Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТ-КАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Автор: 
Янина Корнеевец (Гомель, Беларусь)

Современная семья отличается нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, что отрицательно влияет на развитие личности ребенка, нарушает его права. В частности, в течение 2012 года по Светлогорскому району Гомельской области число несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении увеличилось на 65 детей из 54 семей. Такие семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. В связи особую актуальность приобретают вопросы социально-педагогического сопровождения подростков, находящихся в социально опасном положении.

Подросток, находящийся в социально опасном положении (СОП), – лицо в возрасте от 10 до 16 лет, воспитывающиеся в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми; либо вследствие безнадзорности и беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия [1]. Для данной категории подростков характерна задержка психического развития, педагогическая или социальная запущенность, различного рода девиации, ложная гордость, нежелание  признавать авторитеты, а также  характерно жить одним днем, они не умеют проектировать и планировать свою жизнь.

Различные аспекты социально-педагогического сопровождения подростков, находящихся в СОП, рассматривали Т.В. Лодкина, В.В. Мартынова, Е.А. Осипова, Н.А. Сакович, С.А. Сарычева, И.Г. Сухогузова и др. Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в СОП, как технология работы социального педагога, представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога и подростка, его родителей, на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития, направленное на создание условий и обеспечение подростку наиболее целесообразной помощи, стимулирование осмысления существа в процессе возникновения проблемы в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении, поиск способа ее преодоления, а также побуждение к самостоятельности и активности в этом.

В качестве основных целей социально-педагогического сопровождения исследователи называют: сохранение естественных механизмов развития подростков, предотвращение условий, способных деформировать характер; формирование у несовершеннолетнего потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию, позитивных ценностных ориентаций, содействие в овладении социальной компетенцией; создание форм активной действенной социальной помощи конкретному ребенку и его родителям. (И.С. Бакун, Г.Ф. Бедулина, Т.М. Козыра, А.Ф. Паполамова, И. Трус и др.). Основная задача социально-педагогического сопровождения подростка, находящегося в социально опасном положении, – устранение причин и условий, создающих социально опасное положение ребенка. 

Моделируя процесс социально-педагогического сопровождения, необходимо опираться на следующие концептуальные положения: субъектная позиция несовершеннолетнего (реальные изменения в личностных образованиях, характере и поведении ребенка, оказавшийся в социально опасном положении, возможны только при наличии у него сформированной мотивации, потребности к самоизменению и самосовершенствованию); социокультурное развитие несовершеннолетнего проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды (Ю.А. Лежнёва, Ю.В. Мелешко, И. Трус). В процессе реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения необходимо уделять внимание влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию подростка. При этом воспитательный процесс не должен становиться инкубационным, когда ребенок подвержен влиянию только положительных факторов.

Эффективность социально-педагогического сопровождения зависит  от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. Основными факторами, влияющими на эффективность организации сопровождения подростков, являются: согласие подростка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности, вера в эти возможности подростка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, безопасность, защита прав человеческого достоинства (Н.С. Поспелова, Н.А. Соколова и др.).

При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) выделяются следующие направления работы специалистов: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей (А.А. Аладьин, А.А. Киберев, Н.А. Сакович, И.А. Фурманов и др.)

Процесс социально-педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в социально опасном положении, включает в себя 7 этапов: 1) диагностика психического и социального здоровья несовершеннолетнего; выявление условий и обстоятельств, оказывающих негативное воздействие на ребенка; диагностика социальной ситуации развития; 2) анализ полученной информации; 3) совместная разработка рекомендаций для несовершеннолетнего, родителей, педагогов, классного руководителя и других специалистов; составление плана комплексной помощи; 4) консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем несовершеннолетнего; 5) решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения; 6) анализ выполнения рекомендаций всеми участниками; 7) дальнейший анализ развития несовершеннолетнего (Т.В. Лодкина, В.В. Мартынова, С.А. Сарычева и др.).

На этапе диагностики проводится цикл необходимого социально-педагогического обследования несовершеннолетнего. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда Классный руководитель собирает информацию о педагогических аспектах статуса учащегося с помощью собственных наблюдений, бесед с педагогами и родителями. Учителя-предметники участвуют в экспертных опросах на этапе диагностики, предоставляют необходимую информацию классному руководителю, социальному педагогу, психологу. Школьная администрация оказывает содействие в организации проведения основных диагностических мероприятий.

На этапе анализа полученной информации социально-педагогическая и психологическая служба оформляет результаты диагностики, определяет особенности социальной ситуации развития несовершеннолетнего. СППС также предоставляет участникам процесса сопровождения всю необходимую информацию.

