Автор:
Гульнара Ихсанова (Атырау, Казахстан)
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Н. А. Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире»
«Актуальность поликультурного и полилингвального обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. Полилингвальное обучение мы понимаем как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов». [1.]
Наша страна входит в новый этап развития.
Интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление становятся главными ценностями нового Казахстана. Главная при этом задача – обеспечить конкурентоспособность нации и эффективное вхождение государства в мировую систему развитых стран.
В своей программной статье, посвященной идее формирования Общества Всеобщего Труда, Глава государства выдвинул ряд важных поручений для сферы образования.
Это еще раз показывает огромное внимание, которое Лидер Нации уделяет решению социальных вопросов, сфере образования, учителям и молодежи.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом, к 2020 году 100% казахстанцев должны овладеть казахским, 95% – русским и 25% – английским языками. В целях реализации поручения Главы государства о внедрении полиязычного образования в Казахстане осуществляются системные мероприятия. Для роста качества и конкурентоспособности среднего образования необходимо продолжить работу по внедрению полиязычия. Переход казахстанских вузов на полиязычие уже начат на пилотной основе. В стране уже функционируют 33 школы с обучением на трех языках. На английском языке изучают математику, физику, информатику, химию, биологию, географию. Вузы готовят полиязычных учителей средних школ.
С 2013-2014 учебного года начнется обучение английскому языку с первого класса. Для такой модели мы должны подготовить новое поколение педагогов.
«На первом этапе это будут определенные специальности в отдельных вузах, а по мере наработки опыта и кадрового резерва данная практика будет расширяться. Здесь не должно быть никакого формализма – такие вузы должны стать настоящими «лоцманами» для продвижения всей высшей школы к полиязычию.» [1.]
В контексте полиязычия разработан ГОСО педагогических специальностей, предусматривающий специализацию по подготовке учителя-предметника со знанием иностранного языка. В перечень базовых дисциплин типовых учебных планов включены дисциплины «Профессиональный казахский/русский», «Профессионально-ориентированный иностранный язык». Несомненно, что программы обучения в рамках академической мобильности студентов должны быть встроены в систему полиязычной подготовки. В связи с этим, видимо, следует предусмотреть приоритетное финансирование академической мобильности обучающихся именно педагогических и вузов, готовящих педагогические кадры, как один из эффективных путей первичной подготовки.
Одной из актуальных проблем для нас является совершенствование вузовского интернет-ресурса по образцу ведущих зарубежных вузов. В Казахстане начато масштабное финансирование программ внешней академической мобильности студентов. В течение академического периода они будут проходить обучение за рубежом за счет государства.
Мониторинг в области оценки качества образования, анализ состояния системы, качественных и количественных изменений в ней, тенденций развития в контексте межрегионального и международного сопоставлений требуют подготовки специалистов, умеющих их квалифицированно осуществлять. Для этого необходимо уже на уровне бакалавриата готовить кадры в области «педагогических измерений».
Развитие системы дополнительного образования требует специальной подготовки квалифицированных кадров. Причем готовить всех этих специалистов надо только в педагогических вузах.
Будущие учителя должны учиться в среде, насыщенной живой, жизненной педагогикой. Преобладание пассивных методов обучения в вузе и оторванность от школы, детского сада не сформируют у педагога готовность к реалиям школьной жизни и дошкольной организации. Для нас важен пересмотр не только содержания подготовки в вузах, но и самой организации развития педагогических компетенций у студентов.
Формирование полиязычного специалиста в данном контексте становится одним из важных направлений в содержании подготовки педагогов.
Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает все необходимые условия для осуществления их профессиональной деятельности. Повышению престижа труда педагога способствовало бы материальное стимулирование лиц, выбравших эту профессию, в виде увеличения стипендии студентам педагогических специальностей.
В Послании ставится вопрос о новой политике развития инновационных исследований. Прикладные изыскания педагогических вузов, ориентированные на актуальные потребности системы образования в целом и конкретные запросы организаций образования регионов, – основа интеграции образования, науки и инноваций. Апробированные на экспериментальных площадках школ, детских садов, специальных организаций образования результаты научных исследований ученых-педагогов должны стать одними из приоритетных направлений развития образовательной сферы.
Литература:
1. Б.Т. Жумагулов. Выступление министра образования и науки РК на августовской конференции работников образования «Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала»
г. Астана, 24 августа 2012г.
2. Н. Аршабеков. Ставка на педагога. Казахстанская правда № 42-43 (27316-27317) от 5.02.2013