Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Автор: 
Шынар Ележанова (Атырау, Казахстан)

 

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео, электронные пособия).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На мой взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [1].

Новые технические средства открывают возможности распрос­транения знаний через информационную среду, доступность получения более глубокого образования с применением электронных учебников, обучающих, и тестирующих программ.

Преподаватель, работая со студентами, желает за меньший период времени предоставить как можно больше информации. Вот почему педагоги постоянно уделяют внимание поиску новых форм обучения, методов, позволяющих повысить эффективность усвоения материала. Неудивительно, что с появлением первых компьютеров стали делаться попытки создания обучающих программ. Одной из первых попыток стало создание в Стэндфордском университете профессором Аткинсоном компьютерной системы обучения языку программирования Basic. Использование обучающих программ и электронных пособий возможно на всех этапах, составляющих процесс обучения: представление нового материала студенту, закрепление во время выполнения лабораторных занятий, проверка усвоения им изучаемых знаний, уточнение содержания материала и методов его представления.

Проверенный десятилетиями, традиционный подход к обучению не утратил права на существование, но в наше время его уже заметно потеснили альтернативные концепции и оригинальные методы обучения. Компьютерные программы активно внедряются практически во все сферы человеческой деятельности. Разработка первых электронных пособий началась с появлением первых персональных компьютеров. Современные электронные пособия позволяют улучшить процесс обучения, помогают быстрее, глубже и интереснее передать информацию, а также проконтролировать знания, умения и навыки.

Современное образование не может быть качественным без использования в процессе обучения персональных компьютеров. С появлением мультимедийных обучающих программ заметно повысился уровень усвоения информации пользователями.

Не смотря на множество уже существующих электронных учебников и пособий, порой бывает трудно найти то, что надо преподнести именно на конкретном занятии: информации так много, а время занятия ограниченно – его очень жалко тратить на поиски. Со своей стороны, стараюсь создавать электронные пособия, которые будут соответствовать содержанию лекционного или практического занятия по определенной дисциплине.

Как пример, рассмотрим электронное наглядное пособие по закреплению темы «Мультимедийные возможности языка программирования Delphi». В основном для создания подобных пособий, я пользуюсь языком программирования Delphi 7.0. На титульном листе надо четко указать тему, цель занятия, приобретаемые навыки и умения (рис. 1). При необходимости можно описать пререквизиты данной дисциплины [2].

 

Рис.1. Титульный лист электронного пособия

 

Не смотря на то, что данное пособие предназначается для лабораторного занятия, считаю необходимым помещать не только практическую часть, но и теорию, список рекомендуемой литературы. Данное окно (рис. 2) не должно быть броским, ярким, отвлекающим внимание.

 

Рис.2. Окно содержания электронного пособия

 

Содержание теоретического материала обязано быть кратким, но полным. Студенты должны суметь найти любой ответ на вопрос по ходу выполнения задания. Ничего лишнего – только самое главное.

 

Рис.3. Теоретическая часть электронного пособия

 

Все переходы между формами осуществляются процедурой типа [3]:

FormN.show;

FormM.Hide;

Сам теоретический материал показывается в отдельном окне WebBrowser (рис. 4).

 

Рис. 4. Окно вывода теоретического материала

 

Удобство заключается в том, что все документы напечатаны на текстовом редакторе Microsoft Word, и являются входными файлами. То есть, если преподаватель найдет более лучший новый материал, ему не надо будет переделывать все электронное пособие, а необходимо только пересохранить текстовый документ под старым именем. Сама процедура взаимосвязи следующая:

Form8.WebBrowser1.Navigate(ExtractFileDir(application.ExeName)+'\Теор\ВВЕДЕНИЕ.htm');

Практическая часть содержит несколько задач, которые относятся конкретно к данной теме. Обычно их количество 3-5: именно столько, сколько под силу студентам на одно занятие (рис. 5) [4]. Задачи подбираются разнообразные, охватывающие весь теоретический материал, изученный ранее.

 

Рис.5. Окно задач лабораторной работы

 

Для повышения понимания студентами материала, я предоставляю письменное описания решения задачи, с указанием основных используемых компонентов и процедур, а также рекомендуемое окно формы приложения (рис. 6).

 

Рис.6. Окно пояснения поставленной задачи

 

Для полного понимания студентами требования к работающему приложению, существует кнопка «Запустить», которая демонстрирует работающую программу. Например, работающий MP3 Player (рис. 7).

 

Рис.7. Приложение в запущенном виде

 

Наличие в электронном пособии продуманных элементов навигации предусматривает более адекватное восприятие материала и способствует развитию навыков работы в обучаемой дисциплине [5].

Информатизация обучения требует от преподавателей и студентов компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии [6]. В ее структуру входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;

  • знание современных программных оболочек и операционных систем общего назначения и владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ;

  • использование возможностей компьютерных сетей.

 

Использованная литература:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М, 1994

  2. Архангельский А.Я. «Программирование в Delphi 6». М., БИНОМ, 2004 г.

  3. Архангельский А.Я «100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi». БИНОМ, 2002 г.

  4. Культин Н.Б. «Основы программирования в Delphi 7». СПб, БХБ-Петербург, 2003 г.

  5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на при­мере общетехнических дисциплин). Астрахань, ЦНТЭП, 1999 г.

  6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М. 1994