга и самомониторинга для получения объективной информации о результативности осуществляемого процесса и его оперативной коррекции [4].

Многие исследователи (С.С. Алексеев, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц, В.Н. Кудрявцев и др.) отмечают, что понимание нравственного содержания права определяет его важнейшее мес­то в целостном процессе становления личнос­ти. В связи с этим формирование правовой куль­туры личности учащегося в условиях общеобразовательной школы осуществляется в тесной связи с нравственным воспитанием (Г.П. Давы­дов, Г.А. Кузнецов, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг и др.). Исходя из этого право­вая культура личности рассматривается как способность к усвоению нравственно-правовых зна­ний, их адекватной оценке и умение стро­ить свою жизнедеятельность в соответствии с нравственно-правовыми ценностями и норма­ми.

Методика воспитания правовой культуры является «системой связанных между собой и пос­ледовательных педагогических взаимодействий всех участников воспитательного процесса, направленных на развитие личности, способной стать субъектом жизнедеятельности в соответ­ствии с нормами морали и права, требованиями общества и государства, на осознание себя граж­данином своего государства» [5, с. 4]. При этом воспитательная работа среди подростков должна быть направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями. Воспитание правовой культуры уча­щихся должно основываться на системе ценнос­тей, действующих в сфере права и морали: закон­ности, справедливости, свободе и ответственнос­ти, достоинстве, совести, толерантности. Эти цен­ности определяют направленность поведения учащегося, способствуют взаимодействию пот­ребностей, интересов, ценностей личности и об­щества.

В.П. Сальников [3] выделяет в правовой культуре личности находящиеся в неразрывном единстве компоненты: правовые знания, пра­вовые чувства (отношения) и деятельность индивида в правовой сфере. Поэтому процесс формирования правовой культуры лич­ности предполагает гармоничное развитие когнитивного, эмоционально-оце­ночного и поведенческого компонентов.

Формирование нравственно-правовых знаний о праве выступает как интеллектуальная основа правовой культуры (когнитивный компонент). Это система взглядов на действующее или желаемое право, на правовую жизнь в целом. Она характе­ризует уровень ценностных понятий. Степень развития правовых знаний учащихся за­висит от системности и целостности их усвоения, понимания взаимодействия и взаимосвязи нрав­ственных и правовых норм.

Эмоционально-оценочный компонент включает правовые чувства (отношения), характеризу­ющие переживания, чувства учащихся, основанные на оценке ими правовых явлений и фактов. Необходимо развивать у подростков характер нравственных пережи­ваний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, отзыв­чивость, стыд, эмпатию и др. Отношение к праву обусловливают элементы мотивационной сферы личности: потребности, интересы, ожидания, мо­тивы и эталоны поведения. Целесообраз­но формировать у подростков правомерность и обоснованность отношения к нравственным и правовым нормам (бережное отношение к человеку, к сво­им обязанностям, справедливость, признание личной ответственности за свои поступки и др.). Развитие этой сферы способ­ствует формированию воли учащегося, умения управлять собой и регулировать свои поступки и поведение.

В поведенческом компоненте воплощается сформированная у подростка спо­собность строить и регулировать свою жизнеде­ятельность в соответствии с нравственно-правовыми нормами, отражаются конкретные планы действий в ситуациях правового выбора, его готовность вести себя соответственно принятым в обществе нормам. Это предусматривает развитие у личности способности ставить цели и находить средства их достижения, а также ориентацию на законность, справедливость, достоинство, совесть, свобода и ответственность. В этом случае подросток способен вести себя в соответствии с нравственно-правовыми нормами и моделировать последствия их нарушения.

В процессе воспитания правовой культуры учащихся должны реализовываться их потребнос­ти: «в обогащении знаниями о нормах мора­ли и права как регуляторах поведения челове­ка, отношений с другими людьми, обществом, государством; в развитии нравственных чувств и пережи­ваний, формировании опыта эмоционально-цен­ностного отношения к нравственно-правовым нормам, способности к оценке себя, своего пове­дения и действий других людей, основанной на нравственно-правовых ценностях; в формировании навыков правомерного по­ведения, накоплении опыта разрешения жизнен­ных ситуаций, требующих осознанного выбора поведения с учётом требований морали и права, развитии способности к такому выбору соглас­но принятым в обществе нравственно-правовым ценностям» [5, с. 7].

Таким образом, анализ исследований по проблеме правового воспитания позволил нам определить приоритетные направления работы социального педагога: знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, раскрывающими права и обязанности несовершен­нолетних; формирование адекват­ной самооценки; оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов в сфере права и ответственности за конечные результаты любой деятельности; воспитание терпимости, неразрыв­но связанной с чувством собственного достоинства; профилактика противоправного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании; создание условий для самовыражения и само­реализации творческих способностей учащихся.

 

Литература:

1.  Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.02.2013.

2.  Логинова К.Ю. Правовое воспитание и обучение как основа системы предупреждения преступности несовершеннолетних / К.Ю. Логинова // Российское государство и право: традиции, современность, будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С. 166–167.

3.  Сальников, В.П. Правовая культура общества: понятие и структура / В.П. Сальников // Вопросы теории государства и права. Вып. 7. – Саратов: Саратовский гос. ун-т, 1986. – С.44–54.

4.  Хасанова С.А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе / С.А. Хасанова. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2007. – 21 с.

5.  Царик И.А. Воспитание правовой культуры школьников / И.А. Царик // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 5. – С. 3–9.

 

Научный руководитель:

кандидат психол. наук, доцент Гапанович-Кайдалова Е. В.