На этапе разработки рекомендаций специалисты СППС организуют совместную работу педагогического консилиума по определению плана комплексной помощи.

На этапе консультирования специалисты СППС проводят как групповые, так и индивидуальные консультации с педагогами, родителями, школьной администрацией, в ходе которых осуществляется психолого-педагогическое просвещение. Также в ходе данных консультаций обсуждаются возможные варианты решения проблем несовершеннолетнего.

На этапе реализации разработанных рекомендаций и методик социально-педагогического сопровождения социальный педагог совместно с психологом проводит запланированные психокоррекционные мероприятия, индивидуальные консультации для несовершеннолетнего, в ходе которых побуждает его к саморазвитию, саморегуляции, социальной инициативе.

На заключительных этапах проходит анализ развития ситуации. По мере необходимости вносятся коррективы в практическую деятельность и проводится повторная диагностика несовершеннолетнего.

Процесс социально-педагогического сопровождения невозможно ограничить определенными временными рамками, так как в каждом конкретном случае ситуация развития несовершеннолетнего индивидуальна. Чтобы социально-педагогическое сопровождение было эффективным, необходимо при составлении его плана учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности подростка, оказавшегося в социально опасном положении, его задатки и способности, интересы и склонности, особенности социальной ситуации развития.

Работа социального педагога по социально-педагогическому сопровождению подростков, оказавшихся в социально опасном положении, включает ряд основных шагов и мероприятий, направленных на выявление и защиту несовершеннолетних.

Первый шаг заключается в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. в установлении факторов, угрожающих ребенку. Каждое ведомство, в том числе учреждения образования, реализуют свои возможности в этом направлении. Важную роль в выявлении детей, находящихся в СОП, играют межведомственные рейды («Семья», «Подросток», «нет насилию»), системно организуемые исполкомами. Как правило, такие рейды проводятся два раза в месяц. Специалисты органа опеки и попечительства совместно с инспектором по делам несовершеннолетних (ИДН), заместителем комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), представителем детской поликлиники и социальными педагогами учреждений образования посещают неблагополучные семьи и семьи группы риска. С родителями проводятся профилактические беседы, консультации, разъясняется ответственность за воспитание и содержание детей. По результатам проверки составляется акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, даются рекомендации работникам школы по дальнейшему сопровождению и оказанию помощи детям и их родителям.

Второй шаг – это признание детей находящимися в социально опасном положении. Оно осуществляется по решению педагогического совета (совета профилактики) учреждения образования, а в отношении детей, не посещающих учреждения образования, – комиссией по делам несовершеннолетних. О решении обязательно уведомляются несовершеннолетний, его родители (законные представители).

Третий шаг – централизованный поименный учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении, который ведут отделы образования или по их приказу – региональные социально-педагогические центры.

Четвертый шаг – реализация индивидуальных программ комплексной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и мер по улучшению ситуации в их семье. Такая программа разрабатывается и реализуется первично учреждением образования, где обучается (воспитывается) ребенок. Помимо классного руководителя, социального педагога, психолога учреждения образования, к совместной работе с ребенком, его семьей привлекаются и специалисты других ведомств.

Субъектами взаимодействия являются: комиссия по делам несовершеннолетних; органы опеки и попечительства; управления (отделы образования); учреждения образования; управления по труду, занятости и социальной защите; учреждения социального обслуживания населения; учреждения здравоохранения; органы внутренних дел; организации жилищно-коммунального хозяйства; отделы записи актов гражданского состояния.

Координатором межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики на территории административных районов является, как правило, Комиссия по делам несовершеннолетних. По инициативе КДН проводятся ежемесячные мониторинги работы органов и учреждений системы предупреждения социального сиротства, семейного неблагополучия. Комиссией обобщаются информационно-аналитические и статистические сведения, характеризующие деятельность всех субъектов профилактики неблагополучия в семье. Выявляются проблемные вопросы, требующие межведомственного подхода, разрабатываются механизмы решения.

Таким образом, эффективность работы социального педагога по социально-педагогическому сопровождению, подростков, находящихся в социально опасном положении, зависит от вовлеченности в нее всех ведомств; наличия региональных планов и программ, направленных на решение проблемы; квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблемы. При этом, чем эффективнее будет работа с ребенком и его семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, когда дети признаются находящимися в социально опасном положении, тем меньше угроза изъятия ребенка из семьи.

 

Литература:

1. Инструкция о порядке выявления и учёта несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённая Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004г. № 47 (с изм. и доп. постановлений Министерства образования РБ от 14 июля 2009г. № 48; от 25 июля 2011г. № 117).

Научный руководитель:

кандидат психол. наук, доцент доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК УО «ГГУ им. Ф. Скорины» Гапанович-Кайдалова Е. В.,